Автор: Ренжина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Объячево, Прилузский район, республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Бал Наташи Ростовой"
Раздел: среднее образование
Сцена 1. Подготовка к балу.
Голос за кадром. 31-го декабря, накануне нового1810 года был бал.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых ещё
шли торопливые приготовления одеваний.
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были
уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и
напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые
атласные
башмаки
с
бантиками;
прически
были
почти
окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа,
хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом…
— Не так, не так, Соня! — сказала Наташа, — Не так бант, поди
сюда.
—
Позвольте,
барышня,
нельзя
так,
—
говорила
горничная,
державшая волоса Наташи.
— Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
— Скоро ли вы? — послышался голос графини. — Уж десять сейчас
— Сейчас, сейчас. А вы готовы, мама?
— Только току приколоть.
— Не делайте без меня, — крикнула Наташа, — вы не сумеете! Мама,
больше набок току, — проговорила Наташа. — Я переколю.
Соня, оглядев платье Наташи:
-Воля твоя, платье длинно!
— Ну, длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, — сказала
решительная Дуняша.
— Скоро ли, наконец? — сказал граф, входя из-за двери.
— Сейчас, сейчас, не ходи, папа! — крикнула Наташа отцу.
— Готово, барышня, — говорила горничная.
— Уу! моя красавица! — закричал граф. — Лучше вас всех!.. — Он
хотел обнять ее, но она, краснея, отстранилась, чтобы не измяться.
— Папа, ты как хорош, прелесть! — сказала Наташа, стоя посреди
комнаты и расправляя складки дымки
— Ничего, заметаю, не видно будет, — говорила Дуняша.
- Уже четверть одиннадцатого, наконец, в кареты и поехали на бал
Наташа Ростова(взволнованно) Осталось совсем немного…Я чувствую,
как
наш экипаж замедляет ход, и камердинер распахивает дверь. О
боже, какая впереди длинная лестница! Неужели у меня хватит сил
подняться по ней и войти внутрь этого солидного дома? Боже, я так
волнуюсь… Ведь это мой первый выход в свет…А потом меня ждут
захватывающие танцы. Я так этого жду!
Сцена 2. Хозяин и хозяйка. Открытие бала
Хозяйка: Добрый вечер, дорогие друзья!
Хозяин: Бонжур, мон ами! Очень приятно видеть вас всех в этом
прекрасном зале на светском балу 19 века.
Дочь: 19 век…как давно это было. Сколько поколений отделяет нас,
живущих в век скоростей и высоких технологий людей 21 века, от
века кринолинов, вееров, вальсов и томных взглядов. Как было бы
неплохо ненадолго окунуться, погрузиться в то время!
Хозяин: Дорогие мои! Я не волшебник, я только учусь, но уже могу
совершить небольшое чудо-волшебство.
Хозяйка: Какое?
Хозяин: Например, нас вместе с гостями перенести в век утонченности
и светских бесед….а впрочем, зачем слова? Вы все увидите сами.
На фоне презентации «Война и мир глазами классика» чтение стихов
Хозяин: Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи.
Хозяйка: От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Дочь: Что гостям ждать нашим здесь от бала?
Сейчас расскажем не тая.
Дочь: Представить рады вам, друзья,
Бал в стиле века золотого,
Чтоб в каждом воспарили вновь,
МузЫка ,молодость, любовь!
«Светский раут»
Дочь: Дамы и господа! Разрешите вам представить наших гостей
большого придворного бала.
Сцена 3. Хозяин и хозяйка. Встреча гостей. Пока гости съезжаются
на бал, звучит
Пары выходят по очереди – короткий диалог между ними, и пары
уходят в зал
Выходит 1 пара. (Юсуповы)
Соня-Bonjour Monsieur et Madame Юсуповы! «Charme de vous voir» (в
восхищении, что вижу вас),
Илья-Рады вас видеть!
- Bonjour
Выходит 2 пара (Анатоль Курагин)
Диана - Княжна Лидия Раневская в сопровождении князя Анатоля
Курагина
Илья-Мисье Анатоль, какая встреча!
Соня-Вы, мой милый, говорят за границей воспитывались?
Дима-Там воспитание гораздо лучше нашего!
Выходит 3 пара (Орловы)
Илья-Приятная встреча, господа Орловы! Проходите на наш бал и
наслаждайтесь вечером!
- Думаем, мы проведем сегодня чудесный вечер!
Выходит 4 пара (Василий Курагин)
Соня-Carmante! Ellen vorte filled est si bonne! Князь Василий, вы
хороший отец. Вы дали детям чудное воспитание!
Коля-Благодарю.
(Элен Безухова)
Илья- Ох уж эта красавица Безухова, от которой нельзя отвести глаз!
(Сабрина)-Mersi
(Пьер)
Соня-Bonjour, мистер Пьер! Неужели вы решились уделить нашему
обществу немного внимания?
Пьер-Спасибо за приглашение, мадам.
Выходит 5 гость (Князь Андрей Болконский)
Илья-Князь Андрей Болконский, приветствуем вас на нашем балу!
Соня-Bonjour led roi de Prussee, Ваше присутствие доставит нам
огромное удовольствие, Князь Андрей!
Выходит 6 пара (Ростовы)
Соня-Граф Илья, Натали, Aller au bal!
Илья-Наташа, дочь богатого графа Ростова, удивительная, живая,
непостижимой смелости девушка. Прошу вас на бал!
Сцена 4. Монологи главных героев.
Кн. Андрей
Каким я был глупцом! Я ничего не любил, как только славу, любовь
людскую. Смерть, раны, потеря семьи - ничто мне не было страшно.
Я был готов
всех их отдать за минуту славы, торжества над
людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать,
за любовь вот этих людей…
И только под Аустерлицем, глядя в неизмеримо высокое небо, с
тихо ползущими по нему серыми облаками, я осознал.
"Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как мы кричали и
дрались, совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами шли
друг против друга, - совсем не так ползли облака по этому высокому
бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И
как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме
этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже
нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!
Кн. Василий, Анатоль
- Ты тратишь много денег на развлечения: ...И стоишь мне сорок тысяч
в год. Я в последний раз плачу половину твоих долгов... говорит лениво
и монотонно, как актер говорит роль старой пиесы)
- Что поделаешь, если барышни от меня с ума сходят. Да и повеселиться
я люблю.
- Слава богу, дочь вовремя пристроил ..
- А деньги придется опять одолжить у Пьера
Элен, Диана
- Должно быть, вы счастливы, что ОН редко появляется в высшем свете?
- Я и слова плохого не скажу о муже. Но, по правде сказать, последние
месяцы были тем еще испытанием.
- Дорогая, все восхищаются вечерами в вашем салоне. Говорят, у вас
бывают даже господа французского посольства.
- Моими вечерами восхищается сам император. Он ко мне очень добр.
Элен, Наташа
Мы помираем со смеху, с того момента, как мой брат увидел вас сегодня,
он ничего не ест и вздыхает по вам, моя прелесть. Он сходит с ума, но
сходит с ума от любви к вам, моя милая.
Сцена 5. Общий танец Объявляется первый танец.
Наташа.
Все расступились, и хозяин, улыбаясь и не в такт повел за руку хозяйку
дома. За ними пошли готовиться к танцу остальные. Больше половины
дам имели кавалеров и приготовлялись к танцу. Наташа чувствовала,
что она оставалась в числе меньшей части дам, оттеснённых к стене.
Она
стояла,
опустив
свои
тоненькие
руки,
и,
сдерживая
дыхание,
блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением
готовности
на
величайшую
радость
и
на
величайшее
горе.
Её
не
занимали ни хозяйка с хозяином, ни все важные лица - у ней была одна
мысль: «Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду
танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины,
которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то
смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! Это не она, так и
нечего смотреть!» Нет, это не может быть! – думала она.- Они должны
же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им
весело будет танцевать со мною». Звуки польского, продолжавшегося
довольно долго, уже начали звучать грустно — воспоминанием в ушах
Наташи. Ей хотелось плакать.
Сцена 6. Монологи героев
Соня, Наташа
- Соня, друг мой, ты все грустишь? Думаешь о нем?
- Да. Я так люблю Николеньку, и всех вас …
- Поэтому ты и отказала Долохову…
- Только и с Николенькой нам не быть. Я ведь бесприданная. Маменька
скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я
неблагодарная…
Разговор кн. Андрея и Пьера
Вперед выходят Пьер Безухов и Андрей Болконский.
Безухов: Князь! Болконский! (Болконский поворачивается к нему)
Болконский: Граф Безухов! Мое почтение!
Безухов: Князь, Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже – Ростова
молодая. Пригласите ее!
Болконский: Где? (крутит головой) Разговор в другом месте доведем
до конца, а на бале надо танцевать.
Болконский раскланивается с Безуховым и подходит к группе дам.
Болконский: Мое почтение, графиня Ростова (целует ей ручку)
Графиня: Князь, позвольте Вас познакомить с моей дочерью - Наташей
Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, если графиня
помнит меня (кланяется, берет ее за руку) Прошу Вас на тур вальса.
Танец Андрея и Наташи.
Сцена 7. Танец кн. Андрея и Наташи. Внутренний монолог героев.
Андрей
«Князь Андрей любил танцевать, и, желая поскорее отделаться от
политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему,
пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и
потому что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза;
Наташа.
«Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая
девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою
руку на плечо князя Андрея
Андрей
но едва он обнял этот тонкий стан, и она оказалась так близко от него и
улыбнулась ему: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим.
Наташа
Наташе казалось, что ещё, когда в первый раз она увидала князя Андрея
в Отрадном, она влюбилась в него. Её, как будто, пугало это странное,
неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала тогда (она твёрдо была
уверена в этом), что тот самый, теперь опять встретился ей и, как
кажется, неравнодушен ей. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы
здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале.
Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Ещё
тогда, как только я увидала его, я почувствовала что–то особенное.
Сцена 7. Концовка.
Хозяин
Ну вот и всё, окончен пышный бал.
И я гашу все свечи до единой.
Характеристики героев
Граф
Илья
Андреевич
Ростов
–
добрый
и
щедрый
мужчина,
для
которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил
свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал
жене
в
воспитании
детей
и
всеми
силами
поддерживал
теплую
атмосферу в доме Ростовых.
Соня
Ростова
–
«тоненькая,
миниатюрненькая
брюнетка
с
мягким,
оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два
раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице»,
племянница графа Ростова.
Образ и характеристика Сони Ростовой в романе "Война и мир"
Соня Ростова является приемной дочерью в семье Ростовых. Девушка
является троюродной сестрой Николая Ростова, Наташи Ростовой, Пети
Ростова и Веры Ростовой:
"...Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню..."
"...графиня
упрекала
племянницу
в
заманиванье
сына
и
в
неблагодарности..."
"...мы ведь троюродные..."
Соня с детства живет и воспитывается в доме Ростовых и называет
графа и графиню Ростовых "маменькой" и "папенькой":
"...семьи, которая вскормила и воспитала ее..."
"...в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она..."
"...И
потом,
ежели
маменьке
(Соня
графиню
и
считала
и
называла
матерью).."
Соня - бедная девушка, сирота и бесприданница:
"...Оттого что Соня бедна, – думал он..."
"...сближения между своим сыном и бесприданной Соней..."
"...для бесприданной сироты Сони..."
Полное имя героини - Софья Александровна Ростова. Возможно, при
рождении она носила другую фамилию, но, скорее всего, Ростовы дали
ей свою фамилию:
"...Вот Софья Александровна непременно увидят, – шепотом сказала
Дуняша..."
Возраст Сони Ростовой - 15 лет в начале романа (1805 год):
"...Соня – пятнадцатилетняя племянница графа..."
Внешность Сони Ростовой
Внешность Сони Ростовой в 15 лет (в 1805 г.):
"...Соня
была
тоненькая,
миниатюрненькая
брюнетка
с
мягким,
отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два
раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в
особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых
руках и шее..."
"...ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели..."
"...Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала
ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв
лицо
пальчиками,
навзрыд
плакала,
подрагивая
своими
оголенными
плечиками..."
"...оправляя
своему
другу
под
косой
выбившуюся
прядь
жестких
волос..."
"...этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой..."
"..«Соня? – подумала она, глядя на спящую свернувшуюся кошечку с ее
огромной косой..."
Внешность Сони Ростовой в 16 лет (в 1806 г.):
"...Соне
минуло
уже
шестнадцать
лет,
и
она
была
очень
красива,
особенно
в
эту
минуту
счастливого,
восторженного
оживления..."
(начало 1806 года)
"...Соня
шестнадцатилетняя
девушка
во
всей
прелести
только
распустившегося цветка..."
(осень 1806 г.)
Внешность Сони Ростовой в 20 лет (в 1810 г.):
"...Соне
был
уже
двадцатый
год.
Она
уже
остановилась
хорошеть,
ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было
достаточно..." (весна 1810 г.)
"...завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони..."
"...Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня..."
"...от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза..."
Внешность Сони Ростовой в 22 года (в 1812 г.):
"...какая-то
румяная,
с
большой
черной
косой,
девушка,
которая
неприятно-притворно
улыбалась,
как
показалось
княжне
Марье
(это
была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся
девушка сказала: – Сюда, сюда!.."
Соня похожа на кошечку - плавную, мягкую и гибкую:
"...Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и
несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но
еще
не
сформировавшегося
котенка,
который
будет
прелестною
кошечкой..."
"...Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою
заиграть и выказать всю свою кошечью натуру..."
"...Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он
готов был, казалось, вот-вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие
лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично..."
Личность и характер Сони в романе "Война и мир"
Соня Ростова - прелестная девушка:
"...Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от
своего счастия?.."
"..«Что за прелесть эта девочка! – подумал он..."
Соня - верная, преданная девушка:
"...Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и
больше ничего знать не хочет..."
"...верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала
на него..."
"...отвечать на ее верную, преданную любовь?.."
"...так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая..."
Соня Ростова является кроткой, доброй девушкой:
"...эта бедная черноглазая племянница была так кротка, так добра, так
преданно-благодарна своим благодетелям и так верно, неизменно, с
самоотвержением
влюблена
в
Николая,
что
нельзя
было
ни
в
чем
упрекнуть ее..."
Соня - хорошая девушка:
"...И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и
подумать, потому что в ней одно хорошее..."
"...Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком
совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за
что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее..."
Соня Ростова - хорошая ученица:
"...Это метампсикоза, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и
все помнила..."
Соня умеет мастерски читать перед публикой:
"...попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать..."
"...старательно читала Соня своим тоненьким голоском..."
Соня - спокойная девушка:
"...она
находилась
в
несвойственном
ей
оживленно-энергическом
настроении..."
У Сони строгие и цельные взгляды на жизнь:
"...Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы
не поняла, или ужаснулась бы ее признанию..."
Соня - хозяйственная девушка:
"...Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух,
переносила
ее
капризы
и
затаенное
нерасположение
и
помогала
Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором
они находились..."
Соня - терпеливая девушка:
"...восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от
нее..."
Соня является не очень чувствительным человеком:
"...Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а
иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы..."
Соня не является поэтической натурой:
"...то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства,
которое
они
испытывали.
Она
только
наслаждалась
их
радостью,
стараясь подделаться под нее..."
Соня - скрытная девушка:
"...Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности..."
Соня - упрямая девушка:
"...Сколько
ее
ни
просила
мама,
она
отказала,
и
я
знаю,
она
не
переменит… если что сказала..."
Судьба Сони в романе "Война и мир"
Соня и Наташа Ростова являются не только троюродными сестрами, но
еще и подругами:
"...Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала
за ней..."
"...Наташа,
оправляя
своему
другу
под
косой
выбившуюся
прядь
жестких волос..."
Соня очень благодарна семье Ростовых за то, что они ее вырастили:
"...я так люблю и ее и всех вас, только Вера одна…"
"...Жертвовать
собой
для
счастья
других
было
привычкой
Сони.
Ее
положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она
могла
выказывать
свои
достоинства,
и
она
привыкла
и
любила
жертвовать собой..."
Соня готова пожертвовать всем ради семьи Ростовых:
"...Я
так
благодарна
вам,
что
рада
бы
всем
пожертвовать,
да
мне
нечем…"
"...Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей <...> Она
не могла не любить графиню и всю семью Ростовых..."
Соня влюблена в своего кузена, троюродного брата Николая Ростова:
"...Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю..."
"...а мы ведь троюродные..."
Графиня-мать Ростова не одобряет любовь Сони к Николаю:
"...она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я
неблагодарная…"
"...А Николай мне cousin…надобно… сам митрополит… и то нельзя..."
"...Потом, я молод. Maman не хочет этого..."
Блестящий жених, офицер Долохов делает предложение Соне, но та
отказывает ему, так как любит Николая Ростова:
"...он сделал предложение Соне..."
"...Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия
для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света,
нельзя было отказать ему..."
Однажды
Соня
спасает
Наташу
Ростову
от
позора
с
Анатолем
Курагиным:
"...теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния
их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не
выйду
из
этого
коридора,
и
силой
не
пущу
ее,
и
не
дам
позору
обрушиться на их семейство», – думала она..."
В конце концов Соня дает Николаю свободу, и тот женится на княжне
Марье Болконской:
"...заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную
свободу..."
"...я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря
ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня..."
После свадьбы Николая и княжны Марьи Соня живет у них в доме:
"...Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме..."
Судя по всему, Соня остается "старой девой". В 1820 году ей около 30
лет и она до сих пор не замужем:
"...Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и
совершенно
примирилась
с
своим
назначением
пустоцвета.
Она
дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как
кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой
графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те
мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось
невольно с слишком слабою благодарностию…"
Элен
Курагина
–
яркая,
блистательно-красивая
женщина
с
«неизменяющейся
улыбкой»
и
полными
белыми
плечами,
которой
нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась
особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать
себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный
салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном.
Образ и характеристика Элен Курагиной в романе "Война и мир"
Полное
имя
героини
-
Елена
Васильевна
Курагина
(в
замужестве
Безухова): "...утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой..." Элен -
дочь князя Василия Курагина, сестра Ипполита и Анатоля Курагиных:
"...красавица княжна Элен, дочь князя Василия..." "...ее брат Анатоль
<...> Брат ее – Ипполит. Отец ее – князь Василий..." Элен Курагина
становится женой богатого графа Пьера Безухова: "...он был обвенчан и
поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены..."
(смотрите: Отношения Пьера и Элен) О внешности Элен Курагиной
известно следующее: "...Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя
черными глазами, и улыбнулась..." "...необычайной, античной красотой
тела..." "...Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом
и
мохом,
и
блестя
белизной
плеч,
глянцем
волос
и
бриллиантов..."
"...красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней
моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала..." "...на свою
полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более
красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье..."
"...поворачивая
свою
красивую
голову
на
античных
плечах,
княжна
Элен..." "...запах духов и слышал скрып ее корсета при дыхании..." "...Он
видел
не
ее
мраморную
красоту,
составлявшую
одно
целое
с
ее
платьем..." "...только на мраморном, несколько выпуклом лбе..." "...сама
графиня, в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах
(две огромные косы диадемою огибали два раза ее прелестную голову)
вошла в комнату спокойно и величественно..." "...высокая красивая дама,
с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и
шеей,
на
которой
была
двойная
нитка
больших
жемчугов,
и
долго
усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем..." "...любовалась
красотой
плеч
и
жемчугов..."
"...графиня
Безухова,
сияющая
добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом, с высоким воротом,
бархатном
платье..."
"...похвалилась
и
своим
новым
платьем
из
металлического газа, которое она получила из Парижа..." Элен Курагина
(Элен Безухова). Художник
Н. Рушева "...на блестящие обнаженные
плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья...""...она
дотронулась
своей
белой
в
кольцах
рукой
до
рукава
его
фрака..."
"...пальчиком
в
перчатке
поманила
к
себе
старого
графа..."
Элен
Курагина - очень красивая девушка: "...Что за красавица! – говорил
каждый, кто ее видел..." "...Очень хороша, – сказал князь Андрей..." "...У
меня
будет
прекрасная
Элен,
на
которую
никогда
не
устанешь
любоваться..." У Элен сияющая, красивая улыбка: "...и потом опять
успокоивалась
в
сияющей
улыбке..."
"...у
той
все
освещалось
жизнерадостной,
самодовольной,
молодой,
неизменной
улыбкой..."
"...улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице..." "...улыбнулась
ему
той
улыбкой,
ясной,
красивой,
которой
она
улыбалась
всем..."
"...сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой..." "...Элен
с своей обворожительной улыбкой..." Элен носит откровенные наряды.
Она сильно оголяет себя: "...Она была, как и всегда на вечерах, в весьма
открытом
по
тогдашней
моде
спереди
и
сзади
платье.
Ее
бюст,
казавшийся всегда мраморным Пьеру..." "...Элен, которая, совершенно
раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на
сцену..." "...Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась..."
"...графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее
совершенно была обнажена).." У Элен изящные и величавые манеры.
Она умеет держать себя: "...своей противоположностью изяществу и
такту
жены..."
"...вошла
в
комнату
спокойно
и
величественно..."
"...указывая на отплывающую величавую красавицу. – И как держит
себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье
держать
себя!
"...о
том
необыкновенном
ее спокойном уменье быть
молчаливо-достойною в свете..." "...гордился ее величавой красотой, ее
светским тактом..." Возраст Элен Курагиной неизвестен: "...Для такой
молодой девушки и такой такт..."
Судя по всему, в начале романа
возраст Элет составляет от 18 до 22 лет, но не больше 25 лет. Во времена
Толстого девушки после 25 лет считались "староватыми", а об Элен
говорят как о "молодой" девушке. Элен носит "шифр" - золотой вензель,
который получают выпускницы Смольного института и/или фрейлины:
"...красавица Элен <...> Она была в шифре и бальном платье..." Элен -
элегантная женщина: "...Успех ее в качестве красивой и элегантной
женщины не удивлял Пьера..." Элен - спокойная женщина: "...она с
спокойной
улыбкой
говорила,
что
она
не
так
глупа,
чтобы
быть
ревнивой..." "...вошла в комнату спокойно и величественно..." "...Она с
своим
все
выдерживающим
спокойствием
не
стала
говорить
при
камердинере..." Элен любит светскую жизнь: "...для этой блестящей
светской
женщины..."
Элен
-
общительная
женщина.
Ее
"близкими
друзьями"
является
весь
Петербург:
"...рассказывала
своим
близким
друзьям (а это был весь Петербург).." Элен принимает у себя дома
высший свет Петербурга: "...гордился тем своим домом, в котором она
принимала весь Петербург..." "...У ней бывали господа французского
посольства
и
большое
количество
людей,
известных
своим
умом
и
любезностью..."
"...Быть
принятым
в
салоне
графини
Безуховой
считалось дипломом ума..." Элен нравится самым знатным мужчинам
высшего общества: "...глядя на ее успех в глазах старых и молодых
мужчин и женщин..." "...смотрите, как за ней увиваются и старые и
молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее..." "...Ложа
Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и
умными
мужчинами,
которые,
казалось,
наперерыв
желали
показать
всем, что они знакомы с ней..." Элен - пустая, бездушная женщина. Она
любит
только
свое
тело:
"...Елена
Васильевна,
никогда
ничего не
любившая, кроме своего тела..." Элен - глупая женщина: "...Но она
глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь..."
"...Пьер, который знал, что она была очень глупа..." "...Но оттого ли, что
для ведения такого салона именно нужна только глупость..." "...она
могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все
восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл,
которого
она
сама
и
не
подозревала..."
"...и
одна
из
самых
глупых
женщин в мире, – думал Пьер..." Элен считается умной женщиной,
несмотря на свою свою глупость и пустоту: "...успела приобрести себе
репутацию
прелестной
женщины,
столь
же
умной,
сколько
и
прекрасной..."
"...репутация
женщины
прелестной
и
умной
так
непоколебимо
утвердилась
за
Еленой
Васильевной
Безуховой..."
"...Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал
замечательно
умной
женщиной..."
Элен
-
подлая,
бессердечная
женщина: "...Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по
жене, взорвало Пьера. – О, подлая, бессердечная порода! – проговорил
он и вышел из комнаты..." Элен - лицемерная женщина. Она говорит то,
чего не думает, и умеет льстить: "...Графиня Безухова по справедливости
имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то,
чего
не
думала,
и
в
особенности
льстить,
совершенно
просто
и
натурально..." Элен - целеустремленная женщина. Она добивается своей
цели, несмотря ни на что: "...все это доставляло ей удовольствие; но
из-за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели..."
Элен - грубая и вульгарная женщина, несмотря на аристократическое
воспитание:
"...Потом
он
вспомнил
ясность
и
грубость
мыслей
и
вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в
высшем аристократическом кругу..." Элен - развратная женщина. Но она
прикрывает это аристократическими манерами: "...вся разгадка была в
том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это
страшное слово, и все стало ясно!.." "...Я знал, что она развратная
женщина, – повторял он сам себе, – но не смел признаться в этом..."
"...Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене..." У Элен "темное
прошлое".
Судя
по
слухам,
Элен
и
ее
родной
брат
Анатоль
были
влюблены друг в друга, но их отец пресек эти отношения, которые
представляют собой инцест: "...Мне говорили, что ее брат Анатоль был
влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от
этого услали Анатоля..." "...Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и
целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла
целовать себя..." Элен - неверная жена. Она изменяет своему мужу
Пьеру Безухову с влиятельными мужчинами и, судя по всему, также
имеет любовную связь с Борисом Друбецким: "...В Петербурге Элен
пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из
высших
должностей
в
государстве.
В
Вильне
же
она
сблизилась
с
молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург,
принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и
для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою
близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного..." (Смотрите:
Отношения
Пьера
и
Элен)
Элен
принимает
католичество,
чтобы
развестись с Пьером и снова выйти замуж (том 3 часть 3 глава VI):
"...Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в
истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и
пришлет ей какую-то бумагу..." "...Элен, прежде чем давать деньги,
настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции,
которые бы освободили ее от мужа..." Элен Безухова умирает в молодом
возрасте в 1812 г. Вероятно, на момент смерти ей не больше 32 лет (том
4 часть 1 глава II): "...присоединилась еще одна страшная новость.
Графиня
Елена
Безухова
скоропостижно
умерла
от
этой
страшной
болезни,
которую
так
приятно
было
выговаривать.
Официально
в
больших
обществах
все
говорили,
что
графиня
Безухова
умерла
от
страшного припадка angine pectorale (грудной ангины).."
Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в
высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось,
отбрасывая
все
моральные
принципы
и
устои,
устраивал
пьянки
и
дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней,
хотя уже был женат.
Анатоль Курагин в романе "Война и мир": образ и характеристика
Анатоль Курагин является младшим сыном князя Василия, а также
родным
братом
Элен
Курагиной
и
Ипполита
Курагина:
"...исключая
Анатоля, вашего меньшого..." "...как сын князя Василия, Анатоль..."
"...Это брат Безуховой – Анатоль Курагин..."
Анатоль Курагин - князь, знатный дворянин: "...имя, знатность, связи
Анатоля Курагина..." "...министерский сын..." Возраст Анатоля не указан
в романе. Известно, что это еще довольно молодой мужчина: "...Ну,
батюшка, молодой князь, как его зовут?.."
О внешности Анатоля Курагина известно следующее: "...на красавца
кавалергарда..." "...Как хорош! не правда ли?.." "...высокий красавец,
стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине
груди..."
"...очень
хорош
и
большой
повеса..."
"...устремил
свои
прекрасные
большие
глаза..."
"...с
прирожденным
ему
добродушно-
победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в
комнату
к
отцу..."
"...какой
румяный,
чернобровый
красавец
был
министерский сын..." "...Она только почувствовала нежную руку, твердо
взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были
припомажены прекрасные русые волосы..." "...красота его поразила ее.
Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу
мундира..."
"...приблизившееся
к
ее
близоруким
глазам
прекрасное
лицо..." "...этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным
ртом..." "...необыкновенно красивого адъютанта..." "...на его прекрасном
лице не было бы такого выражения..." "...Он был теперь в адъютантском
мундире
с
одной
эполетой
и
эксельбантом.
<...>
слегка
побрякивая
шпорами
и
саблей..."
"...свою
надушенную
красивую
голову..."
"...положил руку в облитой перчатке на край ее ложи..." "...Анатоль
сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица
бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно
и
свежо,
шляпа
с
белым
плюмажем
была
надета
набок,
открывая
завитые,
напомаженные
и
осыпанные
мелким
снегом
волосы..."
"...большой,
полный
человек
с
закинутой
назад
головой
(вьющиеся
волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю
Андрею) <...> Белая большая полная нога..."
Анатоль Курагин - щеголь. Он тщательно следит за своей внешностью:
"...Он
выбрился,
надушился
с
тщательностью
и
щегольством,
сделавшимися
его
привычкою..."
Анатоль
получил
воспитание
и
образование
за
границей
(вероятно,
в
Париже):
"...вы,
мой
милый,
говорят, за границей воспитывались..." "...Ведь ты их там за границей
воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю
Василью..." "...Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание
гораздо лучше нашего..." "...Еще в Париже ваши проказы знаю!.." (об
Анатоле) "...Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил
Париж, и как понравился ему этот город..."
Анатоль Курагин является офицером. Он служит в гвардии, затем - в
армии. Позже он становится флигель-адъютантом главнокомандующего:
"...на
красавца
кавалергарда..."
(кавалергардcкий
полк
-
престижное
место службы) "– ...вы теперь служите в конной гвардии? – спросил
старик <...> – Нет, я перешел в армию..." "...Анатоль находился в армии,
в провинции..." "...Он был теперь в адъютантском мундире с одной
эполетой
и
эксельбантом..."
Анатоль
-
повеса
и
кутила.
Он
любит
пьянствовать: "...Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других
весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал
на всех вечерах и балах высшего света..." "...И Курагин и Долохов в то
время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга..." "...в
разгульной
жизни
его
сына
Анатоля..."
"...Анатоля
Курагина
нынче
вечером
должно
было
собраться
обычное
игорное
общество,
после
которого обыкновенно шла попойка..." Анатоль - "разбойник", любитель
буянить: "...Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему
хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но
рама не сдавалась. Он разбил стекло..." "...Это совершенные разбойники,
особенно
Долохов,
–
говорила
гостья..."
Анатоль
Курагин
является
глупым
человеком,
"дурнем":
"...в
руках
глупого
Анатоля..."
"...этот
дурень смотрит только на Бурьенку..." "...этот болван..." "...он вообще
мало думал..." "...оба вышли des imbéciles*..." (*дурни) "...Он не был в
состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на
других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка..."
Анатоль - не находчивый и не красноречивый человек: "...Анатоль был
не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах..."
Анатоль
- расточительный
человек.
Он
тратит
много
денег
на
развлечения: "...Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит сорок
тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход
своих мыслей..." "...Анатоль проживал десятки тысяч..." "...он проживал
более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых
кредиторы требовали у отца..." "...Он был убежден, что <...> он сотворен
Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда
высшее положение в обществе..." Анатоль все время живет в долгах:
"...Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его
долгов..."
Анатоль
Курагин
является развратный
человек.
Он
был
замешан
в
"темной истории" со своей сестрой Элен: "...Мне говорили, что ее брат
Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая
история и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит. Отец ее –
князь Василий. Это нехорошо..."
Анатоль - легкомысленный, веселый человек: "...он никогда не знал того,
что
выйдет
из
каждого
его
поступка..."
"...На
всю
жизнь
свою
он
смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то
обязался устроить для него..." "...глаза его, смеясь и радуясь, смотрели
на княжну Марью..." "...слегка склонив голову, молча, весело глядел..."
"...весело наблюдая прическу княжны..."
Анатоль больше всего любит веселье и женщин: "...Одно, что он любил,
– это было веселье и женщины; и так как, по его понятиям, в этих вкусах
не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других
людей из удовлетворения его вкусов, он не мог..." Анатоль Курагин -
самоуверенный
и
самодовольный
человек:
"...но
у
него
зато
была
драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая
уверенность..." "...После княжны он подошел к руке m-lle Bourienne (это
было
неприлично,
но
он
делал
все
так
уверенно
и
просто).."
"...адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к
их
ложе.
Это
был
Анатоль
Курагин..."
Анатоль
сводит
с
ума
молоденьких барышень: "...Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас
барынь с ума свели..." "...
Анатоль <...> сводил с ума всех московских барынь в особенности тем,
что
он
пренебрегал
ими
и,
очевидно,
предпочитал
им
цыганок
и
французских актрис..." Анатоль ведет себя высокомерно с женщинами:
"...Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера,
которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже
любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как
будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами
возиться? А уж вы бы рады!» <...> такой у него был вид и такая
манера..." "...Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в
положение
человека,
которому
надоела
беготня
за
ним
женщин..."
Анатоль не против жениться ради денег (например, на княжне Марье):
"..«А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не
мешает», – думал Анатоль..."
Анатоль
Курагин является
избалованным
и
несамостоятельным
человеком. Его карьера продвигается благодаря отцу - князю Василию:
"...он
ехал
в
Москву
в
должность
адъютанта
главнокомандующего,
которую он ему выхлопотал..."
Анатоль берет деньги в долг, но не возвращает их: "...Пьер <...> под
предлогом
займа,
давал
ему
деньги..."
"...в
деньгах,
которые
он,
очевидно без отдачи, занимал у встречного и поперечного..." Анатоль
всегда доволен свой жизнью: "...Анатоль был всегда доволен своим
положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом
своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он
жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного..." Анатоль
живет одним днем и ни о чем не тревожится: "...И право, вот настоящий
мудрец! – подумал Пьер, – ничего не видит дальше настоящей минуты
удовольствия,
ничего
не
тревожит
его,
–
и
оттого
всегда
весел..."
Анатоль не является тщеславным и честолюбивым человеком. Он не
стремится
чего-то
добиться
и
построить
карьеру:
"...Он
не
был
тщеславен. Ему было совершенно все равно, что бы о нем ни думали.
Еще
менее
он
мог
быть
повинен
в
честолюбии.
Он
несколько
раз
дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями..."
Анатоль - нескупой человек. Он дает деньги тем, кто просит, но сам при
этом живет в долгах: "...Он был не скуп и не отказывал никому, кто
просил
у
него..."
Анатоль участвует
в
азартных
играх
со
своими
приятелями, но при этом не является "игроком", то есть не стремится
выиграть и не жалеет о проигрышах: "...Он не был игрок, по крайней
мере никогда не желал выигрыша, даже не жалел проигрыша..."
Анатоль считает
себя
честным
и
хорошим
человеком
(каковым
не
является
на
самом
деле):
"...в
душе
своей
он
считал
себя
безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных
людей и с спокойной совестью высоко носил голову..."
Анатоль Курагин - мерзавец и подлец на самом деле: "...И как могла она
допустить
до
этого
Курагина?
Он
обманщик
и
злодей,
это
ясно..."
"...Хорош мальчик! То-то мерзавец!.." "...но обещать девушке жениться
на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же
подло, как прибить старика или ребенка!.." "...Это выражение робкой и
подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера. – О, подлая,
бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты..." Анатоль
является эгоистом, думающим только о своем удовольствии: "...Вы не
можете
не
понять
наконец,
что,
кроме
вашего
удовольствия,
есть
счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того,
что вам хочется веселиться..."
Известно,
что
Анатоль
Курагин
состоит
в
браке
с
одной
польской
девушкой, но скрывает это: "...Анатоль <...> был два года тому назад
женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один
польский
небогатый
помещик
заставил
Анатоля
жениться
на
своей
дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он
условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого
человека..." "...Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд
подведут..." Анатоль Курагин получает ранение в Бородинском сражении
в 1812 году, после чего ему ампутируют ногу: "...Раненому показали в
сапоге
с
запекшейся
кровью
отрезанную
ногу..."
"...В
несчастном,
рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу,
он узнал Анатоля Курагина..."
Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание
окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный
этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на
Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие
на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами
Пьера),
французский
плен
и
знакомство
с
Каратаевым
полностью
меняют
личность
Пьера
–
из
нелепого
увальня
«вырастает»
целеустремленный
и
уверенный
в
себе
мужчина
с
собственными
взглядами и целями.
Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей
славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим
мировоззрение
Болконского,
становится
встреча
с
Бонапартом
–
раненый
на
поле
Аустерлица
Андрей
осознал,
как
на
самом
деле
незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в
жизни
Болконского
становится
любовь
к
Наташе
Ростовой.
Новое
чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что
после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить
дальше.
В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой
князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский
был
небольшого
роста,
весьма
красивый
молодой
человек
с
определенными
и
сухими
чертами.
Все
в
его
фигуре,
начиная
от
усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло
самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой.
Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж
надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень
скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены,
казалось,
больше
всех
ему
надоело.
С
гримасой,
портившею
его
красивое
лицо,
он
отвернулся
от
нее.
Он
поцеловал
руку
Анны
Павловны и, щурясь, оглядел все общество.
(Качества характера Андрея Болконского)
Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого,
что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых
не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием –
силы
воли.
Пьер
всегда
удивлялся
способности
князя
Андрея
спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной
памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) и
больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера
поражало
в
Андрее
отсутствие
способности
мечтательного
философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он
видел не недостаток, а силу.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута
горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в
особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и
представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухов остановился подле невысокого, очень
красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал
с каким-то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же
узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был
Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим
и похорошевшим.
— Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? — сказала Наташа,
указывая на князя Андрея. — Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
— А, вы его знаете? — сказала Перонская. — Терпеть не могу. Il fait à
présent la pluie et le beau temps (По нем теперь все с ума сходят.). И
гордость
такая,
что
границ
нет!
По
папеньке
пошел.
И
связался
с
Сперанским,
какие-то
проекты
пишут.
Смотрите,
как
с
дамами
обращается!
Она
с
ним
говорит,
а
он
отвернулся,
—
сказала
она,
указывая на него. — Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил,
как с этими дамами.
Князь Андрей в своем полковничьем белом мундире (по кавалерии), в
чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга,
недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем,
предполагаемом
первом
заседании
Государственного
совета.
Князь
Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах
законодательной
комиссии,
мог
дать
верные
сведения
о
заседании
завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал
того,
что
ему
говорил
Фиргоф,
и
глядел
то
на
государя,
то
на
сбиравшихся танцевать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам,
замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая,
пригласите ее, — сказал он.
— Где? — спросил Болконский. — Виноват, — сказал он, обращаясь к
барону, — этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале
надо танцевать. — Он вышел вперед, по направлению, которое ему
указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза
князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была
начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением
лица подошел к графине Ростовой.
— Позвольте вас познакомить с моей дочерью, — сказала графиня,
краснея.
— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня,
— сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно
противоречащим
замечаниям
Перонской
о
его
грубости,
подходя
к
Наташе
и
занося
руку,
чтоб
обнять
ее
талию
еще
прежде,
чем
он
договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То
замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг,
вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая
девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою
руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг.
Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа
танцевала
превосходно.
Ножки
ее
в
бальных
атласных
башмачках
быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло
восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в
сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна,
руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов,
скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый
раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не
уверили, что это так необходимо надо.
Князь
Андрей
любил
танцевать
и,
желая
поскорее
отделаться
от
политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и
желая
поскорее
разорвать
этот
досадный
ему
круг
смущения,
образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал
Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из
хорошеньких
женщин
попала
ему
на
глаза;
но
едва
он
обнял
этот
тонкий,подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от
него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в
голову:
он
почувствовал
себя
ожившим
и
помолодевшим,
когда,
переводя
дыханье
и
оставив
ее,
остановился
и
стал
глядеть
на
танцующих.
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы,
подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и
Наташа,
передавая
своих
излишних
кавалеров
Соне,
счастливая
и
раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. Она ничего не
заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не
только
не
заметила,
как
государь
долго
говорил
с
французским
посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой, как
принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела
большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не
видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после
его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед
ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их
первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть
в лунную ночь и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при
этом
напоминании
и
старалась
оправдаться,
как
будто
было
что-то
стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей.
Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете
то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была
Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во
французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил
с
нею.
Сидя
подле
нее,
разговаривая
с
нею
о
самых
простых
и
ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее
глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему
счастию. В то время как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и
танцевала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую
грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело
дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее.
Она устала и запыхалась и, видимо, подумала отказаться, но тотчас
опять
весело
подняла
руку
на
плечо
кавалера
и
улыбнулась
князю
Андрею.
«Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите,
как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы
с вами всё это понимаем», — и еще многое и многое сказала эта улыбка.
Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух
дам для фигур.
«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то
она будет моей женой», — сказал совершенно неожиданно сам себе
князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! — подумал князь Андрей. —
Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не
протанцует здесь месяца и выйдет замуж... Это здесь редкость», —
думал
он,
когда
Наташа,
поправляя
откинувшуюся
у
корсажа
розу,
усаживалась подле него.
В
конце
котильона
старый
граф
подошел
в
своем
синем
фраке
к
танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери,
весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой,
которая с упреком говорила: «Как можно было спрашивать об этом?»
— Так весело, как никогда в жизни! — сказала она, и князь Андрей
заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца, и
тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в
жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается
вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя.
Князь Василий– глава семьи Курагиных, он появляется в романе с
первых
страниц.
Его
ценности
и
нравственные
принципы
стали
моральной основой воспитания троих детей. Он лжив, хитёр, нечист на
руку,
высокомерен. Князь ценит
нужные
знакомства,
которые
могут
принести выгоду и не водит дружбы с теми, кто не имеет влияния и
хорошего капитала.
Образ и характеристика князя Василия Курагина в романе "Война и
мир" Толстого Полное имя героя - Василий Сергеевич Курагин: "...князя
Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит..." Возраст князя Курагина - за
50
лет:
"...но,
друг
мой,
мне
шестой
десяток,
надо
быть
ко
всему
готовым..."
"...Мне
шестой
десяток,
мой
друг…"
Князь
женат.
Его
супругой является "старая и толстая дама". Супруги имеют троих детей
- Элен
Курагину, Анатоля
Курагина и Ипполита
Курагина:
"...у
князя
Василия
–
в
обществе
старой
толстой
княгини,
его
жены..."
Князь
Курагин приходится родственником Пьера Безухова: "...заняться Пьером,
который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью..." "...да
еще моя жена, мы одни прямые наследники графа..." (о жене князя
Курагина)
Князь
Василий
Курагин является
важным
чиновником:
"...встречая
важного и чиновного князя Василия, первого приехавшего на ее вечер..."
"...Князь Василий, занимавший все те же важные должности..." "...князь
Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в
чинах и почестях..."
Князь
Василий
- влиятельный человек: "...Но влияние в свете есть
капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это,
и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит,
то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое
влияние. Князь много лет служит при императорском дворе и лично
знаком с императрицей: "...Он говорил на том изысканном французском
языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми
тихими,
покровительственными
интонациями,
которые
свойственны
состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку..." "...Он
же читывал и у императрицы..." Князь Василий - светский человек.
О н привык
вращаться
в
высшем
свете:
"...Он
был
только
светский
человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха..."
"...Князь Василий не отвечал, хотя с свойственной светским людям
быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он
принял к соображенью это сведенье..."
О
внешности
князя
Василия
Курагина
известно
следующее:
"...вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках
и звездах, с светлым выражением плоского лица..." "...поцеловал ее руку,
подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся
на диване..." "...подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую
голову, наклонившуюся над ее рукой..." "...князь Василий в бархатной
шубке, с одною звездой, по-домашнему, вышел..." "...подставлял ему для
поцелуя
выбритую
морщинистую
щеку..."
"...сказал
князь
Василий,
оправляя жабо..." "...нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая
лысину..." "...как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами,
величественно, высоко неся голову, вошел в комнату..." "...прошел в
дверь
на
цыпочках.
Он
не
умел
ходить
на
цыпочках
и
неловко
подпрыгивал всем телом..."
У князя Василия грациозные движения: "...И он с теми свободными и
фамильярными грациозными движениями, которые его отличали, взял за
руку фрейлину..."
У князя басистый голос: "...сказал князь Василий своим басистым,
быстрым голосом с покашливанием, тем голосом и с покашливанием,
которым он разрешал все трудности..."
Князь Василий говорит лениво и монотонно: "...Князь Василий говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы..." "...сказал он с
своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе. – Для меня
почти невозможно сделать то, что вы хотите..." "...продиктовал он своим
бесстрастным
тоном..."
"...сказал
князь
Василий
своим
монотонным
голосом..."
Князь является самоуверенным человеком: "...заговорил князь Василий,
как
всегда,
быстро,
самоуверенно
и
фамильярно..."
"...этому
тону
небрежной самоуверенности князя Василия..."
Василий Курагин - равнодушный и насмешливый человек: "...сказал он,
не
изменяя
голоса
и
тоном,
в
котором
из-за
приличия
и
участия
просвечивало равнодушие и даже насмешка..."
Князь
Василий
является пустым
человеком:
"...Князь
Василий
болтунишка, пустой..." Князь Василий не очень любит своих детей. Он
считает своих сыновей дураками: "...Что делать! Лафатер сказал бы, что
у меня нет шишки родительской любви..." "...Я ваш верный раб и вам
одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования. Это
мой крест. Я так себе объясняю..." "...А вы, право, менее всех цените их
и потому их не стоите..." (Шерер о детях Курагина) "... Вы знаете, я
сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни..."
Князь
Василий общается
с
влиятельными
людьми
ради
выгоды:
"...человек
в
силе
встречался
ему,
и
в
ту
же
минуту
инстинкт
подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий
сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по
инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно
было..."
Князь
Василий умеет
пользоваться
людьми:
"...Что-то
влекло
его
постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким
искусством
ловить
именно
ту
минуту,
когда
надо
и
можно
было
пользоваться
людьми..."
Князь
Василий
не
делает
людям
зла
ради
выгоды, но иногда его поступки выглядят гадкими: "...
Князь Василий не обдумывал своих планов, он еще менее думал сделать
людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский
человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха..."
"...Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой
истории и что он уехал в Петербург очень сконфуженный..."
Князь Василий сводит свою дочь Элен с Пьером Безуховым и женит их:
"...Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненною уверенностью,
что так должно быть, князь Василий делал все, что было нужно для
того,
чтобы
женить
Пьера
на
своей
дочери..."
Известно,
что
князь
Курагин состоит в хороших отношениях с Кутузовым: "...Она замялась.
– Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте
ему Бориса в адъютанты..." "...Вы знаете, как осаждают Кутузова с тех
пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что..."
Князь
Василий
бывает
в
салоне
Анны
Павловны
Шерер,
куда
съезжается
элита
Петербурга:
"...Он
ездил
к
ma
bonne
amie*
Анне
Павловне..." (*своему достойному другу) "...в жесте и голосе проявляя
здесь, в Москве, пред покровительствуемою Анною Михайловной еще
гораздо
большую
важность,
чем
в
Петербурге,
на
вечере
у
Annette
Шерер..."
Василий
Курагин постоянно
продвигается
по
службе
и
получает
награды: "...в своем кафтане с тремя звездами..." "...Князь Василий,
особенно
гордый
теперь
получением
нового
места
и
звезды,
представлялся
ему
трогательным,
добрым
и
жалким
стариком..."
Наташа
Ростова-личность
разносторонняя,
она
с
удовольствием
занимается танцами, играет на фортепьяно, прекрасно поёт, в то же
время с удовольствием и легкостью ездит верхом, ездит на охоту с
братом. Толстой создаёт перед нами образ весёлой, жизнерадостной,
кокетливой,
влюбчивой
особы.
На
самом
деле
девушка
способна
совершать
решительные
поступки,
самопожертвование,
которое
особенно прослеживается, когда Наташа заботится о матери, не отходит
от тяжелораненого Андрея Болконского.