Напоминание

«Система работы воспитания культуры речи у младших школьников»


Автор: Деревянко Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №498
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, Невский район
Наименование материала: статья
Тема: «Система работы воспитания культуры речи у младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Система работы воспитания культуры речи у младших школьников»

Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой

деятельности учащихся педагог определяет:

1)

Создание на уроках психологического климата, благоприятного для

деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества.

2)

Создание

на

уроках

условий

для

формирования

речевой

деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач,

решение которых стимулирует речевую деятельность.

Основа урока – РЕЧЬ ученика: РЕЧЬ-рассуждение, РЕЧЬ – откровение,

РЕЧЬ-удивление, РЕЧЬ-восторг.

Все известные разнообразные педагогические методы и приемы работы

включены в комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование

речевой деятельности учащихся. Все задания комплекса были разбиты на 4

группы в соответствии с четырьмя уровнями работы по формированию речевой

деятельности. Методы и приемы развития речи, используемые в работе:

1.

Лексический

уровень

(словарная

работа).

Уточнение,

обогащение

и

активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию

речи.

Не

обладая

достаточным

запасом

слов,

ученик

не

сможет

построить

предложения,

выразить

свою

мысль.

Работа

над

словарем

состоит

в

его

уточнении,

обогащении

и

активизации.

Активизация

работы

учащихся

происходит в процессе следующих этапов работы:

1)

Предъявление слова.

Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки,

кроссворда, картинки.

2)

Лексическое значение слова.

Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих

вопросов.

3)

Орфография.

В работе над словарными словами часто использовались стихи, например:

Петуха назвали «Петя» –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

С

большим

интересом

дети

относятся

к

рисункам,

схемам.

Прием

заключается в том, чтобы букву выделить или превратить в предмет, связанный

со смыслом слова.

Прием

«создание

свободной

ассоциации»

помогает

учащимся

лучше

запоминать

правописание

словарных

слов.

Ценность

-

наличие

у

каждого

словарного слова своего ассоциативного образа.

Работу над словами с непроверяемым написанием использовалась из

методики С.Н. Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание

нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова

разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «учебные вещи»,

«Россия», «на реке», «птицы» и т.д.

Каждый блок вывешивался на неделю в классе. Работа проводится по

следующему плану:

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание

(3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и

расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю).

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое

проговаривание).

Среда. Составление словосочетаний с данными словами.

Четверг. Составление предложений с данными словами. (выбор лучших

предложений).

Пятница.

Запись

слов

с

пропущенными

орфограммами

по

карточкам.

Словарный диктант.

Среди

разнообразных

упражнений,

направленных

на

расширение

словарного

запаса

детей,

особое

место

отводилось

работе

с

синонимами

и

антонимами.

Также проводились разнообразные игры со словом. Они развивают у

детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических

форм.

Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам.

Например, «дом- пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д.

Хитрый след плести, стараясь, по сугробам прыгал ...

(заяц).

Я в любую непогоду уважаю очень воду –

Я от грязи берегусь - чистоплотный серый. . .

(гусь)

Если все ты будешь знать, то получишь в школе . . . (пять)

Для обогащения словарного запаса использовались в работе пословицы и

поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных

умений

и

навыков

при

изучении

разных

разделов

русского

языка.

Их

использование

их

в

работе

способствует

развитию

речи,

обогащению

ее

нравственного содержания.

К пословицам были даны следующие задания:

1. Что объединяет данные пословицы?

-

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

-

Совесть без зубов, а грызет.

-

Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела.

-

Без совести и при большом уме не проживешь.

2.

Придумай

или

расскажи

случай

из

собственной

жизни,

которому

соответствует одна из пословиц.

3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы.

Как поступил бы ты?

2. Грамматический уровень.

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения

синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается

упражнениями,

тренировкой,

то

есть

построением

словосочетаний

и

предложений разнообразных типов.

(Прочитать по слайду)

-

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

-

Письменные ответы на вопросы.

-

Выборочное выписывание из текста по заданию.

3.

Уровень

текста.

Текст

обладает

единством

темы

и

замысла,

определенной внутренней структурой и логическими связями. Главенствующую

роль

в

овладении

текстовыми

умениями

играет

система

упражнений.

С

помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения.

1. Составление связного текста из данных предложений.

2. Составление связного текста из неполных предложений.

3. Составление связного текста по вопросам.

4. Произносительный уровень.

Произносительная

работа

планируется

по

направлениям:

техника,

интонация и проводится на уроках чтения.

Первым

направлением

является

работа

над

техникой

речи,

которая

понимается,

как

результат

правильного

дыхания,

четкой

дикции.

Для

этого

проводится артикуляционная гимнастика по мере необходимости. Правильное

дыхание тоже очень важно для развития речи, так дыхательная система – это

энергетическая

база

для

речевой

системы.

Во

время

разминки

проводятся

различные игровые ситуации на основе дыхательных упражнений.

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-

поэтическая

миниатюра,

шутка

в

которой

умышленно

подобраны

труднопроизносимые сочетания. Методику скороговорения использовалась на

уроках чтения для выработки навыков и умений правильного произношения

звуков и их сочетания, а также выразительного чтения.

Использовались следующие формы работы со скороговоркой.

Обыгрывание скороговорок:

-

проговаривание

в

разном

темпе

с

разными

интонациями

(радостно,

восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно)

- проговаривание, сопровождаемое определенными заданными действиями

(например, хлопками, взмахами руки).

Игра

«Скороговорный

круг».

Для

этого

по

кругу

передается

какой-то

предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого ребенка

своя).

Игра «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента

(можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают

ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту

и при этом правильно произнесет скороговорку.

Также на уроках чтения осуществлялась работа по развитию воображения

и речи детей посредством словесного рисования. Словесное рисование - это

способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной

сказки, басни, рассказа, стихотворения.

Необходимо подчеркнуть, что педагогом проводиться систематическая и

последовательная работа над тремя группами упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности

эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия рекомендуются такие задания:

-

Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе:

изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

-

Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи

радости при виде необыкновенной красоты.

-

Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и

фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

-

Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту.

Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

-

Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

-

Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к

выбранному вами отрывку.

-

Какие строки стихотворения подходят к этой иллюстрации?

Третья группа упражнений – на выражение личностного отношения:

-

Какие настроения автора вы почувствовали?

-

Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.

-

Расскажите о своей воображаемой картине.

Последовательная работа по воспитанию культуры речи младших школьников

будет действенной, если опираться на качественный дидактический материал,

соответствующий

совершенствуемым

нормам

имеет

практиче ско е

подтверждение.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!