Напоминание

Реализация принципа метапредметности через педагогические технологии для развития навыка чтения младших школьников.


Автор: Коротова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Сосновоборская специальная школа"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципа метапредметности через педагогические технологии для развития навыка чтения младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация принципа метапредметности через педагогические технологии

для развития навыка чтения младших школьников.

Учитель-логопед

Коротова Оксана Викторовна

ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»

г. Сосновый Бор Ленинградской области

Установленные

Федеральным

Государственным

образовательным

стандартом

новые

требования

к

результатам

обучающихся

вызывают

необходимость

в

изменении

содержания

обучения

на

основе

принципов

метапредметности, как условия достижения высокого качества образования.

Рисунок – 1. Принцип метапредметности.

Качество

образования

в

современных

условиях

происходит

через

результаты

Всероссийских

проверочных

работ

без

учета

психофизических

особенностей

школьников.

Эти

результаты

в

большей

степени

показывают

качество

деятельности

педагога.

Поэтому

важно,

чтобы

проводилась

комплексная диагностика обучающихся. Так как диагностика классифицирует

учеников по их возможностям. По результатам диагностики можно определить

1

формы и методы дальнейшей работы со школьниками. Так, например одних

учеников можно развивать через портфолио, а других (наиболее успешных в

обучении) – через олимпиады. Олимпиады и портфолио не могут существовать

без метапредметности, так как его принцип реализуется в процессе обучения.

Рисунок – 2. Высокое качество образования

Принцип

метапредметности

заключается

в

обучении

школьников

общим

приемам,

техникам,

алгоритмам,

схемам,

образцам

мыслительной

деятельности, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые

воспроизводятся при работе с любым учебным материалом, не зависимо от

учебного предмета.

Таким

образом,

формируются

общеучебные

навыки

или

же

универсальные учебные действия, которые интегрируются в образовательный

процесс.

Освоенные

учениками

способы

деятельности

обеспечивают

формирование целостной картины мира в их сознании.

2

Рисунок – 3. Влияние метапредметности на качество образования.

Так вот, невозможно достичь высокого качества образования без основ,

фундамента любого обучения – развития навыков смыслового чтения, которое

возможно только при успешном овладении навыка чтения и совершенствования

её технической стороны. Успешное овладение навыком чтения – это один из

показателей общего уровня развития познавательной деятельности ученика, так

же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах

развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления,

речи).

К сожалению, количество школьников с трудностями овладения чтением

увеличивается

год

от

года.

Причем

затруднения

в

овладении

технической

стороной чтения, которые испытывают школьники, сохраняются и в старших

классах, осложняя изучение всех школьных дисциплин.

Можно условно разделить школьников, у которых возникают трудности в

овладении навыка чтения на 3 группы.

1 группа. Трудности в усвоении букв русского языка.

Причины:

- недостаточность фонематических процессов;

- недостаточный объем движений артикуляционного аппарата;

- несовершенство зрительного восприятия, внимания;

- нарушение процессов памяти.

В чём проявляется:

3

- с трудом соотносят буквы с соответствующими звуками → трудности

слияния букв в слоги;

-

нечеткое

формирование

зрительного

образа

буквы

нарушение

зрительного узнавания букв и слов при чтении.

Формы дислексии:

- фонематическая;

- артикуляторно-акустическая;

- оптическая;

- мнестическая.

Педагогические технологии включают в себя четыре направления.

Во-первых,

развитие

подвижности

речевого

аппарата,

четкости

произношения, речевого дыхания и голоса:

- дыхательная и артикуляционная гимнастика;

- чистоговорки.

Во-вторых, развитие фонематического восприятия и слухового внимания:

- игра «Есть ли звук в слове?»;

- повторение слоговых цепочек.

В-третьих, развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительной

памяти и внимания:

-

соотнесение букв с картинкой, звуком и движением

[

5];

- формирование пространственных ориентировок;

- угадывание и называние зашумленных, недописанных наложенных друг

на друга букв;

- работа с корректурными таблицами [6];

- запоминание и называние предъявленных картинок;

-

упражнения,

направленные

на

расширение

объема

внимания,

его

концентрацию, переключаемость [1].

В-четвертых, развитие способности звуко-буквенного анализа и синтеза

слогов и слов:

- чтение (пропевание) слоговых таблиц [2];

4

- чтение слоговых таблиц, нахождение заданного слога [6];

- составление слов из слогов.

2 группа. Нарушение техники чтения.

Причины:

- недостаточность зрительно-моторной координации;

- нарушение операций фонематического анализа;

- трудности звуко-слогового синтеза;

- нарушение внимания.

В чём проявляется:

- многочисленные ошибки при чтении, (пропуски, перестановка букв,

искажение слоговой структуры слов);

- побуквенное чтение;

- грамматические ошибки;

- чтение по догадке;

- замедленное чтение.

Формы дислексии:

- фонематическая;

-

моторная

(затруднения

в

движении

глаз

при

чтении,

сужение

поля

зрения);

- мнестическая.

Педагогические технологии:

- развитие внимания [1];

- расширение поля зрения [1];

- составление слов из слогов;

- зашифрованные слова;

- анаграммы;

- нахождение слов среди букв;

- формирование выразительного чтения [3, 4];

- работа над темпом речи, интонацией, логическим ударением [7];

- чтение с указкой на время.

5

3 группа. Трудности в понимании прочитанного.

Механическое чтение без понимания прочитанных слов, предложений,

текстов.

Причины:

- нарушение звуко-слогового синтеза;

- бедность словарного запаса.

В чём проявляется:

- не понимание прочитанных слов и текста.

Формы дислексии:

- семантическая.

Педагогические технологии:

- составление слов из букв, слогов;

- нахождение слов среди букв;

- соотнесение прочитанных слов и предложений с картинкой;

- подбор сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или

предложению;

- анализ и синтез предложения;

- работа с деформированным предложением, текстом;

- ответы на вопросы к прочитанному предложению, тексту;

- составление плана текста;

- пересказ текста.

Таким

образом,

для

реализации

принципа

метапредметности

используется

цело стный

комплекс

педагогиче ских

т ех н ол о г и й ,

способствующих развитию правильного и осознанного чтения. Развитие навыка

смыслового

чтения

является

универсальным

учебным

действием,

которое

применяется

в

образовательном

процессе,

что

в

свою

очередь

формирует

каждого

ученика

как

лично сть,

спо собную

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта.

Список использованных источников.

6

1. Ахмадуллин Ш. Т. Обучение детей скорочтению по методике Шамиля

Ахмадуллина. Полная система обучения в домашних условиях [комплект учеб.

программ].- М.:Билингва, 2016.

2. Зайцев Н. А. Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.-

Спб., 2006.

3. Козырева Л. М. Логопедическое пособие.- М.: Школа, 2000.

4.

Корнев

А.Н.

Нарушения

чтения

и

письма

у

детей:

Учебно-

методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

5.

Копачевская

Л.А.,

Лаврова

Е.В.

Формирование

интонационной

выразительности

у

детей

с

речевыми

нарушениями

//

Ребенок.

Раннее

выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.

Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института;

Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

6. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для

занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:

Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

7. Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы.- М.: Робинс, 2012.

8.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями

чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных

учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.

9.Свободина Н. Г. Коррекция нарушений письма. Слоговые таблицы и

рисунки. Демонстрационный материал.- М.: Сфера, 2018.

10. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи и интонацией, орфографией. -

Ярославль.:Академия развития, 2001.

7



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!