Автор: Нечаева Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с№5
Населённый пункт: г.о.Лобня,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад №5 «Рябинка»
Составила: воспитатель
Нечаева Евгения Викторовна
Г. о. Лобня, 2018год
Взаимодействие ДОУ и семьи
Термин
«взаимодействие»
предполагает
обмен
мыслями,
чувствами
переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение
и
взаимодоверие,
знание
и
учет
педагогом
условий
семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
Также
оно
подразумевает
обоюдное
желание
родителей
и
педагогов
поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что
отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Цель
взаимодействия
–
установление
партнерских
отношений
участников
педагогического
процесса,
приобщение
родителей
к
жизни
детского сада.
Каждое дошкольное образовательное учреждение н е только
воспитывает ребёнка, н о и
консультирует родителей п о вопросам
воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения –
н е только
воспитатель детей, н о и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с
родителями неоспоримы и многочисленны.
Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении
педагогических
проблем
и
в
то
же
время
не
навредит,
так
как
будут
учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Педагоги заручаются пониманием с о стороны
родителей
в
решении
проблем . А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и
осуществляется данное взаимодействие.
Е щ ё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях»
писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут
надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле
самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их
к
работе детского с ада». Существенной стороной взаимодействия
детского
сада и
с емьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская,
является т о , что
детский с а д служит «организующим центром» и
«влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как
можно
лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по
воспитанию детей.
К
новым
подходам
взаимодействия
дошкольного
образовательного
у ч р е ж д е н и я
и
с е м ь и
о т н о с и т с я формирование
родительской
компетентности,
которая
предполагает
интегрирование
разных
аспектов
личного родительского опыта:
когнитивного;
эмоционального;
сенсорного;
коммуникативного;
рефлексивного и др.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: Доброжелательный стиль
педагога с родителями, Индивидуальный подход — воспитатель чувствует
ситуацию, настроение родителей, Сотрудничество — создать атмосферу
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей,
развивается личность в семье и детском коллективе, Динамичность — быстро
реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные
процессы.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и
взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества
детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких
выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!»,
стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников,
стимулом к совместной деятельности детей и родителей. После окончания
выставки проходит награждение участников.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является
приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада;
организации праздников и развлечений: «День пожилого человека», «День
матери», «8 Марта», «23 февраля», «Папа, мама, я – спортивная семья».
«Составь свое семейное древо»с фото отчетом.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей
родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы,
стенды, папки – передвижки, родительские собрания, индивидуальные
беседы.
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием
всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его
индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями.
Если раньше степень включённости родителей в организацию
образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели –
большенство, активные участники – меньшество, то на данный момент
пассивными остаются лишь малое колличество родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из
них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и
доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг
друга.