Авторы: Зенкова Анастасия Владимировна, Левашова Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: "Солнечные грядки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №249»
Проект
«Солнечные грядки»
Вомпитатели:
.
Зенкова А.В.
Левашова М.В.
г. Новокузнецк 2019г
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие
художественной литературы», «Художественное творчество».
Р у к о в о д и т е л ь
п р о е к т а : воспитатели
средних,
старших,
подготовительных групп.
Возраст участников проекта: дети от 4 до 7 лет.
Состав
проектной
группы: воспитатели
и
воспитанники
групп,
родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный (круглый год), групповой, познавательно –
исследовательский.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения
проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов, видеопрезентаций;
контейнеры, посадочный материал, садовый инвентарь
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Цель
проекта: формировать
у
детей
элементарных
знаний
о
выращивании
огородных
культур,
развитие
познавательных
интересов,
формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую
деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи проекта:
1
.
Закреплять
представление
об
общих
признаках
растений
(корень,
стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле,
свете для их роста.
2.
Формировать
познавательный
интерес
в
процессе
изучения
особенностей
роста
растений;
поддерживать
любознательность
детей,
их
стремление к самостоятельности, созиданию.
3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
4. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте
растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Воспитывать бережное отношение к своему труду.
6. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
7. Создавать
условия для активной самостоятельной деятельности по
выращиванию растений;
Проектная
идея: Создать
на
территории
детского
сада
мини-огород.
Получить урожай овощей и ягод, выращенный самими дошкольниками.
Возможные
риски
проекта: Посадка
рассады
огородных
культур
возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых
холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода
созревания.
Актуальность проекта
Взаимодействие
человека
с
природой
-
чрезвычайно
актуальная
проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее,
слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое
воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву
можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается
фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Актуальность
поднимаемой
нами
проблемы
заключается
в
том,
что экологическое
воспитание
и
образование детей
чрезвычайно
острая
п р о б л е м а
н а с т о я щ е г о времени:
т о л ь к о экологическое
мировоззрение, экологическая культура,
ныне
живущих
людей,
могут
вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в
котором пребывает сейчас.
Экологическое
воспитание
дошкольников непрерывный
процесс
в о с п и т а н и я
и
р а з в и т и я
р е б е н к а ,
н а п р а в л е н н ы й
н а
формирование экологической
культуры,
к о т о р а я
п р о я в л я е т с я
в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает
принцип
непрерывности
процесса
развития
ребенка-дошкольника.
Экологическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
—
это
непрерывный
процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической
культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых
знаний
о
природе
и
существующих
в
ней
взаимосвязей;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
моральных
и
экологически
ценных
установок,
поведенческих
умений;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы
осуществления
экологического
воспитания
именно
в
дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в
возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны
познание ребенком природы является важным фактором образовательного
процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть
реализовано через такие виды деятельности:
наблюдения;
опыты и эксперименты;
исследования;
игры;
труд;
художественно-эстетическая практика;
знакомство с природоведческой литературой;
занятия физкультурой и спортом.
Поэтому
при
разработке
этого
проекта,
мы
использовали
метод
организованного
и
контролируемого
детского
экспериментирования
в
индивидуальной
и
коллективной
деятельно сти
детей.
Ме тод
экспериментирования
позволяет
детям
реализовать
заложенную
в
них
программу
саморазвития
и
удовлетворять
потребность
познания
эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного
исследования мира.
Прогнозируемый результат:
знания о строении растений, способах ухода за ними;
практические навыки и умения проращивания семян, подготовки
рассады и грунта к пересаживанию, прополки, полива, сбора урожая;
развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные
связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты
наблюдений;
появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование
самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях,
своих силах;
формирование социокультурных, личностных компетенций.
Этапы реализации проекта:
I ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с
семьей
Подбор и изучение
методической
литературы.
Выявление уровня
знания детей о процессе
посадки и выращивания
овощных культур.
Создание предметно
развивающей среды по
теме проекта.
Знакомятся с овощными
культурами,
конкретизируют,
систематизируют,
углубляют полученные
знания
Выбирают культуры,
которые будут
выращивать, изучают
правила ухода и
потребности растений.
Проведение
консультации для
родителей «Участие в
проекте «Солнечные
грядки».
Предложить родителям
приобрести для
проведения проекта –
контейнеры, грунт,
посадочный материал,
садовый инвентарь.
Создание коллекции
семян овощей
Помочь в
благоустройстве гряд в
мини-огороде
II ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты,
эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода,
растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В
процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об
овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали
видеопрезентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились,
дидактические игры, беседы, тематические занятия, решались проблемные
ситуации и т.д
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с
семьей
Подбор методической и
художественной
литературы: поговорки,
стихи, сказки, загадки
об овощах и т.д.
Подбор материала и
оборудования для
опытно -
экспериментальной
деятельности
Изготовление
мнемотаблиц –
алгоритмов по трудовой
деятельности на
огороде, с рассадой.
Подбор дидактических
игр по экологии
Изготовление таблиц -
указателей с названиями
растений.
Ведение дневника
наблюдений за
растениями и погодой.
Непосредственная
работа с посадочным
материалом, с рассадой.
Уход – посадка, полив,
рыхление, прополка,
подвязка, пикировка,
формировка кустов и
т.д.
Конструирование, лепка
(на каркасе) с
элементами
конструирования
«Пугало огородное»
Аппликация и т.д.
Участие в опытах,
экспериментах.
Участие в сюжетно-
ролевых играх.
Чтение художественной
литературы, заучивание
стихов, пословиц и
поговорок, считалок,
чистоговорок и т.д.
Слушание и заучивание
тематических песенок
Сбор урожая
Участие в эстетическом
оформлении «огорода»
Закупка посевного
материала, грунта,
удобрений, контейнеров,
садового инвентаря.
Оформление
рекомендаций для
родителей по
организации
наблюдений за
растениями
Рецепты для родителей
«Вкусно и полезно!»
Подбор информации
для детей «Это
интересно»
Подготовка гряд к
зимнему сезону
Сбор семян (укроп,
тыква…)
С помощью родителей собрали
коллекцию семян кабачков,
огурцов, помидор, капусты, бобов,
тыквы, картофеля свеклы, перца,
гороха, моркови, салата, редиса,
репы, петрушки, лука.
Подготовили почву, семенной
материал и контейнеры
для посадки, орудия труда.
Совместно с родителями
организовали мини-огороды на
подоконниках
Изготовили алгоритмы
ухода за растениями.
Посадили с детьми семенной
материал
Подобрали богатый демонстрационный материал по теме проекта
Сделали подборку дидактических и настольно-печатных игр
Оформили Лэпбук
«Юный садовод»
Родители помогли в
обустройстве огорода
Высадили рассаду в огород
в мае-июне
Ухаживали за ней,
поливали, рыхлили землю,
пропалывали
Собирали урожай
Проводили выставки
Организовывали праздники,
развлечения
III
ЭТАП – заключительный
Анализ
и
обобщение
результатов,
полученных
в
проце сс е
исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с
семьей
Проведение вторичной
диагностики
Составление отчета о
проделанной работе;
Оформление
Организация и проведение праздника «В гостях у
витаминки»
Проведение конкурса «Овощные фантазии»
Проведение фотовыставки «Я садовод»
документации;
Подготовка презентации
проекта.
Оформление выставки семейных альбомов «Мой
зеленый друг»
Защита проектов (индивидуальная, ребенок-
родитель)
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1.
Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2.
Сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по
выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3.
В результате практической, опытно - исследовательской деятельности
дети
получили
представление
о
необходимых
условиях
для
роста
растений.
4.
Увидели многообразие посевного материала.
5.
Стали бережнее относиться к растительному миру.
6.
Стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса
детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в
познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая
компетентность:
дети
могут
различать
некоторые
виды
растений,
знают
особенности
строения
растения
и
условия
их
роста.
У
детей
появилось
желание
по
собственной
инициативе
ухаживать
за
растениями,
появился
интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать
слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней,
у глубля т ь
зна ния ,
с о ве р ше нс т во ват ь
на в ы к и,
п од д е р ж и в ат ь
индивидуальность.
И
тогда
ребенок
проявит
интерес
к
познавательно
-
исследовательской
деятельности,
будут
самостоятельно
и
творчески
осваивать новые способы исследований.
Список литературы:
1.
Методика
ознакомления
с
природой
в
детском
саду/под
ред.
П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992.
2.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. –
144с.
3.
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. –
640с.
4.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.
5.
«Детство» программа развития и воспитания детей в д/с под ред.
Бабаева Т.К., Михайлова З.А
6.
Программа
экологического
воспитания
дошкольников
«Юный
эколог» под ред. Николаева С.Н.
7.
Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с
природными объектами. М.: Педагогическое Общество России,
2006.
8.
Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
9.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
10.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду (мир растений). - М.: ТЦ Сфера, 2004.
11.
Рыжова
Н.А.
Экологизация
предметно-развивающей
среды
//
Дошкольно воспитание. – 1999. - № 7.- с.16.
12. Николаева С.Н. Создаем условия для экологического воспитания
детей: методические рекомендации для дошкольных учреждений. -
М., 1993.