Автор: Логачева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4 "Пингвин"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Средства ознакомления детей с основами безопасности
Раздел: дошкольное образование
Средства ознакомления детей с основами безопасности.
Сама социальная действительность.
Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка,
питающее его ум и душу. Главное это показать детям социальный мир «изнутри»
и помочь ребёнку накопить социальный опыт. Не любой объект социального
мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть
понята и воспринята ребёнком определённого возраста и определённого уровня
развития. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального
окружения такого содержания, которое несёт в себе развивающий потенциал и
может стать средством приобщения ребёнка к социальному миру. Необходимо
обращать
внимание
детей
на
«социальный
портрет»
окружения,
в
котором
находится
дошкольное
учреждение.
В
такой
«социальный
портрет»
входят:
описание
социальных
объектов
ближайшего
окружения
(школа,
магазин,
библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат,
которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место
в
дошкольном
учреждении
и
в
группе
(например,
«День
знаний»,
«День
рождения детского сада»). Воспитатель необходимо продумать, как познакомить
детей с основами безопасности: с детьми нарисовать план-схему групповой
комнаты, квартиры, где дети проживают, и отметить опасные места красными
кружочками. Следует обговорить с детьми какие социальные объекты окружают
детский сад, их дом, какие встречаются по дороге в детский сад или домой.
Предметы рукотворного мира.
Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть
разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать
предметы и не интересоваться ими до тех пор, пока воспитатель сама не укажет
на них, или не создаст условия для действий с предметами. Лишь в этом случае
предмет субъективно – для данного ребёнка – станет средством познания мира. В
группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей:
электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В
группе
должна
быть
бытовая
техника:
пылесос,
магнитофон,
часы.
Такие
опасные предметы нельзя держать в доступном для детей месте, но следует
приносить,
периодически
рассматривать,
как
они
работают,
выявлять,
какой
принцип
заложен
в
механизме
действия.
Можно
принести
кофемолку
и
рассмотреть, как работает кофемолка, и, увидев результат, подумать с помощью
чего
достигается
результат.
Аргументы
ребёнка
и
будут
свидетельством
понимания им принципа работы данного бытового прибора. Педагоги должны
помнить
о
правилах
безопасности
и
предупреждать
о
них
детей.
По
мере
познания предметного мира ребёнок овладевает умением различать опасные и
безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает
способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Художественная литература.
Является одновременно источником знаний и источником чувств. Воспитатель
для работы с детьми отбирает литературные произведения разных жанров и с
разным
содержанием:
сказки,
рассказы,
стихи,
пословицы,
загадки.
Познавательные
-
Е.
Хоринский
«Спичка-невеличка»,
И.
Тверабукин
«Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар»,
«Пожарные
собаки»;
С.
Маршак
«Рассказ
о
неизвестном
герое»,
«Пожар»;
юмористические
- С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения
Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое
место
уделяется
сказке,
т.к.
она
способствует
развитию
сердечных
чувств,
благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже
могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности,
так
как
конкретизируют
их
через
наглядность,
образность.
Это
детские
энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках»,
«Учимся вежливости», «Уроки Айболита».
Музыка.
Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребёнку
любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться,
душевно реагировать. В группе дети имеют возможность слушать сказки, стихи,
песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети
могут работать под музыку, по желанию включать аудио-записи любимых песен.
Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.
Деятельность
как
условие
по
ознакомлению
детей
с
основами
безопасности.
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим
ребёнку
возможность
активно
познавать
окружающий
его
мир
и
самому
становиться
частью
этого
мира.
Не
на
словах,
а
на
деле
ребёнок
видит
и
понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации
необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования
многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию и переживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на
деле в разных опасных ситуациях. Деятельность даёт ребёнку возможность быть
самостоятельным в познании мира.
Все виды деятельности можно разделить на две группы.
К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей
жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для
него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее
значимые события, по ним можно проследить какие опасности подстерегают
ребёнка дома, в ДОО, на улице. Отражая в игре события окружающего мира,
ребёнок
как
бы
становится
их
участником,
искренне
переживает
все,
что
воображает в игре. Так как в игре дети в основном отображают то, что их
особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать и
отрицательное явление или факт.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке,
конструировании. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Рисуя, он видит себя
участником того, что изображает. От того, как ребёнок воспринимал социальные
явления,
какое
у
него
сложилось
отношение,
будет
зависеть
характер
изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их
взаимосвязь. «Деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии
вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности
реально, практически участвовать в социальной жизни.
Ко второй группе относятся предметная деятельность, труд, наблюдения, т.е.
виды деятельности, которые дают возможность ребёнку приобщаться к миру
людей в реальном плане.
Предметная деятельность.
Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью
всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об
их
свойствах,
качествах,
а
затем
и
назначении
и
функциях,
овладевает
операционными
действиями.
Предметная
деятельность
удовлетворяет
в
определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает
ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что
мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью
которых ребёнок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это
колюще-режущие
предметы
(иголки,
ножницы,
нож);
электроприборы
(магнитофон, ноутбук, принтер, утюг, пылесос).
Труд.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок
начинает
подражать
взрослым,
делая
попытки
подмести
пол,
постирать
кукольное
бельё,
протереть
пыль.
По
мере
приобретения
трудовых
умений,
ребёнок
приобретает
чувство
уверенности.
Уменьшается
опасность
невыживания
в
отсутствии
взрослых.
Во
время
труда
развиваются
волевые
качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем
раньше он начнёт испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем
оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей
способности преодолевать трудности. Чтобы было интересно трудиться, труд
надо
одухотворить,
одушевить.
Например:
разложить
бумажные
салфетки
в
салфетницы.
Наблюдение.
Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребёнка.
Чтобы ни делал ребёнок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение
взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс
наблюдения
у
ребёнка
всегда
активен,
даже
если
внешне
эта
активность
выражается
слабо.
Именно
из
него
ребёнок
черпает
«материал»
для
формирующего миропонимания, для своей «картины мира». Роль наблюдения
усиливается,
если
ребёнок
наблюдает
за
деятельностью,
поступками,
взаимоотношениями
людей,
участвуя
в
них
(закрывает
все
краны
с
водой,
прежде чем уйти куда-то, прибирает игрушки). При этом дети включаются и в
общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают
своё настроение. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов,
рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность.
Важна
для
познания
социального
мира.
В
процессе
обучения
на
занятиях
ребёнок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого
человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение
детьми,
вносит
необходимую
коррекцию.
Существует
четыре
особенности
обучения детей:
1) обучение словом - это главное звено между ребёнком и ознакомление с
основами безопасности;
2) непосредственное восприятие ребёнком действительности, его чувственный
опыт (экспериментирование и опыты);
3)
обучение
дошкольников
должно
затрагивать
эмоции
ребёнка,
вызывать
эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний;
4)
обучение
детей
организуется
взрослым
и
проходит
под
е го
непосредственным руководством.
Таким
образом,
ребёнок
знакомится
с
основами
безопасности
с
помощью
разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.
Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами,
организованными в единый педагогический процесс.