Напоминание

"Формирование здорового образа жизни в ДОУ"


Авторы: Сорбало Лариса Николаевна, Клыбанская Валерия Сергеевна
Должность: Старший воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация требований ФГОС в оснащении предметно –

развивающей среды ДОУ

Выполнила:

Старший

воспитатель –

Сорбало Л.Н.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо

актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного

стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного

образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению

предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и

физического развития» (С. Л. Новоселова).

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного

потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется

образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать

возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его

склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную,

двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность

свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам

развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование,

рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную

деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для

опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и

прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,

составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается

размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных

задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники

«заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

-центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

-центр правильной речи и моторики.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в

игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с

рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы

женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам

- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских

богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество

«подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески

используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников

необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой:

печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-

печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими

школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии

школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы,

стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности

детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном

мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для

организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого

ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования

личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группах обеспечивать безопасность их жизни, способствовать

укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью

предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий

формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-

развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития,

которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько

многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми

будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не

просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она

должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить

удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать

закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и

коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели

эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать

ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных

особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к

корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и

обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ,

необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников

воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды

дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую

нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группах

В соответствии с рассмотренными принципами в группах ДОУ была создана следующая

предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать

оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить

группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре

дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и

застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад,

теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный,

варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с

воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети

– большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием

выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития

дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие

разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки

для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты

природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же

подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по

группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения,

простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и

поиграть в свободные игры.

Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в

группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют

аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В

распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага

разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под

навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного

художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде

"Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется

персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами

вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку

воспитанников и способствует их самоутверждению.

Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства,

достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко

перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида,

кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек)

позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников,

подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети,

особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их,

комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях,

ручном труде).

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или

исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально

оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые

разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д.

Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей

особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую

литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги

дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и

отчетов.

В группах также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья",

"Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную площадь

и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема

ограниченного пространства группы.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов

детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность

материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал

позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же

уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы

необходимые условия.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием

физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой

комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в

двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды

движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с

мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное

влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок

тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к

созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой

шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное

кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на

стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют,

домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный

мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки

и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или

иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он

оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления

знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства,

светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с

историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель

традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет

собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными

предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.).

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем

его действенного познания. НОД предполагают знакомство с устным народным творчеством,

декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети

знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного

подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному

развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-

пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и

высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая

работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации

предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной

проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!