Автор: Лазаренко Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад №498 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Возрастные особенности детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Возраст
5-6
лет -
это
старший
дошкольный
возраст.
Он
является
очень
важным
возрастом
в
развитии
познавательной
сферы
ребенка,
интеллектуальной
и
личностной.
Его
можно
назвать
базовым
возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется
образ
«Я»,
половая
идентификация.
В
этом
возрасте
дети
имеют
представление
о
своей
гендерной
принадлежности
по
существенным
признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное
отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым
своим
недостаткам,
могут
давать
личностные
характеристики
своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и
ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем.
Ведущая
потребность
в
этом
возрасте –
потребность
в
общении
и
творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со
сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью
речи
и
неречевых
средств
(жестов,
мимики).
Творческая
активность
проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для
развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в
игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё
поведение, придерживаясь роли
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Ознакомление с природой, ознакомление с предметным и социальным
окружением.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько
он
не
запомнит
потом
никогда
в
жизни.
В
познавательной
деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают
форму прямоугольников, овалов,
треугольников. В этом возрасте ребенку
интересно
все,
что
связано
с
окружающим
миром,
расширением
его
кругозора. Это
период
наивысших
возможностей
для
развития
всех
познавательных
процессов:
внимания,
восприятия,
мышления,
памяти,
воображения.
Для
развития
всех
этих
процессов
усложняется
игровой
материал,
он
становится
логическим,
интеллектуальным,
когда
ребенку
приходится думать и рассуждать.
Главное,
в
развитии
детей
5-6
лет
–
это
их
познавательное
развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер.
Обоснуй.
У
детей
много
неосознанной
информации
в
голове,
задача
взрослых им в этом помочь.
Ребёнок, различает и называет виды транспорта, предметы,
облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они
сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных,
растений.
• Бережно относится к природе.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по
предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это
концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой
выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в
пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет
точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим
предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических
фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей
суток.
• Называет текущий день недели.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети
могут
правильно
произносить
шипящие
свистящие
и
сонорные
звуки.
Развиваются
фонематический
слух,
интонационная
выразительность
речи
при
чтении
стихов
в
сюжетно-ролевой
игре
и
в
повседневной
жизни.
Совершенствуется
грамматический
строй
речи.
Дети
используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается
связная
речь.
Дети
могут
пересказывать,
рассказывать
по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
И м е е т
д о с т а т о ч н о
б о г а т ы й
с л о в а р н ы й
з а п а с .
•
Може т
у ч а с т в о ват ь
в
бе с ед е ,
в ы с ка з ы ват ь
с в о е
м н е н и е .
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно,
без
существенных
пропусков
пересказывает
небольшие
л и т е р а т у р н ы е
п р о и з в е д е н и я .
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с
формирования фонематического анализа слова.
Образовательная область
«Художественно- эстетическое развитие»
Рисование
-Развивается
изобразительная
деятельность
детей.
Рисунки
могут
быть
самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
-Изображение
человека
становится
более
детализированным
и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках,
глаза, рот, нос, брови,
подбородок.
Одежда
может
быть
украшена
различными
деталями.
По
рисунку
можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном
состоянии изображённого человека.
Лепка
-Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и
способы.
-Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и
движения фигур.
-Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и
круглой
формы.
Умение
вырезывать
по
контуру
–
один
из
показателей
готовности к школе
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции,
используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывания бумаги.
Правильно держать ножницы, соблюдать технику безопасности.
Конструирование
-Анализировать образец постройки.
-Планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения.
-Создавать постройки по рисунку.
Ручной труд
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные но этому их нужно специально обучать.
-Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой
выкройке.
-Правильно пользоваться ножницами.
-Выполнять несложные поделки способом оригами.
-Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Образовательная область
«Физическое развитие»
-
Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление
и темп.
Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
-Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см),
-Метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную
цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском;
-Бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте
не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.
-Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Перестраиваться
в
колонну
по
трое,
четверо;
равняться,
размыкаться
в
колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
-Знать
исходные
положения,
по следовательно сть
выполне ния
общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
-Участвовать
в
упражнениях
с
элементами
спортивных
игр:
городки,
бадминтон, футбол, хоккей.
-Плавать произвольно.
-Выполнять
элементы
гидроаэробики;
самостоятельно
организовывать
знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на
заданные сюжеты.
-Продолжать
развивать
творчество
в
двигательной
деятельности,
формировать
умение
варьировать
упражнения
и
игры,
придумывать
и
выполнять
имитационные
и
неимитационные
упражнения,
демонстрируя
красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.