Напоминание

Коммуникативная компетентность педагога


Автор: Яковлева Светлана Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-д/с №1
Населённый пункт: с. Сунтар Сунтарский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования
Тема: Коммуникативная компетентность педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр

развития ребенка - детский сад №1 «Туллукчаан» с. Сунтар

Развитие коммуникативной компетентности

педагога как средство повышения

качества образования

Яковлева Светлана Григорьевна

педагог-психолог

2019г.

Сегодня, в связи с введением ФГОС и повышения качества образования в ДОУ

возрастают требования педагогам. В условиях модернизации образования, современной

науки

и

практики

приобретает

особую актуальность и выдвигается на первый план

коммуникативная

компетентность

педагога.

Эффективность

образовательной

среды

дошкольного

учреждения

во

многом

определяется

личностью

педагога,

уровнем

его

готовности

строить

компетентные,

целесообразные

взаимоотношения

со

всеми

участниками воспитательно-развивающей деятельности: коллеги, дети, родители.

Профессиональная

деятельность

педагога

детского

дошкольного

учреждения

связана с необходимостью постоянного общения с детьми, разными по индивидуально-

психологическим характеристикам, опыту взаимодействия со сверстниками и взрослыми,

уровню развития, готовности вступить в контакт и родителями, имеющими различный

образовательный

социальный

и

возрастной

статус.

Данные

характеристики

профессиональной ситуации накладывают ответственность и повышенные требования к

уровню его коммуникативной компетентности.

В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности

приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и

эмпирический материал как в отечественной (Л.А. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А.

Попова,

Ю.Н.

Емельянов,

СВ.

Кондратьева,

Т.Н.

Щербакова),

так

и

в

зарубежной

психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин).

Успешность образовательной деятельности воспитателя сопряжена с постоянными

контактами со всеми участниками педагогического процесса. Поскольку ведущая роль в

общении

принадлежит

педагогу,

то

ему

необходимо

иметь

не

только

теоретические

знания, но и практические коммуникативные навыки, ведь чтобы научить тому или иному

виду общения, он сам должен уметь общаться.

Таким

образом,

проблема

поиска

механизмов

создания

условий

в

системе

повышения

квалификации

для

развития

коммуникативной

компетентности

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений

является

актуальной

для

современной

педагогической психологии.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1.

изучить теоретические материалы коммуникативной компетентности;

2.

повышать психологическую культуру педагогического коллектива ДОУ;

3.

мотивировать

педагогов

на

развитие

и

совершенствование

своих

коммуникативных

умений;

4. разработать и апробировать диагностический инструментарий;

5.

выявить

условия,

факторы

и

механизмы

формирования

коммуникативной

компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

6 . способствовать

повышению

у

педагогов

уровня

развития

коммуникативных

умений посредством практических упражнений.

Основными показателями коммуникативной компетентности педагогов дошкольной

организации является: конструктивный стиль педагогического общения, эмпатийность по

отношению

к

детям,

развитый

индивидуальный

коммуникативный

самоконтроль,

интериальность в общении, осознание своих возможностей и затруднений в ситуации

взаимодействия

«взрослый-ребенок»,

открытость,

гибкость

и

любознательность

в

общении, нацеленность на успех педагогической деятельности.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-

деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть

педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами,

родителями и детьми, допуская нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка,

обвинение его и родителей в чем-то.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня

коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать,

принимать,

понимать

и

поддерживать

ребенка,

одновременно

обучая

его

способам

построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных

ситуациях общения.

Можно выделить такие качества личности педагога, становящиеся барьерами в

организации эффективного сотрудничества с детьми: это несдержанность, эмоциональная

неустойчивость, скованность, агрессивность, импульсивность пассивность, неуверенность

в

себе,

робость,

замкнутость.

Анализ

педагогической

практики

показывает,

что

воспитатели

в

качестве

причин

затруднений

называют

внешние

факторы:

дефицит

времени, материальные трудности, нерегулярность посещения детьми детского сада.

Воспитатель выступает главным организатором и активным участником речевой

среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ воспитателя

является для ребенка языковым авторитетом. Более того, именно речевая среда служит

источником становления коммуникативной компетентности дошкольника.

Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности препятствует

реализации

инновационных

программ

речевого

развития,

приводит

к

неадекватному,

фрагментарному

использованию

приемов

и

способов

педагогического

воздействия,

затрудняет

рефлексию

причин

нерезультативности

воспитательно-развивающей

деятельности в этом направлении.

Правильные

взаимоотношения

между

педагогом

и

ребенком

- это

важнейший

фактор развития ребенка.

В

настоящее

время

взаимодействие

с

родителями

воспитанников

занимает

достойное

место

в

ряду

приоритетных

направлений

воспитательно-образовательного

процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие

взаимопонимания,

различие

взглядов

на

некоторые

вопросы

воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и

родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

Характер

общения

педагога

с

родителями

обусловлен

следующими

составляющими:

• психолого-педагогической подготовленностью;

• коммуникативной культурой педагога;

• личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое

общение педагога с родителями становится малоэффективным.

Обладает

ли

современный

воспитатель

всем

набором

указанных

качеств?

По

признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий

уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому

общению.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и

не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Личностная

психологическая

готовность

предполагает

достаточный

уровень

владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так,

чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

Трудностей

в

организации

общения

много:

это

и

непонимание

родителями

важности

режима

детского

сада,

и

постоянное

нарушение,

и

отсутствие

единства

требований

в

семье

и

в

детском

саду.

Сложно

складывается

общение

с

молодыми

родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы

личного

характера.

Они

зачастую

относятся

к

педагогу

снисходительно

и

пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать

партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с

родителями, отработка определенных навыков взаимодействия.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников,

все

же

практика

работы

позволяет

выделить

ряд

общих

причин,

обуславливающих

типичные ошибки, которые допускают педагоги:

- незнание техник общения;

- жесткие ожидания по отношению к родителям;

- оценивание родителей;

- директивная позиция по отношению к родителям;

- суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на

слова и действия родителей;

- использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

- приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

- агрессия, напористость;

- равнодушие, унылость.

Основными

факторами

эффективности

взаимодействия

педагога

с

родителями

являются:

повышение авторитета семьи;

восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

учет интересов и запросов родителей;

единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;

установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками

(вместо установки «родитель – враг, соперник»);

доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей

позиции педагога);

заинтересованность

педагога

в

решении

проблемы

ребенка

(вместо

формального общения, «для галочки»);

системный

характер

работы

с

родителями

(вместо

спонтанных,

«одноразовых» мероприятий);

создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Сложность формирования коммуникативной компетентности состоит в том, что она

зависит

не

столько

профессиональных

знаний,

сколько

от

личностных

особенностей

человека. Поэтому это длительный, требующий системного подхода процесс.

В

нашем

коллективе

нарабатывается

опыт

работы

по

данной

проблеме.

Разрабатывая стратегию, прежде всего учитывали специфику работы, категории, возраст и

стаж

работы

педагогов,

для

того

чтобы

определить

уровень

и

особенности

нашего

коллектива, разрабатывать план работы.

Определив цель и задачи, наметили этапы реализации работы: просветительский,

аналитико-диагностический, коррекционно-профилактический, консультационный.

В нашем ДОУ работают 14 педагогов. Из них средний возраст 37 лет, моложе 25 лет

– 21% (3), с 25-29 лет – 14% (2), с 30 - 49 лет – 50% (7) с 50 – 54 лет – 7% (1), с 55 – 59 лет

– 7% (1)

С

целью

изучения

сформированности

компонентов

коммуникативной

компетентности были проведены: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдер),

тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф. Ряховский), «Тест

для диагностики коммуникативных способностей», «Оценка уровня коммуникабельности

педагогов с родителями» (В.Ф. Ряховский), «Стили педагогического общения» (Овчарова

Р.В),

Тест

оценку

самоконтроля

в

общении

(Марион

Снайдер),

Изучение

общей

самооценки (Г.Н. Казанцева).

Методика «Оценка уровня коммуникативный особенностей» (В.Ф Ряховский)

Нормальная коммуникабельность – 36% (5)

Общительный (порой сверх меры) – 57% (8)

Сдержанный в общении – 7% (1)

Методика «Оценка уровня общительности педагога с родителями» (В.Ф Ряховский)

Нормальная коммуникабельность – 72% (10)

Весьма общительный (часто носят бессодержательный характер) – 28% (4)

Тест на оценку самоконтроля (Марион Снайдер)

Высокий коммуникативный контроль - 14% (2)

Средний коммуникативный контроль – 72% (10)

Низкий коммуникативный контроль – 14 (2)

Методика «Стили педагогического общения» (Овчарова Р.В)

Демократический стиль общения – 72% (10)

Авторитарный стиль общения – 21% (3)

Либеральный стиль общения – 7% (1)

Методика «Изучение общей самооценки» (Казанцева Г.Н.)

Высокая самооценка – 50% (7)

Адекватная самооценка - 14% (2)

Низкая самооценка – 36% (5)

Результаты

диагностики

показывают,

что

коммуникативная

компетентность

педагогов средний уровень, самоконтроль в общении 72% средний уровень, 14% - низкий

уровень. Большинство педагогов предпочитают демократический стиль общения с детьми.

50% педагогов – высокая самооценка, 36% низкая самооценка, только 14% - адекватная

самооценка.

Анализы данных показывают актуальность данной проблемы.

Для развития коммуникативной компетентности педагогов нашего дошкольного

учреждения

мы

включили

в

методическую

работу

мероприятия,

в

ходе

которых

воспитатели

получают

информацию

о

значимости

эффективной

коммуникации

педагогической

деятельности,

об

основных

предпосылках

формирования

коммуникативных

знаний

и

умений

у

детей,

о

взаимозависимости

коммуникативной

компетентности

воспитателя

и

коммуникативной

компетенции

воспитанников,

на

повышение

уровня

теоретических

знаний;

а

также

мероприятия,

направленные

на

развитие коммуникативной компетентности и педагогической техники. Данная система

работы

с

кадрами

создаёт

условия

для

непрерывного

развития

и

саморазвития

коммуникативной компетентности.

В ходе проведения педагогических советов, семинаров, семинаров-практикумов,

дискуссий

внимание

педагогов

привлекается

к

вопросам

теоретических

аспектов

проблемы

педагогической

коммуникации

(структурные

модели

коммуникации,

коммуникативные барьеры и др.), а также конкретным способам речевого поведения в

трудных ситуациях (конфликтные ситуации, выступление на публике и пр.). Применение

таких

методов

проведения

педсоветов,

как

дискуссии,

аукционы,

круглые

столы,

педагогические

гостиные,

обеспечивает

откровенный

обмен

мнениями,

помогает

сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога.

Был составлен план тренинговых занятий на 2 года. В работе с педагогами по

проблеме развития коммуникативной компетентности использует тренинги, в которых

педагоги приобретают опыт группового взаимодействия, создаются условия для развития

эмоциональной

отзывчивости,

эмоциональной

выразительности

и

эмоциональной

устойчивости

педагогов,

приобретаются

навыки

саморегуляции

эмоциональных

состояний. Используются такие приёмы обучения, как

ролевые игры, имитационные

игры, разыгрывание ситуаций в ролях и др.

Видимым

результатом

и

эффективностью

тренинговых

занятий

являются

следующие показатели:

снятие барьеров в общении;

управление собственным поведением;

выработка адекватной самооценки;

выработка навыков саморегуляции.

Проведены индивидуальные и групповые консультации по вопросам заключения

обследования и по запросам

Таким образом, использование традиционных и интерактивных

методов работы с

педагогами способствует развитию у них коммуникативной компетентности. Происходит

осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов

на построение личностных взаимоотношений с детьми и родителями, освоение навыков

рефлексивного и эмпатийного поведения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия

развития / Кудрявцев В.Т. // Дошкольное воспитание.- 1997. -№ 10. -С. 114-121; 1998. - №

5. - С. 86-93.

2.

Лашкова,

Л.Л.

Обучение

эффективной

коммуникации

педагогов

дошкольного

образования / Л.Л. Лашкова // Известия Уральского государственного университета /

Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры; Выпуск 24. – 2008. – № 60. – С. 191–

195.

3. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ

понятия. // Управление ДОУ 2007. № 1.

4.

Морева

Н.А.

Тренинг

педагогического

общения.

Учебное

пособие

для

вузов.

М.:

Просвещение, 2003 г. – 304 с.

5. Панько Е.А. Воспитатель дошкольных учреждений. Психология. Пособие для педагогов

дошкольных учреждений. – 2 изд. – Минск: Зорны верасень. – 2006г.

6.Фадеева Е.И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс

эффективности

их

деятельности.

//

Управление

дошкольным

образовательным

учреждением, № 10, 2012.

7. Куземина О.Н. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах

взаимодействия с родителями. //Управление ДОУ №4 2014г.

8.

Ненашева

А.В.

Осинина

Г.Н.

Коммуникативная

компетентность

педагога

ДОУ.

Волгоград, 2013г.

9. Тимофеева М.В. Как эффективно выстроить общение с родителями // Справочник

педагога-психолога №12 2014г.

План тренинговых занятий на 2 года

Коммуникативная компетентность педагога ДОУ

Тема

Задачи

1 .

В е р б а л ь н ы е

с р е д с т в а

общения

Показать

воспитателям,

что

неумение

грамотно,

четко

и

логично

выстраивать

фразы,

нечеткое

представление

конечного

результата

планируемой

совместной

деятельности

педагога

и

ребенка

препятствуют

достижению

поставленной

цели

и

эффективной коммуникации.

2.

Невербальные

средства

общения

Проанализировать,

как

внешне

выглядит

человек,

когда

испытывает

разные

эмоции;

показать,

как

осуществляется

взаимопонимание

партнеров

по

общению на невербальном уровне.

3 .

Э ф ф е к т и в н ы е

ф о р м ы

взаимодействия

Проанализировать

особенности

взаимодействия

воспитателя

с

воспитанниками,

препятствующие

эффективному

взаимопониманию

и

определить,

какие

условия

следует

соблюдать,

ч то б ы

преодолевать барьеры в общении

4. Групповой потенциал

Повысить

психологическую

компетентно сть

педагогов

в

вопросах

возникновения

причин

агрессивных

реакции

у

детей,

повышенной

тревожности, обидчивости.

5.

Самый

трудный

родитель,

самый приятный родитель.

Развивать

навыки

гибкого

и

доброжелательного

отношения в общении с родителями.

6. Творческий возраст

Развивать

креативное

мышление

в

работе

с

родителями, образность публичного мышления

7 .

Ко гд а

д у ш а

с

д у ш о ю

говорит…

Р а з в и в а т ь

н а в ы к и

н е п р о и з в о л ь н о г о ,

непринужденного

общения,

эмпатии

для

более

точного восприятия партнеров в общении.

8.

Ораторами

не

рождаются,

ораторами становятся

Развивать навыки публичного выступления.

9.

Конструктивное

общение

с

родителями

Развить навыки конструктивного взаимодействия с

родителями.

«Оценка уровня общительности»

(В.Ф. Ряховский)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте

быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

1.

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из

колеи?

2.

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

сообщением,

информацией

на

каком-либо

совещании,

собрании

или

тому

подобном

мероприятии?

3.

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали.

Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с

просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.

Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных

поколений трудно понимать друг друга?

8.

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги,

которые занял несколько месяцев назад?

9.

В

ресторане

либо

в

столовой

Вам

подали

явно

недоброкачественное

блюдо.

Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу

и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине,

библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или

встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных

ситуаций?

13.

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений

литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете.

Это так?

14.

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по

хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином

служебном вопросе или учебной теме?

16.

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме,

чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории

людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого

больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле,

которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас

мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в

панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и

бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей

власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо

сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только

встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете

себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми

сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях

порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14

-

18

очков -

у

Вас

нормальная

коммуникабельность.

Вы

любознательны,

охотно

слушаете

интересного

собеседника,

достаточно

терпеливы

в

общении

с

другими,

отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на

встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные

выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны,

разговорчивы,

любите

высказываться

по

разным

вопросам,

что,

бывает,

вызывает

раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в

центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

Бывает,

вспылите,

но

быстро

отходите.

Чего

Вам

не

достает,

так

это

усидчивости,

терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы

можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы

всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные

темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу,

даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей

тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По

этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и

сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы

говорливы,

многословны,

вмешиваетесь

в

дела,

которые

не

имеют

к

Вам

никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не

компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода

конфликтов

в

Вашем

окружении.

Вспыльчивы,

обидчивы,

нередко

бываете

необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и

вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим

характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,

уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой

стиль жизни не проходит бесследно.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

(по методике В.Ф. Ряховскому)

Цель: оценка уровня общительности педагога.

Инструкция: Вашему

вниманию

предлагается

несколько

простых

вопросов.

Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее

ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями

до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях

воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.

Вам

предлагают

подготовить

общее

родительское

собрание

для

родителей

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы

максимум усилий, чтобы сбежать этого

поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с

коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно

задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей» и «родителей» и что они

разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли

выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в

том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,

предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами

и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного

воспитания и других мнений на это счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем

провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные

очки

суммируются

и

определяется,

к

какой

категории

относится

испытуемый.

30 - 32 очка. Вам сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего вообще

не коммуникабельны. Это Ваша беда, т.к. страдаете от этого больше Вы сами. Но и

окружающим

Вас

нелегко.

Но

Вас

трудно

положиться

в

деле,

которое

требует

коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В

основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на

родителей.

Вы

убеждены,

что

большинство

родителей

это

всегда

недовольные,

придирчивые

люди,

ищущие

в

Вашей

работе

только

недостатки,

не

желающие

прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями

приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать

общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых

контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников

является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность

своего

характера

и

бываете

недовольны

собой.

Однако

в

неудачных

контактах

с

родителями

стремитесь

в

большей

степени

обвинить

их,

а

не

собственную

коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните,

ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с

родителями!

19-24

очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с

активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания».

Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне

критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым

родителем

всегда

можно

найти

«общий

язык».

Вы

охотно

выслушиваете

родителей,

достаточно

терпеливы

в

общении

с

ними,

умеете

отстоять

свою

точку

зрения,

не

навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями

не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать

контакты

с

Вами,

ищут

Вашего

совета,

поддержки.

В

то

же

время

Вы

не

любите

многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в

беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите

бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их

выполнить.

Стремитесь

высказать

родителям

собственное

мнение

о

том,

как

они

воспитывают

детей,

в

любой

ситуации

дать

совет,

что

способно

вызывать

у

вас

раздражение.

Вы

вспыльчивы,

но

отходчивы.

Вам

недостает

терпения

и

отваги

при

столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать

содержательное общение.

4 – 8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом»

каждому

родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и

дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно

довести

его

до

конца.

Имеете

собственное

мнении

е

по

любому

вопросу

и

всегда

стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к

Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3

очка

и

менее. Ваша

общительность

носит

болезненный

характер.

Вы

многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют

к Вам никакого отношения.

Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно

Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей.

Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность,

обидчивость.

Любую

проблему

Вы

стремитесь

вынести

на

всеобщее

обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь

задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из

этого

ничего

не

выходит?

Воспитывайте

в

себе

терпеливость

и

сдержанность,

уважительно относитесь к людям.

Методика Стили педагогического общения

(Овчарова Р.В.)

Инструкция: внимательно

прочтите

вопрос,

проанализируйте

свои

мнения,

предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

Текст опросника

1.

Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

б) говорить вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2.

Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без решения игрушку или

карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями;

3.

Подвижный,

суетливый,

иногда

недисциплинированный

ребенок

сегодня

на

занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»

4.

Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимание;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.

5.

Дети

спокойно

занимаются.

У

вас

есть

свободная

минута,

что

предпочитаете

делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются;

б) кому-то поможете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами.

6.

Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит

обращать внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться

бережно, с большим тактом.

7.

Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и

воспитывать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно

направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и

поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8.

Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9.

Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома.

Ваши действия:

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнять работу;

В) предложили бы другое задание.

10.

Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:

Общая

сумма,

характеризуется

стиль

педагога,

равна

арифметической

сумме

всех

полученных баллов:

25-30 – предпочтение демократического стиля

20-24 – склонность к авторитарному стилю

10-19 – выраженность либерального стиля общения

Вариант

ответа

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)

Инструкция

Внимательно

прочтите

десять

предложений,

описывающих

реакции

на

некоторые

ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к

себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте

рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным —

букву «Н».

Текст опросника

Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

Я

бы,

пожалуй,

мог

свалять

дурака,

чтобы

привлечь

внимание

или

позабавить

окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на

самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-

разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня

ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов

1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные.

Подсчитайте

сумму

баллов.

Если

вы

искренне

отвечали

на

вопросы,

то

о

вас,

по-

видимому, можно сказать следующее:

0–3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы

не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему

самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине

вашей прямолинейности.

4–6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в

своих

эмоциональных

проявлениях,

считаетесь

в

своем

поведении

с

окружающими

людьми.

7–10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую

роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии

предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки

личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция.

Вам

будут

зачитаны

некоторые

положения.

Вам

нужно

записать

номер

положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю»

(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному

поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей

(ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное

поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14.

Мне

кажется,

что

для

успешного

выполнения

поручений

или

дел

мне

мешают

различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка

результатов. Подсчитывается

количество

согласий

(ответы

«да»)

с

положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под

четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может

находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой

самооценке; от –3 до +3 – об адекватной самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!