Напоминание

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»


Автор: Панина Лариса Анатольевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с Кротовка СП д/с "Родничок"
Населённый пункт: Самарская область село Кротовка
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства,

равнозначности

важнейшая

проблема

современной

образовательной

ситуации.

В

настоящее

время

существует

явное

противоречие

между

особыми

образовательными

потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Для

повышения

эффективности

коррекционно-логопедической

помощи

детям

с

нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных

образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

Цель новой модели взаимодействия - активно включение в образовательный процесс

родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в

ДОУ, так и в домашних условиях.

Целенаправленная,

систематически

спланированная,

комплексная

работа

учителя-

логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важней-

ший аспект повышения результативности обучения.

Цель:

разработка

модели

взаимодействия

логопеда

и

родителей

детей

с

общим

недоразвитием речи.

Задачи:

определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;

практическое

обучение

родителей

подбору

игр

и

упражнений

для

развития

языковых средств;

представление родителям образовательных результатов детей;

формирование

доброжелательных

отношений

между

родителями,

педагогами

и

детьми.

Ожидаемые результаты

Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР и апробирование

нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители

зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех

сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки,

приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей

детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание

речи

не

только

облегчает

ее

освоение,

но

и

предупреждает

в

большинстве

случаев

возникновение

речевых

недостатков,

и

здесь

особенно

важна

помощь

родителей,

работающих под руководством логопеда.

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как

традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек,

ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия

(мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

Для

создания

модели

взаимодействия

логопеда

и

родителей

ребёнка,

имеющего

нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы

данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:

уровня образованности родителей (законных представителей)

возраста ребенка и этапа его развития;

уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;

отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;

уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и спе-

циалистами ДОУ.

В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделе-

ны четыре компонента:

мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедичес-

кой работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для

коррекции имеющихся недостатков;

когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике

нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также

доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;

деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для

достижения максимальных результатов;

—оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных уси-

лий и эффективность занятий с ребенком дома

Организация

сотрудничества

ДОУ

с

семьей

делится

на

следующие этапы:

подготовительно-организационный; основной; итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:

определяет

уровень

родительской

мотивации

в

отношении

сотрудничества

со

специалистами ДОУ;

изучает запросы родителей через анкетирование;

разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную про-

грамму помощи ребенку;

определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.

Продолжительность

организационного

этапа

примерно

месяц,

в

течение

которого

обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

Н а основном

этапе

реализуется

система

работы

с

родителями

в

процессе

коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или

индивидуальные

занятия

логопеда

с

детьми

в

присутствии

родителей,

консультации,

организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направ-

ления деятельности, как:

повышение уровня компетентности родителей;

психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;

информационная

поддержка

родителей

и

оказание

им

помощи

в

при

подборе

заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в

другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целе-

сообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести кор-

ректировки и спланировать будущую деятельность.

Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей

с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами

коммуникации и доступными способами коррекции.

В

комплекс

диагностических

методик

по

выявлению

исходного

уровня

компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у

ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции;

анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым

результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера

взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;

беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ре-

бенка,

времени

обнаружения

трудностей

в

овладении

им

речью,

о

предпринимаемых

действиях;

ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным со-

стоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

На

основе

выявленных

компонентов

были

выделены

приведенные

ниже критерии

оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы.

Наличие

устойчивого

внутреннего

мотива

взаимодействия

со

специалистами

коррекционно-логопедического процесса.

Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе рече -

вого развития ребенка.

Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в об-

щении с родителями.

Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных зна-

ний и умений.

Способность вызвать интерес ребенка к занятию.

Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррек-

ционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий

уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач лого-

педической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива

для

взаимодействия

с

логопедом.

Способность

вызвать

интерес

ребенка

к

занятию

и

проконтролировать

результативность

совместной

работы.

Хорошее

владение

основными

приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и

занятий в домашних условиях.

Уровень

выше

среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, не-

значительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком.

Способность

создать

условия

в

семье,

позволяющие

решать

коррекционные

задачи

по

преодолению речевых нарушений.

Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необ-

ходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным

свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо

ориентируются

в

логопедической

терминологии,

не

владеют

многими

понятиями.

При

самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны,

невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообраз-

ность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных ар-

гументов.

Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом

процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего

содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и

нарушений

зрительного

восприятия,

фактическое

отсутствие

осведомленности

в

специальной

терминологии,

методических

условиях

и

правилах

организац и и

и

осуществления

домашних

занятий,

несформированность

мотивации

к

изменению

сложившейся ситуации в сторону улучшения.

Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-

логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества

сформировалась

своеобразная

группа

единомышленников,

ставящих

своей

первостепенной

задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего

пространства

обеспечивает

ребенку

успешную

социализацию

в

детском

саду

среди

сверстников,

а

впоследствии

предполагает

легкую

адаптацию

к

школьной

среде

и

ок-

ружающей жизни взрослых.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!