Напоминание

Тема: "Правдивость и честность"


Автор: Джафаров Мухаммад Кирманович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: Разработка.
Тема: Тема: "Правдивость и честность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




99

Занятие

«Правдивость, честность»

В ком добра нет, в том и правды мало

Цель: объяснить детям, что правдивость и честность – слова,

противоположные по значению лжи и нечестности.

Вступительная беседа по теме урока может быть построена на такого рода

вопросах: Нужна ли человеку ложь? Можно ли без нее прожить? Как

отличить ложь от фантазии, вымысла? Что такое нечестность и как она

осложняет жизнь человеку?

Для того чтобы помочь разобраться в этом, можно активизировать работу

п о

т и п у

з а д а н и я

« П од б е р и

а н т о н и м ы

к

с л о в а м :

л ож ь

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ;

н е ч е с т н о с т ь

________________________ (впиши нужные слова, объясни, почему ты их

выбрал)».

Дети могут приводить такие пары слов, как ложь – правды, нечестность

правдивость,

и

воспитатель

должен

помочь

им

понять

нравственное

противостояние,

заложенное

в

этих

словах.

Вежливый,

нравственный

человек

всегда

будет

плохо

относиться

ко

всякому

проявлению

лжи,

нечестности как в делах и поступках, так и в словах.

Можно вспомнить любимых героев детских книг (например Незнайку,

Лису

Алису

и

Кота

Базилио

и

др.)

и

обсудить

их

хорошие

и

плохие

поступки, выявляя нравственную суть каждого поступка.

В связи с такими рассуждениями можно обсудить и содержание пословиц

и поговорок, выясняя их смысл: «Без правды люди не живут, а только

маются»,

«Где

правда,

там

и

счастье»

и

др.

(см.

раздел

«Народная

мудрость»). Они помогут воспитателю показать детям, что за нечестностью

и неправдой в словах стоят и некрасивые поступки.

Итогом урока должна быть мысль, что настоящий человек никогда не

опустится до обмана, лжи, нечестных поступков и по возможности будет

предостерегать от них других.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания

1. Объясни содержание русских народных пословиц и поговорок:

В ком правды нет, в том и добра мало.

Береги платье снову, а честь смолоду.

2. Прочитай два небольших рассказа и определи, к какому из них какая

пословица подходит.

Однажды я пошел в компьютерный клуб. Дома сказал, что буду

играть во дворе. Это потому, что мама запрещает мне ходить в этот клуб. Я

заигрался и пришел домой поздно. Мама волновалась. Заболела сестренка.

Меня нет, и некому сходить в аптеку. Сестренка плакала, у нее был жар.

100

У меня был друг. Однажды у него дома я увидел красивую старинную

книгу. Она мне очень понравилась. Я захотел иметь такую же. Друг вышел

к звонившему телефону, а я потихоньку взял ее и поспешил домо

радовался. Потом все об этом узнали. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то

встретил старого друга. Он не обрадовался и не пригласил меня к себе. Я

подумал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно.

3. Вспомни и расскажи сказку «Заюшкина избушка».

Ответь на вопрос: какой поступок совершила Лиса?

Сделай рисунок к этой сказке.

Придумай к нему такое заглавие, в котором будет назван поступок

Лисы.

Выбери

нужные

слова

из

перечисленных: честный,

плохой,

несправедливый, товарищеский, нечестный, хороший.

Объясни, почему ты считаешь выбранное слово самым правильным для

оценки поступка Лисы.

4. Соедини стрелками

похожие

слова: честный,

верный,

лживый,

правдивый.

5. Подчеркни предложения, со смыслом которых ты согласен:

Честный человек трудится сам.

Надо честно относится к своим обязанностям.

Нельзя никого обманывать.

Иногда полезно лгать.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

В ком добра нет, в том и правды мало.

Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Вранье не приведет в добро.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Добрые умирают, да дела их живут.

Всему, бывает причина.

Вопросы:

Почему говорят, что «всему бывает причина»?

Почему ответ бывает таким же, как и вопрос? (Каков вопрос, таков

ответ).

101

Имеет ли человек право на ошибку?

Какой человек имеет это право? Почему?

ТЕКСТЫ

Н. Юсупов

ПРОСТИТЕ

102

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу,

Но пап нашелся,

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите», - сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!»

Казалось

бы,

Что в нем такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово.

103

Вопросы:

О каком честном поступке говорится в стихотворении?

Какое необычное, чудесное слово использует папа?

Когда и как его произносить?

Ты умеешь им пользоваться? Как часто прибегаешь к его помощи?

С. Михалков

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ

У меня опять: У меня опять:

Тридцать шесть и пят. Тридцать шесть и

пять.

Озабоченно и хмуро Я быстро градусник

беру

Я на градусник смотрю: И меж ладоней

долго тру,

Где моя температура? Я на него дышу,

дышу

Почему я не горю? И про себя прошу,

прошу:

Почему я не больной? «Родная миленькая

ртуть!

Я здоровый! Что со мной? Ну, поднимись хоть

не совсем –

У меня опять: Остановись на

«тридцать семь»!»

Тридцать шесть и пять. Прекрасно!

Тридцать семь и два!

Живот потрогал – не болит! Уже кружится

голова!

Чихаю – не чихается! Пылают щеки (от

стыда!)…

И кашля нет! И общий вид - Ты нездоров, мой

мальчик?

Такой, как полагается! - Да…

И завтра ровно к девяти

104

Придется в школу мне идти Я опять лежу в

постели -

И до обеда там сидеть – Не велели мне

вставать.

Читать, писать и даже петь! А у меня на самом

деле:

И у доски стоять, молчать, Тридцать шесть и

пять!

Не зная, что же отвечать…

Вопросы:

Что случилось с мальчиком?

Почему он так хотел заболеть?

Тридцать шесть и пять – это что за число, о чем оно говорит?

Честно ли поступает мальчик?

С. Михалков

Моя неделя

105

Мне сказали в ПОНЕДЕЛЬНИК,

Что я лодырь и бездельник!

Заслужил во ВТОРНИК двойку,

Пережил головоломку

И мячом футбольным в СРЕДУ

Залепил в окно соседу.

Весь ЧЕТВЕРГ его боялся –

Все ходил и извинялся.

Хуже ПЯТНИЦЫ не видел –

Так себя я ненавидел!

Выходной для всех – СУББОТА,

Для таких, как я, - работа!

От уроков нет спасенья!

Слава Богу! ВОСКРЕСЕНЬЕ!

Вопросы:

О каких событиях говорится в стихотворении?

Что натворил мальчик?

Как он себя при этом чувствовал?

За какие поступки ему было стыдно?

Что бы вы могли ему посоветовать?

Л. Толстой

Мальчик и волк

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите,

волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три

раза, случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что

опять по- всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Вопросы:

В чем выразился обман мальчика?

Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?

Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на

помощь мальчику?

Как обман мальчика отразился на судьбе стада?

Как вы считаете, можно ли обманывать?

Я. Полонский

Вот - те на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать –

На Валерку или на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться –

Это плохо, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться,

106

Пусть немного побранят.

Н. Рубцов

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ:

- Как не стыдно тебе, егоза! –

И коза опустила глаза.

А когда разошелся народ,

Побежала опять в огород.

Вопросы:

Куда и зачем коза направилась?

Почему она остановилась?

Стало ли ей стыдно?

Зачем она побежала в огород?

А. М. Милн

(Перевод с английского М. Бородицкой)

Воспаление хитрости

У Кристофер – Робина

Докторов,

Угождать…

Хрипы И сам знаменитый Но ясно

любому,

И всхлипы! Профессор по гриппам Что если

больному

Его уложили К нему Все-все,

что захочет,

В кровать, Прибежали Дадут -

И в рот заглянули, На зов. Не будет ни

хвори,

И дали пилюли, И встав у постели, Ни свинки,

И не разрешили Узнать захотели. Ни кори,

Вставать. Как именно И хрипы,

И все ужаснулись: все началось, И всхлипы

Их хрипов и много ли на ночь Пройдут.

И всхлипов Он съел карамели, А Кристофер-

Робин,

Не вышли бы свинка и корь!

И как ему ночью спалось.

Проснувшись здоровым

От всхлипа и хрипа доктор по хрипам На следующий

день,

Недолго от гриппа, Сказал, что при хрипах Поутру,

А это – Больного Сказал:

«Похворали!

Опасная хворь! нельзя охлаждать, Теперь не

пора ли

107

И доктор по хрипам, А доктор по всхлипам Другую

придумать

И доктор по всхлипам, - Что надо при всхлипах Игру?»

И много других Больному во всем

Вопросы:

Что случилось с Кристофером-Робином?

Как его лечили?

Это была болезнь или притворство?

Честно ли так поступать?

108



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!