Напоминание

"Солнечные грядки"


Авторы: Зенкова Анастасия Владимировна, Левашова Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: "Солнечные грядки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №249»

Проект

«Солнечные грядки»

Вомпитатели:

.

Зенкова А.В.

Левашова М.В.

г. Новокузнецк 2019г

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд»,

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие

художественной литературы», «Художественное творчество».

Р у к о в о д и т е л ь

п р о е к т а : воспитатели

средних,

старших,

подготовительных групп.

Возраст участников проекта: дети от 4 до 7 лет.

Состав

проектной

группы: воспитатели

и

воспитанники

групп,

родители воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный (круглый год), групповой, познавательно –

исследовательский.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения

проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

дидактические игры;

подбор мультфильмов, видеопрезентаций;

контейнеры, посадочный материал, садовый инвентарь

выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей;

методические разработки.

Цель

проекта: формировать

у

детей

элементарных

знаний

о

выращивании

огородных

культур,

развитие

познавательных

интересов,

формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую

деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Задачи проекта:

1

.

Закреплять

представление

об

общих

признаках

растений

(корень,

стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле,

свете для их роста.

2.

Формировать

познавательный

интерес

в

процессе

изучения

особенностей

роста

растений;

поддерживать

любознательность

детей,

их

стремление к самостоятельности, созиданию.

3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги

почвы для роста растений.

4. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте

растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Воспитывать бережное отношение к своему труду.

6. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

7. Создавать

условия для активной самостоятельной деятельности по

выращиванию растений;

Проектная

идея: Создать

на

территории

детского

сада

мини-огород.

Получить урожай овощей и ягод, выращенный самими дошкольниками.

Возможные

риски

проекта: Посадка

рассады

огородных

культур

возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых

холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода

созревания.

Актуальность проекта

Взаимодействие

человека

с

природой

-

чрезвычайно

актуальная

проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее,

слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое

воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву

можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается

фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Актуальность

поднимаемой

нами

проблемы

заключается

в

том,

что экологическое

воспитание

и

образование детей

чрезвычайно

острая

п р о б л е м а

н а с т о я щ е г о времени:

т о л ь к о экологическое

мировоззрение, экологическая культура,

ныне

живущих

людей,

могут

вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в

котором пребывает сейчас.

Экологическое

воспитание

дошкольников непрерывный

процесс

в о с п и т а н и я

и

р а з в и т и я

р е б е н к а ,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование экологической

культуры,

к о т о р а я

п р о я в л я е т с я

в

эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в

ответственном

отношении

к

своему

здоровью

и

состоянию

окружающей

среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных

ориентаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает

принцип

непрерывности

процесса

развития

ребенка-дошкольника.

Экологическое

воспитание

дошкольников

по

ФГОС

это

непрерывный

процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической

культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых

знаний

о

природе

и

существующих

в

ней

взаимосвязей;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

моральных

и

экологически

ценных

установок,

поведенческих

умений;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы

осуществления

экологического

воспитания

именно

в

дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в

возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны

познание ребенком природы является важным фактором образовательного

процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть

реализовано через такие виды деятельности:

наблюдения;

опыты и эксперименты;

исследования;

игры;

труд;

художественно-эстетическая практика;

знакомство с природоведческой литературой;

занятия физкультурой и спортом.

Поэтому

при

разработке

этого

проекта,

мы

использовали

метод

организованного

и

контролируемого

детского

экспериментирования

в

индивидуальной

и

коллективной

деятельно сти

детей.

Ме тод

экспериментирования

позволяет

детям

реализовать

заложенную

в

них

программу

саморазвития

и

удовлетворять

потребность

познания

эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного

исследования мира.

Прогнозируемый результат:

знания о строении растений, способах ухода за ними;

практические навыки и умения проращивания семян, подготовки

рассады и грунта к пересаживанию, прополки, полива, сбора урожая;

развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные

связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты

наблюдений;

появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование

самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях,

своих силах;

формирование социокультурных, личностных компетенций.

Этапы реализации проекта:

I ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

Подбор и изучение

методической

литературы.

Выявление уровня

знания детей о процессе

посадки и выращивания

овощных культур.

Создание предметно

развивающей среды по

теме проекта.

Знакомятся с овощными

культурами,

конкретизируют,

систематизируют,

углубляют полученные

знания

Выбирают культуры,

которые будут

выращивать, изучают

правила ухода и

потребности растений.

Проведение

консультации для

родителей «Участие в

проекте «Солнечные

грядки».

Предложить родителям

приобрести для

проведения проекта –

контейнеры, грунт,

посадочный материал,

садовый инвентарь.

Создание коллекции

семян овощей

Помочь в

благоустройстве гряд в

мини-огороде

II ЭТАП – реализация проекта

На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты,

эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода,

растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В

процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об

овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали

видеопрезентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились,

дидактические игры, беседы, тематические занятия, решались проблемные

ситуации и т.д

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

Подбор методической и

художественной

литературы: поговорки,

стихи, сказки, загадки

об овощах и т.д.

Подбор материала и

оборудования для

опытно -

экспериментальной

деятельности

Изготовление

мнемотаблиц –

алгоритмов по трудовой

деятельности на

огороде, с рассадой.

Подбор дидактических

игр по экологии

Изготовление таблиц -

указателей с названиями

растений.

Ведение дневника

наблюдений за

растениями и погодой.

Непосредственная

работа с посадочным

материалом, с рассадой.

Уход – посадка, полив,

рыхление, прополка,

подвязка, пикировка,

формировка кустов и

т.д.

Конструирование, лепка

(на каркасе) с

элементами

конструирования

«Пугало огородное»

Аппликация и т.д.

Участие в опытах,

экспериментах.

Участие в сюжетно-

ролевых играх.

Чтение художественной

литературы, заучивание

стихов, пословиц и

поговорок, считалок,

чистоговорок и т.д.

Слушание и заучивание

тематических песенок

Сбор урожая

Участие в эстетическом

оформлении «огорода»

Закупка посевного

материала, грунта,

удобрений, контейнеров,

садового инвентаря.

Оформление

рекомендаций для

родителей по

организации

наблюдений за

растениями

Рецепты для родителей

«Вкусно и полезно!»

Подбор информации

для детей «Это

интересно»

Подготовка гряд к

зимнему сезону

Сбор семян (укроп,

тыква…)

С помощью родителей собрали

коллекцию семян кабачков,

огурцов, помидор, капусты, бобов,

тыквы, картофеля свеклы, перца,

гороха, моркови, салата, редиса,

репы, петрушки, лука.

Подготовили почву, семенной

материал и контейнеры

для посадки, орудия труда.

Совместно с родителями

организовали мини-огороды на

подоконниках

Изготовили алгоритмы

ухода за растениями.

Посадили с детьми семенной

материал

Подобрали богатый демонстрационный материал по теме проекта

Сделали подборку дидактических и настольно-печатных игр

Оформили Лэпбук

«Юный садовод»

Родители помогли в

обустройстве огорода

Высадили рассаду в огород

в мае-июне

Ухаживали за ней,

поливали, рыхлили землю,

пропалывали

Собирали урожай

Проводили выставки

Организовывали праздники,

развлечения

III

ЭТАП – заключительный

Анализ

и

обобщение

результатов,

полученных

в

проце сс е

исследовательской деятельности детей.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

Проведение вторичной

диагностики

Составление отчета о

проделанной работе;

Оформление

Организация и проведение праздника «В гостях у

витаминки»

Проведение конкурса «Овощные фантазии»

Проведение фотовыставки «Я садовод»

документации;

Подготовка презентации

проекта.

Оформление выставки семейных альбомов «Мой

зеленый друг»

Защита проектов (индивидуальная, ребенок-

родитель)

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

1.

Дети познакомились с культурными огородными растениями.

2.

Сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по

выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

3.

В результате практической, опытно - исследовательской деятельности

дети

получили

представление

о

необходимых

условиях

для

роста

растений.

4.

Увидели многообразие посевного материала.

5.

Стали бережнее относиться к растительному миру.

6.

Стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса

детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в

познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая

компетентность:

дети

могут

различать

некоторые

виды

растений,

знают

особенности

строения

растения

и

условия

их

роста.

У

детей

появилось

желание

по

собственной

инициативе

ухаживать

за

растениями,

появился

интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать

слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней,

у глубля т ь

зна ния ,

с о ве р ше нс т во ват ь

на в ы к и,

п од д е р ж и в ат ь

индивидуальность.

И

тогда

ребенок

проявит

интерес

к

познавательно

-

исследовательской

деятельности,

будут

самостоятельно

и

творчески

осваивать новые способы исследований.

Список литературы:

1.

Методика

ознакомления

с

природой

в

детском

саду/под

ред.

П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992.

2.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. –

144с.

3.

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. –

640с.

4.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

5.

«Детство» программа развития и воспитания детей в д/с под ред.

Бабаева Т.К., Михайлова З.А

6.

Программа

экологического

воспитания

дошкольников

«Юный

эколог» под ред. Николаева С.Н.

7.

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с

природными объектами. М.: Педагогическое Общество России,

2006.

8.

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

9.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных

учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

10.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском

саду (мир растений). - М.: ТЦ Сфера, 2004.

11.

Рыжова

Н.А.

Экологизация

предметно-развивающей

среды

//

Дошкольно воспитание. – 1999. - № 7.- с.16.

12. Николаева С.Н. Создаем условия для экологического воспитания

детей: методические рекомендации для дошкольных учреждений. -

М., 1993.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!