Автор: Коротова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Сосновоборская специальная школа"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципа метапредметности через педагогические технологии для развития навыка чтения младших школьников.
Раздел: начальное образование
Реализация принципа метапредметности через педагогические технологии
для развития навыка чтения младших школьников.
Учитель-логопед
Коротова Оксана Викторовна
ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»
г. Сосновый Бор Ленинградской области
Установленные
Федеральным
Государственным
образовательным
стандартом
новые
требования
к
результатам
обучающихся
вызывают
необходимость
в
изменении
содержания
обучения
на
основе
принципов
метапредметности, как условия достижения высокого качества образования.
Рисунок – 1. Принцип метапредметности.
Качество
образования
в
современных
условиях
происходит
через
результаты
Всероссийских
проверочных
работ
без
учета
психофизических
особенностей
школьников.
Эти
результаты
в
большей
степени
показывают
качество
деятельности
педагога.
Поэтому
важно,
чтобы
проводилась
комплексная диагностика обучающихся. Так как диагностика классифицирует
учеников по их возможностям. По результатам диагностики можно определить
1
формы и методы дальнейшей работы со школьниками. Так, например одних
учеников можно развивать через портфолио, а других (наиболее успешных в
обучении) – через олимпиады. Олимпиады и портфолио не могут существовать
без метапредметности, так как его принцип реализуется в процессе обучения.
Рисунок – 2. Высокое качество образования
Принцип
метапредметности
–
заключается
в
обучении
школьников
общим
приемам,
техникам,
алгоритмам,
схемам,
образцам
мыслительной
деятельности, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые
воспроизводятся при работе с любым учебным материалом, не зависимо от
учебного предмета.
Таким
образом,
формируются
общеучебные
навыки
или
же
универсальные учебные действия, которые интегрируются в образовательный
процесс.
Освоенные
учениками
способы
деятельности
обеспечивают
формирование целостной картины мира в их сознании.
2
Рисунок – 3. Влияние метапредметности на качество образования.
Так вот, невозможно достичь высокого качества образования без основ,
фундамента любого обучения – развития навыков смыслового чтения, которое
возможно только при успешном овладении навыка чтения и совершенствования
её технической стороны. Успешное овладение навыком чтения – это один из
показателей общего уровня развития познавательной деятельности ученика, так
же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах
развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления,
речи).
К сожалению, количество школьников с трудностями овладения чтением
увеличивается
год
от
года.
Причем
затруднения
в
овладении
технической
стороной чтения, которые испытывают школьники, сохраняются и в старших
классах, осложняя изучение всех школьных дисциплин.
Можно условно разделить школьников, у которых возникают трудности в
овладении навыка чтения на 3 группы.
1 группа. Трудности в усвоении букв русского языка.
Причины:
- недостаточность фонематических процессов;
- недостаточный объем движений артикуляционного аппарата;
- несовершенство зрительного восприятия, внимания;
- нарушение процессов памяти.
В чём проявляется:
3
- с трудом соотносят буквы с соответствующими звуками → трудности
слияния букв в слоги;
-
нечеткое
формирование
зрительного
образа
буквы
→
нарушение
зрительного узнавания букв и слов при чтении.
Формы дислексии:
- фонематическая;
- артикуляторно-акустическая;
- оптическая;
- мнестическая.
Педагогические технологии включают в себя четыре направления.
Во-первых,
развитие
подвижности
речевого
аппарата,
четкости
произношения, речевого дыхания и голоса:
- дыхательная и артикуляционная гимнастика;
- чистоговорки.
Во-вторых, развитие фонематического восприятия и слухового внимания:
- игра «Есть ли звук в слове?»;
- повторение слоговых цепочек.
В-третьих, развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительной
памяти и внимания:
-
соотнесение букв с картинкой, звуком и движением
[
5];
- формирование пространственных ориентировок;
- угадывание и называние зашумленных, недописанных наложенных друг
на друга букв;
- работа с корректурными таблицами [6];
- запоминание и называние предъявленных картинок;
-
упражнения,
направленные
на
расширение
объема
внимания,
его
концентрацию, переключаемость [1].
В-четвертых, развитие способности звуко-буквенного анализа и синтеза
слогов и слов:
- чтение (пропевание) слоговых таблиц [2];
4
- чтение слоговых таблиц, нахождение заданного слога [6];
- составление слов из слогов.
2 группа. Нарушение техники чтения.
Причины:
- недостаточность зрительно-моторной координации;
- нарушение операций фонематического анализа;
- трудности звуко-слогового синтеза;
- нарушение внимания.
В чём проявляется:
- многочисленные ошибки при чтении, (пропуски, перестановка букв,
искажение слоговой структуры слов);
- побуквенное чтение;
- грамматические ошибки;
- чтение по догадке;
- замедленное чтение.
Формы дислексии:
- фонематическая;
-
моторная
(затруднения
в
движении
глаз
при
чтении,
сужение
поля
зрения);
- мнестическая.
Педагогические технологии:
- развитие внимания [1];
- расширение поля зрения [1];
- составление слов из слогов;
- зашифрованные слова;
- анаграммы;
- нахождение слов среди букв;
- формирование выразительного чтения [3, 4];
- работа над темпом речи, интонацией, логическим ударением [7];
- чтение с указкой на время.
5
3 группа. Трудности в понимании прочитанного.
Механическое чтение без понимания прочитанных слов, предложений,
текстов.
Причины:
- нарушение звуко-слогового синтеза;
- бедность словарного запаса.
В чём проявляется:
- не понимание прочитанных слов и текста.
Формы дислексии:
- семантическая.
Педагогические технологии:
- составление слов из букв, слогов;
- нахождение слов среди букв;
- соотнесение прочитанных слов и предложений с картинкой;
- подбор сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или
предложению;
- анализ и синтез предложения;
- работа с деформированным предложением, текстом;
- ответы на вопросы к прочитанному предложению, тексту;
- составление плана текста;
- пересказ текста.
Таким
образом,
для
реализации
принципа
метапредметности
используется
цело стный
комплекс
педагогиче ских
т ех н ол о г и й ,
способствующих развитию правильного и осознанного чтения. Развитие навыка
смыслового
чтения
является
универсальным
учебным
действием,
которое
применяется
в
образовательном
процессе,
что
в
свою
очередь
формирует
каждого
ученика
как
лично сть,
спо собную
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
Список использованных источников.
6
1. Ахмадуллин Ш. Т. Обучение детей скорочтению по методике Шамиля
Ахмадуллина. Полная система обучения в домашних условиях [комплект учеб.
программ].- М.:Билингва, 2016.
2. Зайцев Н. А. Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.-
Спб., 2006.
3. Козырева Л. М. Логопедическое пособие.- М.: Школа, 2000.
4.
Корнев
А.Н.
Нарушения
чтения
и
письма
у
детей:
Учебно-
методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
5.
Копачевская
Л.А.,
Лаврова
Е.В.
Формирование
интонационной
выразительности
у
детей
с
речевыми
нарушениями
//
Ребенок.
Раннее
выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.
Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
6. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для
занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:
Школьная Пресса, 2002. — 16 с.
7. Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы.- М.: Робинс, 2012.
8.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями
чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных
учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
9.Свободина Н. Г. Коррекция нарушений письма. Слоговые таблицы и
рисунки. Демонстрационный материал.- М.: Сфера, 2018.
10. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи и интонацией, орфографией. -
Ярославль.:Академия развития, 2001.
7