Автор: Гайбович Николай Петрович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО"Городской центр детского(юношеского) технического творчества г.Юрги"
Населённый пункт: г.Юрга Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь к программе "Стендовый моделизм"
Раздел: дополнительное образование
Рабочая тетрадь
к программе
«Стендовый моделизм»
Управление
образования
Администрации
города
Юрги
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
Тетрадь практических заданий к программе
«Стендовый моделизм»
для первого года обучения
Методическое пособие
Автор - составитель: педагог
дополнительного образования
Гайбович Николай Петрович
Юрга 2019
Автор - составитель : Гайбович Николай Петрович, педагог дополнительного
образования МБУ ДО «Городской центр детского (юношеского) технического
творчества г. Юрги»
Данное
методическое
пособие
предназначено
для
учащихся,
которые
только
начинают заниматься стендовым моделизмом. Оно содержит разделы:
«Основные
понятия
о
конструкторско-технологической
деятельности»,
«Графическая
подготовка
в
конструкторской
деятельности»,
«Основы
конструирования модели», «Игротека», «Словарь терминов»
Пособие
адресовано
педагогам
дополнительного
образования
технической
направленности.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Графическая грамота………………………………………………………………..4
Основы этапы процесса конструирования модели………………………………22
Игротека…………………………………………………………………………….26
Словарь терминов………………………………………………………………….34
Литература………………………………………………………………………….37
Пояснительная записка
Данная тетрадь предназначена для учащихся, которые только начинают
заниматься стендовым моделизмом. Она содержит разделы: «Основные понятия о
конструкторско-технологической
деятельности»,
«Графическая
подготовка
в
конструкторской деятельности», «Основы конструирования модели», «Игротека»,
«Словарь
терминов»,
которые
содержат
как
практические
задания,
так
и
теоретические.
В конце тетради в разделе «Игротека» собраны интересные задачи:
головоломного характера, на смекалку, творческие и другие.
С помощью этой тетради учащиеся закрепят знания о геометрических
фигурах,
научатся
работать
чертежными
инструментами
и
без
них
-
«от руки», работать с миллиметрами, будут развивать глазомер. А также всегда
можно будет заглянуть в словарь терминов, чтобы «освежить» их в памяти.
Точка — это абстрактный объект, который не имеет измерительных
характеристик: ни высоты, ни длины, ни радиуса. В рамках задачи важно только
его местоположение.
Линия — это множество точек. У неё измеряют только длину. Ширины и толщины
она не имеет. Линия может быть:
Замкнутой, если её начало и конец находятся в одной точке,
Разомкнутой, если её начало и конец не соединены
Самопересекающейся
Без самопересечений
Прямой
Ломанной
Кривой
Прямая линия — это линия, которая не искривляется, не имеет ни начала, ни
конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны. Прямые могут быть:
Пересекающимися, если имеют общую точку. Две прямые могут пересекаться
только в одной точке.
Перпендикулярными, если пересекаются под прямым углом (90°).
Параллельными, если не пересекаются, не имеют общей точки.
Отрезок — это часть прямой, которая ограничена двумя точками, то есть она
имеет и начало и конец, а значит можно измерить её длину. Длина отрезка— это
расстояние между его начальной и конечной точками.
. .
Практическая часть
Задание №1.Начертите рядом с цифрами отрезки длиной:
10мм
22мм
70мм
150мм
Задание №2 Измерьте отрезки и запишите их длину в миллиметрах:
. .
.
.
.
.
. .
Задание №3 Измерьте длину ломаной линии в миллиметрах.
Задание №4 Начертите с помощью треугольника второй отрезок
перпендикулярный первому.
.
.
Задание №5 Начертите с помощью линейки второй отрезок параллельный
первому.
. .
Задание № 6 Укажите какая из трех прямых линий не является
параллельной.
Ч е р т е ж -
это
документ,
содержащий
графическое
изображение
детали,
изготовленное
с
помощью
чертежных
инструментов
на
бумаге,
и
сведения,
необходимые для ее изготовления и контроля
Эскиз –
графическое
изображение,
выполненное
упрощенно
–
от
руки,
без
применения чертежных инструментов, но с соблюдением пропорций
между
частями изображенной детали.
При
выполнении
графических
изображений
применяют
разные
типы
линий,
каждая из которых имеет определенное назначение и название.
Для облегчении выполнения эскиза и соблюдение пропорциональности
между
отдельными
элементами
детали
при
выполнения
графического
изображения используют бумагу в клетку.
Для того чтобы по чертежу можно было сделать вывод о величине
изображенного изделия или любой его части, на чертеж наносят размеры.
Различают линейные и угловые размеры. Линейные размеры характеризуют
длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус изделия. Угловые размеры
характеризуют величину угла. Линейные размеры на чертежах проставляют в
миллиметрах, но обозначение единиц при этом не наносят. Угловые размеры
отмечают
в
градусах,
указывая
единицы
измерения.
Числовые
значения
на
горизонтальных размерных линиях наносят сверху над линией, а на вертикальных
размерных линиях – слева.
При выполнении графического изображения необходимо, чтобы общее
количество
размеров
на
чертеже
было
наименьшим,
но
достаточным
для
изготовления
и
контроля
изделия.
При
выполнении
чертежей
и
эскизов
применяют
определенные
условные
обозначения.
Так,
диаметр
деталей
или
отверстий
помечают значком Ø для обозначения радиуса перед размерным
числом
пишут
прописную
латинскую
букву R.
Толщину
плоских
деталей,
изготовленных из листовых материалов, помечают латинской буквой S.
При выполнении чертежей нужно иметь соответствующие чертежные
инструменты:
чертежную
линейку,
циркуль,
угольники,
лекало,
транспортир,
резинку, карандаши различной твердости.
Линейка чертежная
Деревянная
пластинка –
Очень ровненькая спинка,
С циферками на боку,
Чертит ровную черту.
Назначение:
Для
проведения
прямых
линий
на
плоскости
и
проведения
измерений.
Циркуль
Кто
этот циркач лихой –
Чертит
круг
одной
ногой?
Как
гвоздем,
п ротк н ул
бумагу,
Уцепился и ни шагу!
Назначение: Для вычерчивания кругов, откладывания и перенесения размеров.
Угольник
В уголок листа упрямо
Он прижался носом прямо.
Почему он так упрям?
Потому, что угол прям.
Назначение: Для откладывания и проверки
прямых углов.
Лекало
Назначение: Для построения криволинейных линий.
Транспортир
Назначение: Для откладывания и проверки различных углов.
Карандаш
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
Назначение: Для черчения, рисования и написания текста.
Порядок чтения чертежа детали.
Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать ее чертеж,
необходимо соблюдать определенный порядок действий.
1.Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначение детали,
наименование материала, из которого она изготовлена, масштаб изображений.
2.Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже, какой вид
является главным. 3.Изучить
виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснить очертания детали,
взаимное расположение и форму ее частей. Представив по чертежу форму каждой
части детали, мысленно объединить их в единый целостный образ.
4.Определить размеры детали и размеры ее элементов. Читая чертеж детали,
можно сформулировать для себя вопросы, дающие представление о ней: а) как
называется деталь; б) из какого материала она изготовлена; в) в каком масштабе
выполнен чертеж; г) какие виды содержит чертеж; д) сочетанием каких
геометрических тел образована форма детали; е) какова ее общая форма; ж)
каковы габаритные размеры детали и размеры отдельных ее частей.
Рассмотрим пример. На рисунке дан чертеж детали, который необходимо
прочитать. Какую информацию мы можем получить о детали из этого чертежа?
Пользуясь только что приведенной последовательностью чтения чертежа, можно
установить, что деталь называется «пробка», она изготовлена из стали.
Масштаб - 1 : 1, т. е. изображение выполнено в натуральную величину.
Чертеж содержит два вида - главный вид и вид слева. Других изображений
нет. Пользуясь видами, определяем форму детали и ее частей. Сопоставляя виды,
можно установить, что форма детали образована несколькими поверхностями
вращения - цилиндрами. Один из них имеет диаметр 50 мм, а высоту — 10 (35 -
25)
мм.
Оси
вращения
цилиндров
совпадают
и
расположены
параллельно
горизонтальной
плоскости
проекций.
Второй
цилиндр
имеет
диаметр
42
мм,
высоту — 20 (25 - 5) мм. Между этими цилиндрами находится элемент детали -
проточка, которая имеет форму цилиндра диаметром 36 мм и длиной 5 мм. На
цилиндре диаметром 42 мм есть конической формы фаска, ее размеры 3x45°, т. е.
высота фаски 3 мм, а выполнена она под углом в 45°. Вдоль оси вращения
поверхностей, образующих форму детали, расположено углубление. Оно имеет
форму шестиугольной призмы и показано на главном виде штриховыми линиями.
Глубина отверстия — 25 мм, а расстояние между двумя параллельными гранями -
22 мм. На деталях такой размер называют размером «под ключ», он определяет
расстояние между «губками» ключа. Габаритные размеры детали: 35 мм и 50 мм.
Таким
образом,
чтение
чертежа
сводится
к
получению
всей
имеющейся
на
чертеже
информации
о
предмете.
При
этом
обязательно
учитывается
как
графическая, так и текстовая информация. Только вместе они дают однозначное
представление
о
форме
предмета,
его
размерах,
материале,
т.
е.
вызывают
пространственный образ предмета по его плоскому изображению, выполненному
на бумаге или классной доске.
Порядок выполнения эскиза и чертежа детали.
Выполнение чертежа каждой конкретной детали необходимо начинать с
разработки ее э с к и з а. При разработке эскиза детали рекомендуется следующая
выработанная практикой последовательность работы:
1-я операция – уточнение формы детали.
Общее представление о форме детали (т. е. эта деталь круглая или в виде
параллелепипеда
и
т. п.) было
получено
на
этапе
чтения
чертежа
сборочной
единицы.
По
вычерченным
на
черновике
фрагментам
следует
мысленно
представить
конструкцию
детали
во
всех
подробностях. Пусть
это
будет
деталь, показанная на рисунке.
Затем
необходимо
расчленить
деталь
на
простейшие
геометрические
поверхности: призматические, цилиндрические, конические, с ф е р и ч е с к и е
и
т. п. Это
позволит
лучше
понять
конструкцию
детали
в
целом, определить
рациональное количество изображений и облегчит простановку размеров.
Далее необходимо продумать, какое изображение выбрать главным и какие еще
изображения нужны для полного отображения формы наружных и внутренних
поверхностей детали.
2-я операция –планировка эскиза.
Планировка эскиза заключается в разметке листа бумаги и определении
места для каждого изображения. Эскиз рекомендуется чертить карандашом на
бумаге в клетку, где сетка линий облегчает выполнение изображений и надписей
без использования чертежных инструментов.
Затем
необходимо
нанести
на
бумагу
тонкими
линиями
габаритные
прямоугольники
намеченных
для
этой
детали
изображений. Величину
прямоугольников следует выбирать произвольно, но с учетом того, что внутри
прямоугольников
должны
будут
свободно
читаться
формы
мелких
элементов
детали. Напоминаем, что
прямоугольники
должны
приблизительно
отражать
действительные пропорции детали и заполнять рабочее поле эскиза равномерно и
с достаточными для нанесения размеров промежутками.
3-я операция – выполнение изображений.
Построить внутри габаритных прямоугольников намеченные изображения
детали (виды, разрезы, сечения). Уд а л и т ь
в с п о м о г а т е л ь н ы е
л и н и и
построения, выполнить штриховку.
4-я операция- нанесение размеров.
На первом этапе этой операции необходимо определить, какие размеры
следует указать для каждого элемента детали, чтобы этот элемент был задан
геометрически
полно. Так, для
геометрически
полного
задания
сквозного
отверстия детали достаточно задать два его размера: диаметр и высоту. Подобный
подход используют и для всех остальных простых поверхностей, составляющих
данную
деталь. Здесь
следует
учитывать, что
некоторые
размеры
могут
быть
заданы или непосредственно или как разность размеров других элементов. После
определения необходимых размеров нужно нанести выносные и размерные линии.
На
втором
этапе
необходимо
вписать
размерные
числа
и
условные
знаки (диаметров, резьбы и т. п.) над размерными линиями. Следует помнить, что
на разрабатываемом чертеже должны быть нанесены действительные размеры
детали. Для их определения необходимо измерить линейные размеры детали и
затем пересчитать их в действительные с учетом указанного на чертеже масштаба.
5-я операция-завершение эскиза.
Эта операция состоит из следующих действий:
∙обводка контурных линий изображений мягким карандашом;
∙запись технических требований;
∙запись наименования, обозначения и материала детали;
∙при необходимости нанесение обозначения шероховатости поверхностей.
6-я о п е р а ц и я – п р о в е р к а э с к и з а
Последовательно
и
внимательно
проверить
правильность
выполнения
изображений, штриховки (она
должна
быть
одинаковой
на
всех
разрезах
и
с е ч е н и я х
д а н н о й
д е т а л и), с о д е р ж а н и я
и
з а п и с и
т е х н и ч е с к и х
требований, оформления всех других составляющих эскиза детали.
По разработанному и согласованному с преподавателем эскизу выполняют
чертеж
детали, содержание
и
оформление
которого
должно
соответствовать
требованиям стандартов.
Чертеж детали выполняется на стандартном формате бумаги чертежными
инструментами или с применением компьютерной технологии с соблюдением
стандартного масштаба.
Практическая работа:
Задание №1 Прочитать чертеж
Название детали
Материал, из которого она изготовлена
Масштаб
Количество видов
Длина
Ширина
Высота
Диаметр отверстия
Задание №2 Проставить размеры детали.
Задание №3 Проставить недостающие размеры детали.
Основные этапы процесса конструирования
модели.
1.
Выбор прототипа.
При выборе прототипа для создания модели необходимо сопоставить
класс сложности модели с технической подготовленностью исполнителя.
Задаться степенью копийности будущей модели.
2.
Подбор необходимой документации.
Этап
подбора
документации
при
изготовлении
модели
–
процесс
долгосрочный и трудоемкий. Чертежи общего вида, отдельных узлов и
деталей,
фотографии,
технические
описания
и
другая
информация
необходимая при создании модели напрямую влияют на конечный результат.
3.
Составление эскиза будущей модели.
На
этапе
составления
эскиза
будущей
модели
определяется
масштаб,
габаритные размеры и конструктивные особенности. Принимается решение
по
упрощению
или
исключению
отдельных
деталей,
или
элементов
конструкции.
4.
Разбивка модели на отдельные узлы и детали.
На
этом
этапе
руководствуясь
правилом,
что
«любая
деталь
это
геометрическая фигура», представляем модель в виде набора фигур простой
и сложной геометрической формы.
5.
Построение разверток отдельных узлов и деталей.
Практическая работа:
1.Выбор прототипа моделирования.
3. Составление эскиза модели
4.Разбивка модели на отдельные узлы и детали.
1.Рама
2.Кабина
3.Кузов
5.Построение разверток отдельных узлов и деталей .
1.Сколько фигур на рисунке?
2.Сколько треугольников содержит фигура?
3.Раскрась только те геометрические фигуры, из которых состоит
рыбка.
5. Разгадай ребус
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
9.
Ответы:
№п/п
Ответ
1
Точка
2
Отрезок
3
Угольник
4
Круг
5
Ножницы
6
Линейка
7
Карандаш
8
Эскиз
9
Шар
Словарь терминов
Горизонтальная проекция-проекция предмета на горизонтальную
плоскость.
Изображение – воссоздание (отображение) чего-либо с помощь чертежа,
рисунка, эскиза.
Изображения графические - называют изображения, составленные из
линий,
штрихов,
точек.
Каждое
графическое
изображение
имеет
свои
особенности,
условно
передающие
информацию
о
предмете
или
способе
действия.
Инструмент - орудие для работы.
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение деталей,
частей.
Конструирование - создание различных технических объектов.
Конструкция - схема устройства и работы машины, сооружения, а также
сами машины и их детали.
Конструкторский документ – графический документ, содержащий всю
информацию для изготовления изделия и его контроля.
Макет - объёмное изображение действительного объекта.
Машина - совокупность механизмов, выполняющих полезную работу в
процессах производства.
Моделирование - построение моделей, процесс познания действительных
объектов, метод изучения технических сооружений.
Модель - копия действительного объекта.
Проекция фронтальная-проекция предмета на вертикальную плоскость,
расположенную перед зрителем.
Проекция профильная-проекция предмета на вертикальную плоскость,
расположенную сбоку. На чертежах эти проекции называют видами:
фронтальную — вид спереди, горизонтальную — вид сверху, профильную — вид
слева.
Разметка – нанесение на поверхность заготовки контуров будущей
детали в соответствии с чертежом.
Рисунок технический-графическое изображение предмета, на котором
видны три его стороны. Технический рисунок более точно, хотя и более условно,
передает информацию о конструкции, форме, пропорциях предмета. На нем могут
быть показаны невидимые линии.
Сплошная волнистая линия используется для обозначения обрыва,
когда изображение на чертеже дано не полностью.
Сплошная толстая — основная— линия используется для изображения
видимых контуров предмета. Ее толщина (5) —от 0,5 до 1,4 мм.
Сплошная тонкая линия используется для указания размеров
предмета с помощью выносных и размерных линий. Толщина ее — от 5/3 до 5/2.
Размерная линия проводится на расстоянии 6... 10 мм от контура и параллельна
ему. Она ограничивается стрелками длиной 6... 10 мм. Выносные линии выходят
за концы стрелок размерных линий на 1...5 мм. Для обозначения диаметра перед
размерным числом ставят знак 0. Толщина предмета может обозначаться буквой 5,
а длина — буквой L.
Сплошные тонкие линии, нанесенные параллельно, обозначают места
нанесения клея с изнаночной стороны, видимой при разметке.
Техника - совокупность средств
человеческой деятельности, созданных
для осуществления процессов производства.
Технический рисунок - самостоятельное
графическое изображение или дополнение к чертежу.
Технология - совокупность методов обработки сырья, изделий; наука о
способах
воздействия
на
сырьё,
материалы
соответствующими
орудиями
труда.
Трафарет - приспособление для ускорения чертёжно-графических
работ.
Чертёж - изображение предметов и их выполненное с указанием их
размеров,
масштаба. Чертежом называют
документ,
содержащий
изображение
предмета, как правило, в нескольких проекциях — видах . Чертеж дает полное
представление
о
форме
предмета,
его
виде,
размерах
и
др.
Все
чертежи
выполняют по государственным стандартам «Единой системы конструкторской
документации» (ЕСКД).
Шаблон - образец, по которому изготавливают какие-либо
одинаковые детали.
Штриховая линия применяется для изображения невидимых
контуров предмета. Она состоит из отдельных штрихов длиной от 2 до 8 мм с
расстояниями между штрихами от 1 до 2 мм. Толщина штрихов в 2—3 раза
меньше толщины основной линии (5/3, S/2).
Штрихпунктирная линия используется для изображения оси
симметрии и центра дуг окружностей. Она состоит из длинных штрихов от 5 до
30
мм
и
коротких
(пунктиров)
между
ними.
Расстояние
между
длинными
штрихами — от 3 до 5 мм, толщина линии — от 5/3 до 5/2. Положение центров
обозначается пересечением длинных штрихов.
Штрихпунктирная линия с двумя точками используется для
обозначения
линии
сгиба.
Толщина
и
длина
штрихов
такие
же,
как
штрихпунктирной линии.
Эскиз - изображение предметов, предназначенное для разового
использования. Эскизом
-
называют
изображение
предмета,
выполненное
по
правилам
прямоугольного
проецирования
от
руки
с
приблизительным
сохранением
пропорций.
Эскиз
удобнее
и
быстрее
выполнять
на
бумаге
и
классной доске, разлинованных в клетку
Литература
1.
Журавлева, А. П. Что нам стоит флот построить [Текст] / А. П. Журавлева. –
М. : Патриот, 1990. – 134 с. : ил.
2.
Кондрасов, И. М. Знакомим малышей с техникой [Текст] / И.М. Кондрасов.
- М. : Просвещение, 1996. – 128 с. : ил.
3.
Огерчук Л. Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся
1 – 4 классов: Работа с бумагой и картоном [Текст] / Л. Ю. Огерчук. – М. :
Школьная пресса, 2003. – 48 с.
4.
Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование [Текст]
/ Л. А.
Парамонова – М. : Издательский Дом Карапуз, 1999. – 240 с. : ил.
5.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое
творчество
учащихся
[Текст]
:
Учебное
издание
/
Под
редакцией В. А. Горского. И. В. Кротова. – М. : Просвещение,1988. – 351с.
6.
Столярова, С. В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю [Текст] / С. В.
Столярова. - Ярославль: Академия & К
о
, Академия холдинг, 2000. – 86 с. :
ил.
7.
Титкова, Т. В. Подарки своими руками [Текст] / Т. В. Титкова. – М. : РИПОЛ
КЛАССИК, 2001. - 320 с. : ил.
8.
Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие
[Текст] / Н. Б. Троицкая. – М. : Дрофа, 2003. - 144 с.