Автор: Нуриахметова Фания Абдулхаковна
Должность: преподаватель детской школы искусств
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Менделеевск
Наименование материала: статья
Тема: Артистизм как качество музыканта-исполнителя
Раздел: дополнительное образование
Артистизм как качество музыканта-исполнителя
Артистизм -
художественная
одаренность,
выдающиеся
творческие
способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-либо
деле. Особое изящество манер, грациозность движений.
Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта
черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление
артистизма всегда помогает в обыденной жизни.
Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.
Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого
требуют обстоятельства.
Артистичность
включает
в
себя
способность
двойного
переживания
времени
на
эстраде.
Оно
заключается
в
мгновенном
предчувствии,
предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И
также
это
проживание
реальных
мгновений,
которое
проявляется
в
направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли.
Двойное
переживание
времени
немыслимо
без
резкого
психического
переключения
с
хорошей
мышечной
реакцией.
Двойное
переживание
времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно
увлеченным
и
холодным
аналитиком.
Особенность
артистического
исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает
музыкант,
должны
быть
им
продуманны
и
прочувствованны
заранее,
в
процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью
энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в
реализации своих замыслов.
Артистизм
-
это
особое
психическое
свойство
натуры,
не
всегда
соответствующее
её
общим
психическим
качествам.
Хотя
нередко
яркий
музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает
спокойным
человеком
с
мягким
характером.
И
наоборот,
исполнение
императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть
безвольным, лишенным харизматических качеств.
Понятие
артистизма
не
идентично
понятию
эстрадной
выдержки.
Историческая
практика
подтверждает,
что
нередко
яркие,
артистические
натуры
чувствовали
психологический
дискомфорт
при
публичном
выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой
свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и
не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от
психического
склада
натуры,
так
как
пребывание
на
сцене,
тем
более
музыкальное
исполнительство,
актерская
игра
связаны
с
сильным
психическим давлением. Практика показала, что волнение необходимо во
время
публичного
выступления,
оно
должно
привносить
повышенную
остроту
восприятия
и
чувствования.
Такое
волнение
называют
продуктивным.
Излишнее
волнение,
не
связанное
с
интерпретацией
и
наоборот, мешающее самовыражению, является непродуктивным.
Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену
обязательно
имеет
определенную
(общественную
или
социальную)
цель,
значимую
для
него:
будь
-
то
зависимость
от
успешного
выступления
зачисление
в
учебное
заведение,
сдача
переходного
экзамена,
получение
лауреатского
звания,
утверждение
профессионального
статуса
и
т.
д.,
наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в
первую
очередь
страх
публичного
унижения,
получения
отрицательных
отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя
со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и
мастерством
интерпретации,
то
в
результате,
публичное
выступление
вызывает
предчувствие,
сравнимое
с
предчувствием
катастрофы,
если
выступление
будет
неудачным.
В
переживании
подобного
состояния
невозможно
говорить
об
артистичном
или
даже
хотя
бы
просто
выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические
ресурсы
музыканта
уходят
на
то,
чтобы
справиться
со
страхом,
просто
«пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для
социальной самореализации процессов.
Долгое
время
считалось,
что
единственный
способ
адаптироваться
к
психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в
регулярном
выходе
на
сцену.
Но
в
последние
десятилетия
сценическое
волнение
стало
предметом
научного
исследования,
результаты
которого
показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.
Безусловно,
основой
психологически
комфортного
состояния
на
сцене
является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести
произведение
на
концерт,
необходимо
проверить:
соответствует
ли
оно
критерию
эстрадной
готовности.
Это
понятие
ввел
и
использовал
Л.Л.
Бочкарев.
Критерий
эстрадной
готовности
включает
в
себя:
умение
осознанно
управлять
игрой,
умение
интерпретировать
произведение
в
воображаемом
звучании
и
в
действии,
исчезновение
представлений
о
технических
трудностях,
проявление
импровизационной
свободы,
возможность
эмоционального
«проживания»,
своего
исполнения
и
«слушательского»
восприятия
своей
игры,
способность
регулировать
психологическое
состояние.
Только
произведение,
выученное
на
таком
уровне,
следует
играть
публично,
в
этом
случае
можно
говорить
о
сценической адаптации.
Если мы говорим, что музыкант это артист, а не просто человек, профессия
которого
связана
с
работой
на
публику,
то
соответственно
воспитание
музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному
владению инструментом, но и как актера.
Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать
образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти
примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти
через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти
образы,
где
они
заложены
в
произведении.
Тренировать
на
уроке
эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не
только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата,
эффекта.
В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать
тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут
такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжелой атлетикой
музыканту
нужно
быть
осторожным
и
заниматься
только
с
опытным
тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные
зажимы. Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус
позволяет
быстро
воссоздать
особое
ощущение
родства
с
клавиатурой,
смычком , грифом и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.