Автор: Кошкарова Татьяна Викторовна
Должность: пдо
Учебное заведение: ДДТ "Химмашевец"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: тезисы
Тема: «Дыхательная гимнастика и игровые упражнения с фитболам»
Раздел: дошкольное образование
Кошкарова Т.В. ДДТ «Химмашевец»
Екатеринбург, Свердловская область.
Здоровьезберегающие технологии: комплекс: Использование комплекса
«Дыхательная гимнастика и игровые упражнения с фитболам» для
профилактики и коррекции нарушений психофизического развития детей.
Развитие детей и улучшение их здоровья в дошкольных образовательных
учреждениях, особенно в логопедических группах, - одна из актуальных
задач современной педагогики.
Исследования показывают, что дети с ТНР отличаются низким уровнем
ловкости и быстроты, низкой степенью сформированности двигательных
навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены
с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Диспропорциональность
развития,
незрелость
движений
определяют
различия во всех психомоторных актах и предопределяют уровень качества
их выполнения. В последние годы при проведении обследования, в процессе
обучения,
педагоги
нашего детского
клуба
обратили
внимание,
что
количество детей с проблемами в обучении и адаптации резко увеличилось.
Одним из методов укрепления здоровья детей, применяемых на занятиях,
является
комплекс
«Дыхательной
гимнастики
и
игровых
упражнений
с
фитболами».
Который
был
разработан
мною
на
основе
дыхательной
гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова
«Двигательный игротренинг для дошкольников»
Потапчук А.А., Лукина Г.Г.
Фитбол-гимнастика
в
дошкольном
возрасте,.Потапчук
А.А.,
Дидур
М.Д.
Осанка и физическое развитие детей, Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-
аэробика для детей «Танцы на мячах».
Обучение строится на основе интеграции физкультурно-речевых задач.
Ведётся работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов
кинезиологии и просодики.
Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания
имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим
дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над
коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что
дыхательная
гимнастика
выполняется
в
медленном
темпе,
спокойно,
без
напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Выполняя
динамические
дыхательные
упражнения,
следует
помнить,
что
темп
и
амплитуду
упражнений
необходимо
согласовывать
с
глубиной
и
ритмом
дыхания.
Вдоху
способствуют
упражнения,
связанные
с
выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх;
выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и
опускание рук. Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно
уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их
стенок
при
звуковой
гимнастике
действует
подобно
вибромассажу,
расслабляя тем самым мышцы гортани, что очень важно для детей с речевой
патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При
произнесении
звуков
вибрация
голосовых
связок
передаётся
на
лёгкие,
трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет большое значение как
для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики бронхо-
лёгочных заболеваний. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание
грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом
сидя
и
наконец,
стоя.
Пока
ребёнок
не
научится
дышать
правильно,
рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху
зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных
движений. Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать
дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах. Мяч по
своим свойствам многофункционален и может использоваться в комплексах
упражнений как предмет, снаряд или опора. Фитболы уникальны по своему
воздействию на организм дошкольника. Мяч имеет определённые свойства –
размер, цвет, запах, особая упругость. Совместная работа двигательного,
вестибулярного,
зрительного
и
тактильного
анализаторов
усиливает
положительный
эффект
упражнений
с
фитболом.
Систематическое
применение
фитбол
гармонично
тренирует
основные
группы
мышц,
что
способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Упражнения без
устойчивой
опоры
тренируют
вестибулярный
аппарат,
развивают
координацию движений, функцию (А.А.Потапчук,Г.Г.Лукина,1999).
Комплекс «Дыхательной гимнастики и игровых упражнений с фитболами»
я использую в подготовительной части занятия, а также основой целого
занятия.
Данный
метод
работы
с
детьми
по
физическому
воспитанию,
способствовал качественным результатам:
диагностики уровня предметной компетентности выросла с 3,8 бала
(уровень ниже среднего) до 6,1(уровень выше среднего);
снижение уровня заболеваемости на 2,5%;
повысился
интерес
детей
к
занятиям,
увеличилась
активность
ребёнка
на
занятии,
что
подтверждается
ре зульт ат а м и
педагогического наблюдения за группой детей в целом;
анализ анкетирования и беседы с родителями показывают:
удовлетворённость состоянием здоровья детей: их физическим и
психо-эмоциональным здоровьем.
В результате работы с дошкольниками, могу отметить результативность
данного
комплекса
«Дыхательной
гимнастики
и
игровых
упражнений
с
фитболами».
В
настоящее
время
ведется
работа
над
кинезиологическим
комплексом.
Библиографический список:
1. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина «Формирование двигательной сферы
детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика» Изд-во «Учитель» Волгоград 2011
2. О.Н. Моргунова «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»
Воронеж 2007
3.А. Л. Сиротюк «Психофизиологическая диагностика и коррекция
готовности дошкольников к обучению без стресса» Педагогика ДОУ № 5,
2002
4. А.А. Потапчук,Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для
дошкольников» Спб.: Речь; М., Сфера, 2009