Автор: Ковальчук Алла Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д\с№19
Населённый пункт: город Зея, Амурской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Развитие познавательной деятельности в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию для детей старшей группы.
Подготовила воспитатель 1 категории Ковальчук А.Н.,
Амурская область, г.Зея,
МДОБУ д/с №19.
Программное содержание:
Закреплять и расширять знания детей о лисе, её характерных особенностях, способах
охоты. Вспомнить в каких сказках и как называют лису. Продолжать учить детей
слышать и определять звуки на слух, отвечать на вопросы, высказывать свою точку
зрения, делать выводы. Воспитывать интерес к живой природе.
Словарная работа: мышкует, тявкает.
Оборудование: коллаж, картинки лисы зимой и летом, видео о лисе, шаблоны
лисичек, нарезанные нитки для аппликации, клей, ширма, материалы для игры
«Звуки», книги, контейнеры со снегом, кусочки меха, ткани.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, изучение на НОД.
Ход:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить об одном животном, а что это
за животное и оком мы сегодня будем говорить вы должны догадаться сами.
(Показ коллажа с картинками норы, хвоста лисы и леса)
Воспитатель: Как вы думаете, о ком пойдёт речь? Почему вы так решили?
Воспитатель: Правильно, говорить мы сегодня будем о лисе.
(Показ картинки лисы)
Основная часть
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем об этом животном.
- Это дикое или домашнее животное?
- Что значит дикое животное?
- Меняет ли лиса шубу к зиме?
( Показ на экране лисы зимой и летом)
Воспитатель: Посмотрите на экран: мы с вами видим две лисы, одна лиса летом, а
другая зимой.
- Отличается ли летняя и зимняя шубы?
- Какая шуба зимой? (пушистая, тёплая, …)
- За счёт чего шуба лисы стала теплее? (к зиме у неё вырастает тёплый подшёрсток)
- А какая летняя шуба? (некрасивая, непушистая, негустая, …)
- Как вы думаете, почему? (ближе к лету начинается линька)
- А что такое линька? (когда тёплый мех и подшёрсток начинают вылазить)
- Как вы думаете, почему начинается линька? (становится тепло)
А сейчас мы с вами сами проверим, действительно ли лисе теплее зимой в зимней
шубе или может быть она и в летней не замёрзла бы.
Опыт:
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к столам. У каждого из вас стоят по два
контейнера со снегом и лежат: кусочек меха – это будет зимняя шуба и кусок тонкой
ткани – это будет летняя шуба у лисы. Кладём их на снег, а сверху кладём ладони.
(пауза).
- Что вы чувствуете?
- Какая ладонь мёрзнет быстрее на летней шубе или на зимней?
- А ладони, которая на меху, холодно?
- Какой вывод, мы сделаем? (В летней шубе лиса бы замёрзла, а в зимней ей тепло)
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и давайте с вами вспомним:
- Какого цвета шерсть у лисы?
- Везде ли у неё рыжая шерсть?
- А вы знаете, зачем лисе белый кончик хвоста?
Белый кончик хвоста у лисы является ориентиром для её детёнышей.
- А как называют детёнышей лисы? (лисята)
Правильно, лисята всегда бегут позади лисы, куда мамин белый кончик хвоста туда и
лисята. И если они всё-таки заблудятся в высокой траве или густых зарослях, лиса
поднимет свой хвост и лисята увидят её белый кончик хвоста и найдут её.
- Как вы думаете, лисы умеют разговаривать?
- А как же они между собой общаются?
Давайте, с вами посмотрим небольшое видео и послушаем, умеют ли лисы общаться и
если да, то как?
(Просмотр видео)
- Как вы думаете, на что похож крик лисы? (на лай собаки)
Только собаки у нас лают, а лисы тявкают (индивидуальные повторы детей)
Воспитатель: Ребята, лиса очень красивое животное, а кто помнит, как называют лису
в разных произведениях? (краса, плутовка, патрикеевна, …)
- Вы много знаете произведений, в которых живёт лиса, и сейчас мы это проверим.
Д/и «Где живёт лиса?»
Воспитатель: У меня есть небольшая выставка книг, дети, которых я назову, должны
будут найти по одной книге, в которой живёт лиса и назвать это произведение (если
затрудняются в названии, просим помощь детей).
Физминутка «Мы лисички»
Воспитатель: давайте превратимся ненадолго в лисичек и покажем, как ходит наша
лесная красавица (показ походки лисы). Но лиса не только красива, но и очень
осторожна, для этого ей приходится очень тихо передвигаться. Давайте попробуем
вернуться на места, но так, чтобы нас никто не мог услышать.
- А кто мне скажет, чем питается лиса?
- Если она питается более мелкими животными и птицами, то, как можно назвать такое
животное? (хищное)
- А вы знаете, что лиса очень любит мышей?
- Как вы думаете, как она находит их зимой, в глубоком снегу?
Сейчас мы с вами и посмотри, как же на это делает.
(Просмотр видео «Лиса мышкует»)
Воспитатель: Вот так лиса охотится зимой за мышами или можно сказать мышкует
(индивидуальные повторы детей). Сначала она прислушивается, а услышав шорох,
прыгает в снег, чтобы напугать мышку и тут же её схватить. Мышковать лисе помогает
её чуткий слух, она может услышать, то чего наши уши уловить не могут. И я
предлагаю вам проверить, все ли звуки мы с вами можем услышать или не все.
Д/и «Услышь и отгадай звук»
Хруст веток:
- Услышали ли вы, что-нибудь?
- На что похож звук?
- Если мы с вами его услышали, лиса его услышит?
Шелест листьев:
- Услышали ли вы, сейчас что-нибудь?
- На что похож звук?
- лиса услышит этот звук?
Хруст снега (пакета):
- Слышно было?
- Услышит лиса?
Имитация бега мышки пальцами по столу:
- Слышно было? (нет)
Ребята, я изобразила пальцами, как бежит мышка. Вот видите, вы ничего не услышали,
а лиса слышит, вот такой у неё острый, чуткий слух.
Воспитатель: Я для вас всех приготовила лисичек, только вот чего-то у них не хватает?
Чего? (на столах шаблоны лисичек).
Конечно, у моих лисичек нет рыжей шубы, а лисе без шубы не куда. Как вы думаете,
можем мы, им чем-нибудь помочь? Как? (ответы детей).
Я предлагаю вам сделать шубки из ниток.
(Аппликация из ниток)
Рефлексия
Воспитатель:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что сложного было на занятии?
- Что понравилось?
- О каком животном вы бы хотели узнать на следующем занятии?
Вот видите, как много нового можно узнать об уже знакомом животном.