Авторы: Шкрябина Ольга Николаевна, Хованская Татьяна Валерьевна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: доклад
Тема: "Влияние семейного воспитания на формирование правосознания несовершеннолетних"
Раздел: среднее профессиональное
Шкрябина Ольга Николаевна, Хованская Татьяна Валерьевна
педагоги-психологи ГБУ АО «Центр «Надежда»
г. Архангельск
Доклад «Влияние семейного воспитания на формирование
правосознания несовершеннолетних»
Преступность
несовершеннолетних
имеет
ряд
отличительных
особенностей,
которые
проявляются
в
первую
очередь
в
причинном
комплексе. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в
большинстве случаев в искаженном формировании личности и последующем
переходе на преступный путь конкретных подростков (насилие, пьянство,
наркомания
в
семье).
При
рассмотрении
проблемы
влияния
семейного
воспитания
на
формирование
правосознания
несовершеннолетнего
более
тщательно
станет
ясно,
что
для
ребенка
нравственно-правовые
ценности
персонифицируются в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как
подобает
вести
себя
в
различных
ситуациях,
копирует
с
них
модели
социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения,
нравственно-правовых установок в значительной мере зависят от отношения
ребенка
к
конкретным
лицам
(родителям)
-
носителям
определенных
ценностных ориентаций.
При положительном эмоциональном отношении к родителям ребенок
усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только
конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам,
явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и
даже
походку.
При
этом,
естественно,
усваиваются,
перенимаются
и
те
нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или другой
родитель.
Так
формируются
основные
нравственно-правовые
категории,
понятие о добре и зле, представления о справедливости. При негативном
отношении ребенка к родителям отвергаются не только они сами, но и та
система нравственно-правовых ценностей, носителем которых они являются.
В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто
противоположной, системой ценностей. Дети, пережившие насилие в семье,
испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными
членами общества. В результате эмоционального отвержения родителями
ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения, в его
психике
на
уровне
бессознательного
формируется
тревожность,
беспокойство, боязнь утраты себя, своего "я", своего положения в жизни,
неуверенность в своем бытии, ощущение враждебности, даже агрессивности
окружающего его мира. Эти черты при определенных социальных условиях
закрепляются и могут сформироваться даже в характер убийцы.
Можно сказать, что всякое умышленное преступление свидетельствует
о том, что семья данного преступника если не способствовала случившемуся,
то, по крайней мере, не оказала этому должного сопротивления. Общество
ожидает
со
стороны
семьи
облагораживающего
воздействия
на
членов.
Невыполнение
семьей
назначения
по
приспособлению
ее
членов
к
общественной
жизни,
обусловливающее
их
криминализацию,
а
также
способствование
появлению
у
членов
семьи
намерения
совершить
преступление
именуется
семейной
десоциализацией.
На
формирование
особенностей характера и его проявлений в поведении оказывают влияние
значимые
другие
люди,
позиции
которых
заведомо
присущи
участникам
семейных отношений.
Из вышесказанного можно сделать обоснованный вывод о том, что
основной
источник
отклоняющегося
поведения
несовершеннолетних
(и
формирования их негативного правосознания) – это не только недостаточная
обеспеченность семьи, но и в первую очередь ее нездоровый морально-
психологический
климат,
а
это
именно
отсутствие
того
позитивного
правосознания, которое семья, как важнейший социальный институт, должна
прививать подрастающему поколению - своим детям. Именно правильно
организованная работа с семьей правонарушителя-залог его правомерного
поведения в будущем.
Используемая литература:
1. Демидова-Петрова Е.В. Современное состояние и тенденции преступности
несовершеннолетних
как
одного
из
видов
преступности
в
Российской
Федерации//Вестник
Казанского
юридического
института
МВД
России,
№2(16), 2004
2.
Павлов
И.В.
Отклоняющееся
поведение
и
социально-психологические
принципы его социализации и адаптации // Мир психологии. 1998
№2. С.141-
160.
3.
Морозова
Н.О.
Роль
семьи
в
формировании
преступного
поведения
насильственного
характера
//
Много
голосов
–
один
мир:
Сб.
науч.
ст.
молодых ученых / Под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль, 2012 Т. 1 С. 196–
199.
4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М.,
1999
5. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //Социс.
1998 № 3 С. 117-121.