Автор: Панина Лариса Анатольевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с Кротовка СП д/с "Родничок"
Населённый пункт: Самарская область село Кротовка
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства,
равнозначности
—
важнейшая
проблема
современной
образовательной
ситуации.
В
настоящее
время
существует
явное
противоречие
между
особыми
образовательными
потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.
Для
повышения
эффективности
коррекционно-логопедической
помощи
детям
с
нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных
образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).
Цель новой модели взаимодействия - активно включение в образовательный процесс
родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в
ДОУ, так и в домашних условиях.
Целенаправленная,
систематически
спланированная,
комплексная
работа
учителя-
логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важней-
ший аспект повышения результативности обучения.
Цель:
разработка
модели
взаимодействия
логопеда
и
родителей
детей
с
общим
недоразвитием речи.
Задачи:
определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;
практическое
обучение
родителей
подбору
игр
и
упражнений
для
развития
языковых средств;
представление родителям образовательных результатов детей;
формирование
доброжелательных
отношений
между
родителями,
педагогами
и
детьми.
Ожидаемые результаты
Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР и апробирование
нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.
По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители
зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех
сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки,
приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей
детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание
речи
не
только
облегчает
ее
освоение,
но
и
предупреждает
в
большинстве
случаев
возникновение
речевых
недостатков,
и
здесь
особенно
важна
помощь
родителей,
работающих под руководством логопеда.
Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как
традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек,
ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия
(мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).
Для
создания
модели
взаимодействия
логопеда
и
родителей
ребёнка,
имеющего
нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы
данной работы.
Содержание работы зависит от ряда факторов:
уровня образованности родителей (законных представителей)
возраста ребенка и этапа его развития;
уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;
отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и спе-
циалистами ДОУ.
В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделе-
ны четыре компонента:
мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедичес-
кой работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для
коррекции имеющихся недостатков;
когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике
нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также
доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для
достижения максимальных результатов;
—оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных уси-
лий и эффективность занятий с ребенком дома
Организация
сотрудничества
ДОУ
с
семьей
делится
на
следующие этапы:
подготовительно-организационный; основной; итоговый.
На первом этапе логопед ДОУ:
определяет
уровень
родительской
мотивации
в
отношении
сотрудничества
со
специалистами ДОУ;
изучает запросы родителей через анкетирование;
разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную про-
грамму помощи ребенку;
определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.
Продолжительность
организационного
этапа
примерно
месяц,
в
течение
которого
обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.
Н а основном
этапе
реализуется
система
работы
с
родителями
в
процессе
коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или
индивидуальные
занятия
логопеда
с
детьми
в
присутствии
родителей,
консультации,
организуются лектории, семинары-практикумы и др.
Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направ-
ления деятельности, как:
повышение уровня компетентности родителей;
психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
информационная
поддержка
родителей
и
оказание
им
помощи
в
при
подборе
заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.
Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в
другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целе-
сообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести кор-
ректировки и спланировать будущую деятельность.
Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей
с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами
коммуникации и доступными способами коррекции.
В
комплекс
диагностических
методик
по
выявлению
исходного
уровня
компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:
тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у
ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции;
анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым
результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера
взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ре-
бенка,
времени
обнаружения
трудностей
в
овладении
им
речью,
о
предпринимаемых
действиях;
ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным со-
стоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.
На
основе
выявленных
компонентов
были
выделены
приведенные
ниже критерии
оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы.
Наличие
устойчивого
внутреннего
мотива
взаимодействия
со
специалистами
коррекционно-логопедического процесса.
Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе рече -
вого развития ребенка.
Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в об-
щении с родителями.
Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных зна-
ний и умений.
Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.
В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррек-
ционно-логопедической компетентности родителей.
Высокий
уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач лого-
педической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива
для
взаимодействия
с
логопедом.
Способность
вызвать
интерес
ребенка
к
занятию
и
проконтролировать
результативность
совместной
работы.
Хорошее
владение
основными
приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и
занятий в домашних условиях.
Уровень
выше
среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, не-
значительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком.
Способность
создать
условия
в
семье,
позволяющие
решать
коррекционные
задачи
по
преодолению речевых нарушений.
Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необ-
ходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным
свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо
ориентируются
в
логопедической
терминологии,
не
владеют
многими
понятиями.
При
самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны,
невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообраз-
ность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных ар-
гументов.
Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом
процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего
содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и
нарушений
зрительного
восприятия,
фактическое
отсутствие
осведомленности
в
специальной
терминологии,
методических
условиях
и
правилах
организац и и
и
осуществления
домашних
занятий,
несформированность
мотивации
к
изменению
сложившейся ситуации в сторону улучшения.
Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-
логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества
сформировалась
своеобразная
группа
единомышленников,
ставящих
своей
первостепенной
задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.
Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего
пространства
обеспечивает
ребенку
успешную
социализацию
в
детском
саду
среди
сверстников,
а
впоследствии
предполагает
легкую
адаптацию
к
школьной
среде
и
ок-
ружающей жизни взрослых.