Автор: Шевырёва Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №72 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Уточка
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие «Уточка» (Лепка средняя группа)
Задачи: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая
некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик); закреплять приемы лепки:
скатывание теста (пластелина) между ладонями; упражнять в использовании приема
прищипывания, вытягивания; закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг
к другу, и в сглаживании швов; вызывать положительный эмоциональный отклик на общий
результат.
Словарная работа: клюв, хвостик.
2. Методические приемы: словесное (отгадывание загадок об уточке),
наглядность (рассматривание с детьми игрушечной уточки), объяснение (какой формы тело,
какой голова, клюв, хвостик), самостоятельность (работы детей), момент (оказание
индивидуальной помощи воспитателем), сюрпризный (танец вокруг озера в шапочках
масках).
3. Материалы и оборудование: пластелин или соленое тесто; доски; салфетки, стеки; ; озеро с
уточкой ; макет домика, деревья; костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное
сопровождение; картинки домашних птиц, гречка
5. Предварительная работа. Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры);
рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем
отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.
Ход занятия.
(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
(Звучит музыка голоса домашних птиц и животных.
Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Проходите, гости дорогие! А я как раз
собралась покормить своих домашних птиц. А каких птиц, вы сейчас угадаете.
1. Отгадывание загадок (Картинки с отгадками вешаю на доску)
Она кудахчет по утрам,
неся яйцо в подарок нам (курица)
Вот вышла курочка гулять,
А за ней, ребятки – желтые …(цыплятки).
Птица ходит по двору,
Будит деток по утру,
на макушке гребешок
кто же это? (петушок)
Красноногий, длинношеий,
Важный, злой, шипеть умеет.
Щиплет всех подряд за пятки.
Убегайте без оглядки (гусь)!
Воспитатель: А есть еще у меня мои самые любимые птицы. Угадайте кто это.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает!
«Кря!» кричит,
Все это шутка,
Ну, конечно, это...
Дети: Утка!
Воспитатель:
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети: Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята.
=Ой, ребята посмотрите, все птицы у меня во дворе, кроме уточки с утятами. Давайте их
поищем
(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: кочки. Воспитатель с детьми
подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере
плавает одна уточка). Идем и проговариваем слава игры
2. Игра «Утята»
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями).
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей).
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),
Шарик тоже зарычал –
Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели).
3. Беседа о уточке
Воспитатель:
Посмотрите, дети, на озере плавает уточка. Интересно, а почему она одна, куда делись её
утята? (уплыли, спрятались...)
- Поможем уточке вернуть утят?? как же мы вернем утят??
Дети (варианты ответов): … слепить можно…
Воспитатель: Конечно, можно слепить утят! .
-Садитесь за стол
Воспитатель: Давайте рассмотрим уточку с утятами и скажем, какие они.
5. Рассматривание картинки утка с утятами.
Воспитатель: Какая уточка, и какие утята?
Дети: Утка большая, а утята маленькие.
Воспитатель: А какого цвета утка? Какого цвета утята?
Дети: Утка белая, а утята желтые.
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит тело утят?
Дети: Головы и туловища.
Воспитатель: А что есть на голове утят?
Дети: Глаза и клюв.
Воспитатель: А на туловище сзади, что у утят?
Дети: Хвостик.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Какой формы голова?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Как мы слепим круглую голову, покажите. (Воспитатель вместе с детьми
выполняет круговые движения).
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Овальной.
Воспитатель: А как мы можем слепить овал? (ответы детей).
Воспитатель: Надо сначала также скатать шарик круглой формы, а затем движениями
вперед-назад раскатать его в овал. (Воспитатель вместе с детьми выполняет сначала
круговые движения, затем движения вперед-назад).
Воспитатель: Какая часть больше, туловище или голова?
Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.
Воспитатель: Правильно, туловище больше, чем голова, поэтому пластилина на туловище
нужно больше.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте сядем за рабочие места для выполнения работы.
(Дети садятся на места).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой цветной пластилин лежит у нас на тарелочках.
Потрогайте, какой он?..
Дети: Твердый, разноцветный.
Воспитатель: Какой цвет мы возьмем для утят?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Покажите все желтый цвет.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтоб пластилин стал мягким?
Дети: Погреть его в руках.
Воспитатель: Правильно, погреть.
Воспитатель: (Показ воспитателя). Чтобы слепить уточку сначала нужно разделить
пластилин на две части. Аккуратно разрезаем пластелин стекой. Отрезали кусочек пластелин
и положили стеку на место. Один кусочек, который побольше, будет туловищем. А кусочек
поменьше – голова. Чтобы нам вылепить голову утенка. надо взять кусочек пластилина
поменьше , и скатать его в ладошках в шарик. Из большего кусочка лепим также туловище,
только затем немного раскатать в овал. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая,
их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята,
прищипыванием делаем на головке утенка клюв и немножко его оттягиваем, а на туловище,
где должен находиться хвост, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек!..
Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелке есть крупа – гречка, сделайте из нее глазки
утенку. Аккуратно! А крылышки можно прорисовать стекой по пластилину.
Воспитатель: Давайте с вами разомнем наши пальчики, и можно приступать к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
–
Пи-пи-пи!
–
Не пищи, поищи!
Воспитатель: Пальчики у нас согрелись можно приступать к занятию.
Самостоятельная работа детей. (оказываю помощь даю рекомендации или вместе с детьми
еще раз проговариваю и лепим )
(Звучит музыка, дети приступают к задании. После окончания работы воспитатель
обращается к детям).
Воспитатель: Наша утка в озере очень ждет своих детёнышей - утят! Давайте, дети,
пойдем и посадим всех утят на озеро.
Воспитатель: Посмотрите, как обрадовался утка! Утята тоже рады, что вернулись к маме.
Дети: Да!!
Итог
Воспитатель: Какие вы молодцы! У всех такие красивые утята получились.
-Кому мы сегодня помогали?? (Уточке)
Что случилось у уточки???
Из чего лепили утят??
Какого цвета утята??
Что было для вас сложное?
- Ребята я и наша уточка очень благодарны вам, спасибо больное, что вы нам помогли
вернуть утят