Напоминание

Особенности преподавания теоретических дисциплин на художественном отделении в ДШИ


Автор: Чумакова Екатерина Евгеньевна
Должность: Преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ имени М.А.Балакирева
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности преподавания теоретических дисциплин на художественном отделении в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности преподавания теоретических дисциплин на художественном

отделении в ДШИ

Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на

всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения,

нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятие историей

изобразительного искусства способствует выработке у учащихся сознательного эстетического

подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов

и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать,

понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать

действительность «по законам красоты».

Теория изобразительного искусства является неотъемлемой частью художественной

культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции

нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют

историческую память.

Карамзин говорил: «История… есть книга народов: главная необходимость; зеркало их

бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к юношеству,

изъяснению настоящего и пример будущего».

В процессе изучения истории учащиеся научатся ценить произведения искусства разных

эпох, расширят свой кругозор, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях .

Теория изобразительного искусства является полноправной и полноценной частью

художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым временем.

Основные цели и задачи изучения предмета:

1.

Развивать понимание художественно-выразительных особенностей языка

различных видов искусства, формирование способности к истолкованию

художественных произведений.

2.

Овладеть теорией как общепризнанным достижением искусствоведческой науки и

открыть возможность для истолкования произведений искусства на основе их

целостного восприятия.

3.

Объяснить взаимосвязь быта, образа жизни человека, что повлияло на развитие

искусств в разное время.

4.

Развивать зрительное восприятие, чувство цвета, познакомиться с техниками

исполнения и различными материалами.

Методика преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ у детей в

возрасте от 10 лет значительно отличается от преподавания у взрослых слушателей.

Прежде всего на выбор методики преподавания влияют возрастные особенности детей

10-12-летний возраст – пограничный между детством и отрочеством.

Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям

(интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим

(непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста

всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Очень эффективно у

таких детей будет работать система мотивации и поощрений.

Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту

решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет

интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные

жизненные предпочтения. В связи с началом этапа полового созревания изменения

происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их

деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется

больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда

ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Это является причиной замечаний, наказаний, что приводит к снижению успеваемости и

конфликтам во взаимоотношениях. В этот период детям свойственна повышенная

активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов,

увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за

рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и

будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы,

возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие

исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по

сравнению с младшими и старшими детьми.

Есть некоторые новообразования или изменения происходящие в этом возрасте,

которые необходимо знать , для того чтобы эффективно их использовать на уроке. Вот

некоторые из них :

1.

чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с

другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои

отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. "Чувство взрослости"

появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании

серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

2.

рационально структурированная внутренняя позиция

3.

обоснованность самооценки. Самооценка – это значимый компонент

самосознания, имеющий разносторонние характеристики и сложную самостоятельную

структуру в личности младшего подростка. Одним из критериев обоснованности

самооценки выступает еѐ адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми

взрослыми. Чем выше обоснованность самооценки, тем лучше сформировано

индивидуальное сознание, способность к межличностному общению, пониманию

собственных переживаний, их причин и результатов своего поведения.

4.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли не самая

яркая характеристика младших подростков.

5.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего –

также отличительная особенность этого возраста. Результат действия становится

второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если

учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьников и не

находит места для оценки детского творчества, инициативы и самостоятельности, то

процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

6.

Согласованная я-концепция. По отношению к самооценке я-концепция является

более фундаментальной категорией, формируется неразрывно с остальными

новообразованиями и осмысливается с помощью понятия потребность.

В связи с этим необходимо разработать такую систему преподавания предмета, чтобы

детям самим было интересно узнавать и изучать его. Для этого необходимо знать

основные методики преподавания устных предметов, но выбрать из них лишь

некоторые как основу и добавить личные методики, сложившиеся путем практики.

Основные методики преподавания устных предметов в школе.

Методика преподавания любого школьного предмета формируется позже, чем

начинается его изучение. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда

назревает потребность проанализировать приемы преподавания, чтобы их осмыслить и

усовершенствовать.

Методика преподавания – важнейший элемент образовательной системы. При

обучении какому-либо предмету используются все компоненты методической системы,

однако выбранного метода или методов обучения зачастую зависит конечный результат:

усвоен материал или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по

какому пути он и его учебный коллектив пойдут.

Проанализировав классификации методов обучения некоторых ученых могу выделить

несколько методов:

1.

Словесный ;

2.

Наглядный

3.

Практический;

4.

репродуктивный -

это

метод

учебной

деятельности,

осуществляемой

по

определенной

инструкции,

с

воспроизведением

знаний

и

практических

умений,

приобретенными учащимися ранее.

5.

исследовательский метод

6.

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

7.

методы

контроля

и

самоконтроля

за

эффективностью

учебно-познавательной

деятельности

Указанная

классификация

хорошо

согласуется

с

основными

задачами

обучения

и

помогает пониманию их функционального назначения.

Каждая

из

этих

классификаций

имеет

определенное

основание

и

позволяет

с

различных сторон осмысливать сущность методов обучения.

Исходя из этих знаний мы можем выбрать для себя наиболее приемлемые методы

обучения.

При обучении детей 10-12 лет на уроках истории изобразительного искусства, я

использую разные методики,

1.

Словестный –теория, как правило не более 10 минут, под запись дается самое

основное, что необходимо запонить из темы.

2.

объяснительно-иллюстративный метод- демонстрация произведений

(презентация)+ подробное объяснение,

3.

Практический. Зарисовка некоторых элементов, например (наскальные рисунки

или орнаменты, с описанием и т.д)

4.

Исследовательский метод. Задания на дом. Сделать проект на заданную тему-

написать реферат, найти интересные факты, подготовить картинки, рассказать на уроке

заитрересованно

5.

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности -как

правило в качестве мотивации используются бонусы в виде отметки на балл выше или

две положительные отметки, а так же автоматического зачета в конце полугодия, без

написания тестирования

6.

методы

контроля

и

самоконтроля

за

эффективностью

учебно-познавательной

деятельности.

Предоставляется

возможность

оценить

выступления

одноклассника,

оценить собственное выступление)

Как правило все эти методы я использую в своей работе по-очередно, в зависимости

от темы, которую необходимо пройти. Из практики могу сказать, что смена методик

положительно влияет на усвоение материала, итогом является успешное написание

теста или кроссворда в конце полугодий почти у всех учащихся. С каждым последующим

годом количество теории будет увеличиваться, а тесты усложнятся и добавятся не только

текстовые вопросы с ответами, а так же необходимо будет описание произведения

(картины или др.произвед.) по картинке представленной в тесте.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!