Автор: Серова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 114
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Проект "Нравственно-патриотическое воспитание"
Тема: "С чего начинается родина"
Раздел: дошкольное образование
Проект по нравственно – патриотическому
воспитанию
«С чего начинается Родина»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила: в-ль Серова С.Б.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Вид проекта: долгосрочный (середина февраля-
начало апреля)
Адресация проекта: предназначен для
педагогов, работающих с детьми дошкольного
возраста.
Участники проекта: дети подготовительной
группы, воспитатели, музыкальный
руководитель, родители.
Актуальность: Патриотическое воспитание
является актуальной проблемой воспитания
подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им
становится. Патриотизм – это любовь к своей
семье, родному краю, своей стране, чувство
гордости и ответственности за родную страну,
желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не
значит только одна любовь к своей родине. Это
гораздо больше... Это — сознание своей
неотъемлемости от родины и неотъемлемое
переживание вместе с ней ее счастливых и ее
несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и
непрерывный процесс, многое зависит от
окружения ребёнка, от того, что закладывается в
сознание ребёнка с самого детства. Не каждый
родитель считает необходимым рассказывать
своему ребёнку о родной стране, своих предках,
наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в
этом не понимает. Поэтому очень важна роль
дошкольного образования в воспитании
патриотизма у детей, так как именно в
дошкольном возрасте формируются
нравственные качества человека.
Цель проекта: воспитание гражданина и
патриота своей страны; формирование
нравственных ценностей, любви к своему краю,
городу, семье и дому через возрождение
исторической памяти и народной культуры.
Задачи:
1.Воспитывать у ребенка чувство любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу.
2.Формировать бережное отношение к
природе и всему живому.
3.Воспитывать уважение к труду.
4.Развивать интерес к русским традициям и
промыслам.
5.Развивать чувство ответственности и
гордости за достижения страны.
6.Формировать толерантность, чувство
уважения к другим народам, их традициям.
7.Расширять представлений о городах России.
8.Знакомить детей с символами государства
(герб, флаг, гимн).
9.Дать представление о значении победы
нашего народа в ВОВ;
10.
Познакомить с историческими фактами;
11.
Проводить работу с родителями,
привлекая их к патриотическому воспитанию
в семье;
12.
Обогащать и развивать словарный запас
детей, познакомить с произведениями
художественной литературы и музыки
военной тематики.
Предполагаемый результат:
1.Итоговым результатом является диагностика,
где дети покажут свои знания. Учитывается
активное участие детей в выставках,
конкурсах, спортивно-патриотических
мероприятиях, дискуссиях, других видах
деятельности.
2.Умение выражать собственное мнение,
анализировать, живо реагировать на
происходящее, оказывать посильную
помощь.
3.Освоение доступных знаний об истории
родного Отечества.
4.Приобретение детьми дошкольного возраста
навыков социального общения со
взрослыми.
5.Проявление внимания и уважения к
ветеранам, пожилым людям, оказание
посильной помощи.
Подготовительный этап:
1.Выяснить знания детей об истории своей
страны.
2.Вхождение в проблему.
3. Собрать материал совместно с
родителями(вырезки, поделки, фотографии и
т.д.)
4.Создание развивающей среды.
5.Подбор методической литературы.
6.Песни военной тематики.
7.Обеспечение проекта наглядным
материалом.
8.Планирование предстоящей работы.
Содержательный этап:
«Моя семья»
1.Занятие «Моя семья».
Цель: формировать представление о составе
семьи, воспитывать любовь и уважение к
близким родным людям.
2.Рассказы детей о членах семьи на основе
личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким
родным, уважение к их труду.
3.Рисование на тему «Моя семья».
Цель: вызвать у детей желание отражать в
рисунке свои впечатления и представления.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей
семьи.
4.Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».
Цель: способствовать возникновению игр на
темы из окружающей жизни, развивать умение
ладить друг с другом в совместной игре.
«Наша Родина-Россия»
1.Конспект «Мой дом, моя улица».
Цель: продолжать знакомить детей с родным
городом, развивать коммуникативные умения.
2.Беседа «Наша Родина-Россия».
Цель: Познакомить с понятиями «Родина», «
Отечество». Воспитывать любовь к своему
Отечеству, родному краю, родной природе.
3. Подготовка докладов «Прогулки по родному
городу»
5.Развлечение к 23 февраля «школа молодого
бойца».
6.Занятие «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время
Великой Отечественной войны; формировать
патриотические чувства, интерес к прошлому
России.
7.Коллективная работа «9 мая».
8.Экскурсия к мемориалу, с возложением цветов
к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много
лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят
память погибших.
«Народные праздники»
1.Игра –беседа «Зиму провожаем – масленицу
встречаем».
Цель: знакомить детей с традицией
празднования православного праздника;
воспитывать интерес к национальным
традициям. Расширять знания детей о народных
праздниках на Руси.
2.Развлечение«Масленица».
Цель: Приобщение детей к истокам русской
национальной культуры. Создание хорошего
настроения, положительных эмоций у детей.
Развивать эмоциональную отзывчивость,
музыкальные способности детей, артистичность.
3.Беседа «Праздник Пасхи».
Цель:знакомить детей с народными
праздниками и традициями их празднования.
Создание коллективной работы «Пасхальная
открытка».
4.Развлечение «Пришла коляда – отворяй
ворота».
Цель: воспитывать интерес к народным русским
праздникам.
5.Беседа: «Праздник «Встреча птиц».
Цель: воспитывать интерес к народным русским
праздникам, интерес к истории России,
национальную гордость.
6.Открытый показ НОД «Птицы».
Цель:Закрепление понятий «перелетные»
«оседлые» и «зимующие» птицы,
активизировать словарь по данной теме.
7.Беседа«Вербница», «Летнее солнцестояние»,
«Красна горка».
Цель: формировать интерес к культуре своего
народа; развивать умение применять знание о
национальной культуре в разных видах
деятельности.
«Сильны и могучи богатыри славной Руси».
1.Рассматривание картины Васнецова «Три
богатыря».
Цель: расширение кругозора; дать детям знания
о былинах, как жанре русского народного
творчества; развивать интерес к истории.
2.Слушание в записи былин об Илье Муромце,
МикитеСеляниновиче,,Добрыня Никитич и
Алёша Попович, ВольгаВечиславович,
Святогор Богатырь.
Цель: познакомить с подвигами богатырей,
воспитывать чувство гордости за подвиги своего
народа.
«День космонавтики»
1.Беседа «Дорога к звёздам».
Цель: Познакомить детей с днем космонавтики.
Расширять кругозор
детей. Пополнить словарный запас: планета,
космонавт, скафандр.
2.Рисование «Космос».
3.Участие в конкурсе рисунка «Космические
дали».
4.Конструирование «Космические корабли».
«Народные промыслы России»
1.Беседа «Славится Россия чудо – мастерами».
Цель: познакомить с народными промыслами,
привить любовь и интерес к русской старине,
фольклорным традициям.
2.Рисование помотивом дымковской росписи
«Индюк», по мотивом гжельской росписи
«Пельменница - рыбка»
Цель: формировать у детей понятие о русском
фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать
любовь к устному народному творчеству.
5.Подвижные игры «У медведя во бору»,
«Хитрая лиса».
Заключительный этап:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну,
интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику
России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, что
Россия многонациональная страна.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания
патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться
историей своей страны, гордятся Россией. Более
глубоко изучили историю родного посёлка, с
помощью целевых прогулок и экскурсий
закрепили названия улиц, познакомились с
учреждениями культуры и образования. Ребята
познакомились с историей России,
образованием государства; знают президента,
премьер министра. Расширились знания детей о
народах, проживающих на территории России,
закрепили знания о символике Российской
Федерации, её значении. У детей расширились
знания о столице России, памятниках культуры,
более детально изучили Кремль, его башни – от
чего они получили своё название. Дети с
удовольствием изучали карту России, искали
различные города, изучали животных
проживающих на территории Р.Ф, с помощью
красной книга России ребята познакомились с
исчезающими видами животных. С
удовольствием изучали гжельскую роспись,
хохлому, дымковскую роспись, расширяли
знания о матрёшке. Продолжили знакомство с
устным народным творчеством, русскими
народными инструментами. Закрепили знания о
русских народных праздниках и о
государственных праздниках России. Совместно
с родителями расширила предметно-
развивающую среду. Родители принимали
активное участие в реализации проекта.
Список использованной литературы:
1.Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. –
Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
2.Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий
по социально – нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста. – Санкт –
Петербург, Детство – Пресс, 2010.
3.Программа "От рождения до школы" под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010
4.И.В.Штанько «Проектная деятельность с
детьми старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2004 № 4.
5.Л.Н.Коротовских «Методическое
сопровождение краеведения в ДОУ.
Управление ДОУ 2006 № 8.
6.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у
детей старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2006 № 8.
7.М.Д.Маханева «Нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ 2005 №1.
8.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая
Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
9.И.В.Жирякова «Нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников
через музейную педагогику». Управление
ДОУ 2008 № 4.
10.
З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не
забыт, ничто не забыто…»
11.
Материалы Интернет.