Напоминание

"Механическая работа"


Автор: Денисова Яна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Алгашинская СОШ"
Населённый пункт: Русские Алгаши
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Механическая работа"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Механическая работа»

Цели урока:

познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физиче-

ский смысл данной величины;

развить физическое мышление учащихся, формировать умение логически рас-

суждать, обобщать, анализировать;

закрепить полученные знания на решении различного вида задач;

воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.

Оборудование:

мультимедиапроектор;

Оснащение урока:

карточки для индивидуальной работы:

формулы,

рисунок «Движение лыжника»,

задачи;

слайды к уроку, подготовленные в программе Microsoft Office PowerPoint

План урока:

1.

Организационный момент.

2.

Повторение материала по теме «Силы»:

индивидуальная работа;

фронтальная работа (кроссворд).

3.

Изучение нового материала (в форме беседы):

введение понятия «механическая работа», формулы для расчёта работы,

единиц измерения;

4.

Закрепление изученного материала.

решение качественных и расчётных задач;

с/р в форме теста.

5.

Итог урока и д/з.

6.

Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный

момент.

Вхожу в класс, приветствую учащих-

ся, отмечаю отсутствующих.

Ребята, помните ли вы стихотворение

В.В.

Маяковского

«Кем

быть»?

Там

есть

такие

строки:

«У

меня

растут

года, будет и семнадцать. Где работать

мне тогда, чем заниматься?

… Все работы хороши, выбирай на

вкус!»

А что такое работа? Об этом мы сего-

дня поговорим с точки зрения физи-

ки.

Учитель сообщает тему урока.

(слайд1)

Ребята, глядя на тему, скажите, что

вы сегодня можете узнать, чему мо-

жете научиться?

Давайте сравним ваши предположе-

ниями с мною поставленными целя-

ми.(слайд2)

Ответы детей.

Познакомимся с новой

физической величиной,

узнаем её единицу из-

мерения и её обозначе-

ние, узнаем, от каких

величин она зависит,

научимся её находить.

2.Повторение мате-

риала по теме

«Силы».

Какие силы вы знаете?

Какова единица измерения сил?

Задание 1 (работа на магнитной дос-

ке): «Из предложенных формул вы-

берите правильные формулы для рас-

чёта сил

».

F

т

= mg

F

т

= mρ

F

упр

= - kx

F

упр

= - km

P = mV

P = mg

Сила тяги, сила тяже-

сти, сила упругости,

вес.

1 ньютон.

F

т

= mg

F

упр

= - kx

P = mg

Дайте определение веса тела?

Задание 2: «Рассмотрите рисунок.

Подумайте, какие силы могут дей-

ствовать на тело? Куда эти силы

направлены?» ( ЛЫЖНИК)Приложе-

ние1

Покажи схематически эти силы.

Задание 3

(работа на магнитной доске)

:

«Найдите соответствие физической

величины и единицы измерения в си-

стеме СИ».

F t

V

g

Н

Н

/

кг

см

г

S P m кг

м

Н кг

км

/

ч

Индивидуальная работа ( нескольким

учащимся): «Найдите объём ледяной

глыбы, на которую действует сила тя-

жести, равная 27 кН, если плотность

льда равна 900

кг

/

м

С остальными фронтальная работа.

Для изучения новой темы нам необ-

ходимо повторить ряд понятий.

Задание: Отвечаем на вопросы

кроссворда.

1.Процесс изменения положения тела

в пространстве.

2.Что характеризует быстроту движе-

ния?

3.Физическая величина, являющаяся

мерой взаимодействия тел.

4.Взаимодействие, препятствующее

движению одного тела по поверхно-

сти другого.

5.Сила, с которой Земля действует на

тела.

6.Сила, возникающая при деформа-

ции тела.

Из красных букв составьте слово,

обозначающее ещё одну силу.

Мы вспомнили все силы, которые

Это сила, с которой

тело действует на опо-

ру или подвес.

Вес тела, сила тяжести,

сила трения

Ребёнок делает схема-

тический рисунок.

Дети решают задачу на

листике.

Движение

Скорость

Сила

Трение

Тяжести

Упругости

ВЕС

изучались ранее. Эти знания нам по-

могут сегодня для введения новой

физической величины, которая нераз-

рывно связана с понятием действую-

щей силы.

И эта физическая величина –

МЕХАНИЧЕСКАЯ

РАБОТА

.

3. Объяснение но-

вого материала.

Как вы думаете, что такое работа?

Приведите примеры работы!

Начиная с 1826 года, когда француз-

ский ученый Ж. Понселе ввёл поня-

тие работы, под этим словом стали

понимать ещё и определённую физи-

ческую величину.

ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ:

А – ра-

бота (слайд3)

Как вы думаете, когда совершается

работа, с точки зрения физики?

Что будет происходить под действием

этой силы?

Какой вывод можно сделать, какие

два условия необходимы для того,

чтобы работа совершалась?

Как же рассчитать работу?! Понселе

сформулировал правила для расчёта

работы (мы рассматриваем частные

случаи – когда сила приложена гори-

зонтально или вертикально)( слайд4)

Пусть к телу приложена сила,

направленная вправо, тело тоже

движется вправо, тогда работу

этой силы можно найти по фор-

муле: А=F*S (положительная

работа)

Подумайте, какая сила может совер-

шать положительную работу?

Ответы учеников

А- работа

Прежде всего, к телу

должна быть приложе-

на сила.

Тело будет перемещать-

ся.

Первое условие совер-

шения работы – на-

личие силы, действую-

щей на тело. Второе

условие - тело должно

двигаться (перемещать-

ся), только тогда совер-

шается работа в обыч-

ном понимании.

Сила тяги, сила тяже-

сти при падении тела с

Пусть тело движется вправо, а

сила, приложенная к телу,

направлена влево, тогда работа

этой силы равна: А= - F*S (сила

совершает отрицательную ра-

боту)

Подумайте, какая сила может совер-

шать отрицательную работу?

Если на тело действует сила,

направленная перпендикулярно

перемещению, то эта сила ни-

какой работы не совершает.

А=0

Другими словами, А=0, если тело на-

ходится в покое или движется по

инерции.

Посмотрите на формулы для расчёта

силы, и скажите, от чего зависит ра-

бота?

Физическую величину ввели! Обозна-

чение! Формулу! Что ещё необходимо

знать у физической величины?

Единица измерения работы – Джоуль,

в честь английского физика – Дж.

Джоуля.(слайд 5)

1 Дж – эта работа, совершаемая си-

лой в 1Н при перемещении тела на

1м.

высоты.

Сила трения, сила тя-

жести при подъёме

тела и т.д.

Чем больше сила и

путь, пройденный в

направлении действия

силы, тем больше рабо-

та, совершаемая дан-

ной силой.

Единицу измерения.

4.Закрепление но-

вого материала.

Попробуем применить наши знания

на практике.

Решение задач (все вместе):

1.На рисунке изображены три бруска,

первый – покоится, второй - движется

по инерции без трения, третий – дви-

жется под действием силы F (трение

отсутствует). В каком из перечислен-

ных случаев совершается механиче-

ская работа? Какую работу совершает

сила тяжести при движении шарика

по гладкой горизонтальной опоре? (

В третьем, так как в 1 и

2 случае работа равна

0.

слайд 6)

2.Какую работу совершает сила тяже-

сти при движении шарика по гладкой

горизонтальной опоре? Рисунок

3. Посмотрите на рисунок. Какая

сила совершает положительную рабо-

ту, отрицательную и равную нулю?

( слайд7)

4. Упр. 28 №3

А теперь давайте проверим, как вы

усвоили понятие механической рабо-

ты.

Cоставьте из полученных слов опре-

деление работы:

(Работа, прямо, пути, механическая,

пропорциональна, силе, пропорцио-

нальна приложенной, пройденному,

прямо, и).

Вам предлагается решить тест. При-

ложение 2.

Обменяйтесь листиками и проверьте

друг друга (взаимопроверка).

( слайд8)

А=о

Работа силы тяж поло-

жительная

Работа силы сопротив-

ления воздуха отрица-

тельная

Работа силы

упругости=0

А=300 кДж

Механическая работа

прямо пропорциональ-

на приложенной силе и

прямо пропорциональ-

на пройденному пути.

5.Подведение ито-

гов, выставление

оценок

6.Рефлексия.

7.Постановка до-

машнего задания.

Что мы сегодня узнали на уроке?

А ещё, я думаю, вам стало понятно,

что не всякая совершённая работа бы-

вает полезной.

Поднимите руки, кто из вас совершил

полезную работу на сегодняшнем

уроке!

П. 52, упр. 28 № 1, 2.

Новую физическую ве-

личину, её обозначение,

единицу измерения.

Дети поднимают руки.

Приложение1.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!