"Гимнастика пробуждения – как фактор здоровьесбережения в работе с детьми"
Автор: Самойлова Александра Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад "Ивушка" Населённый пункт: г.Тамбов Наименование материала: конспект Тема: "Гимнастика пробуждения – как фактор здоровьесбережения в работе с детьми" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский Сад «Ивушка»
Подготовила:
воспитатель Самойлова А.В.
МБДОУ Детский Сад «Ивушка »
Гимнастика пробуждения – как фактор здоровьесбережения в работе с детьми
Тамбов 2016
«Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы»
Сухомлинский В. А.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела
особую актуальность, это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья
всего населения России, в том числе и детей .
Поэтому, на сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого
дошкольного учреждения являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы,
основная задача которой — способствовать укреплению здоровья,
совершенствованию физического развития ребенка.
Полноценное нервно-психическое и физическое развитие ребенка невозможно
без достаточного количества движений, которые являются одним из средств
физического воспитания .
Особое внимание хотелось бы уделить гимнастике. Польза ежедневной утренней
зарядки, как правило, не вызывает сомнений. А вот гимнастике пробуждения после
дневного сна, к сожалению, далеко не всегда уделяется должное внимание. И напрасно —
она важна ничуть не меньше!
Цель гимнастики:
Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной
деятельности.
Задачи гимнастики:
Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Профилактика плоскостопия.
Профилактика простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Закрепление навыков самомассажа.
Комплексы гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети
успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене
комплексов поддерживается интерес к гимнастике.
Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря ей:
пробуждение пройдет легко;
малыш получит положительный настрой;
переход к играм или занятиям не будет таким резким.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии
ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу
в хорошем настроении и активно продолжать день?
Правильная организация процесса пробуждения — это не гиперопека, а
действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для
сохранения физического и психического здоровья ребенка.
Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова и М. М. Самодурова, описывая методику физического
воспитания, выделили четыре вида гимнастики после дневного сна:
1) Разминка в постели и самомассаж;
2) Гимнастика игрового характера;
3) Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
4) Пробежки по массажным дорожкам.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает
настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает
чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая
работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.
Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка
положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет
бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, -
улыбающееся лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а
также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-
ласкательные суффиксы.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых
фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении)
Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей:
готовит «холодную» комнату, температура в ней с помощью проветривания снижается
вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая
гимнастика игрового характера. Гимнастика игрового характера состоит из 3—6
имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений,
создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок»
и т. д.) Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный
интерес ко всем оздоровительным процедурам.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы
бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность
точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек
на теле, повышают иммунитет.
Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание,
поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа,
пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное
правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц,
перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели – около 3-4 минут.
Чтобы гимнастика после дневного сна действительно принесла пользу, нужно
выполнять ее в течение 12–15 минут. Почему? Всё очень просто. Если уделить
упражнениям меньше времени, они не принесут желаемый результат. Ребёнок просто не
успеет окончательно проснуться. Ну, а длительные занятия могут его утомить. И в том, и в
другом случае ваша цель не будет достигнута.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики
плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую гимнастику, и, конечно
же, дыхательную гимнастику.
Приложение 1
Комплекс сюжетной бодрящей гимнастики после дневного сна «Котята»
1.
Гимнастика в постели, профилактика нарушений осанки и
плоскостопия
«Гимнастика для котят».
Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Дети потягиваются, лежа на спине.
Лапки друг о дружке трем
Потирают одну руку о другую.
И в ладошки громко бьем.
Хлопают.
А теперь поднимем ножки,
Как у нашей мамы Кошки,
Левая и правая – мы котята
бравые.
Поочередно поднимают ноги.
На животик повернулись,
Переворачиваются на живот.
Снова дружно потянулись,
Оторвали от подушки
Поднимают и опускают голову.
Носик, голову и ушки,
На коленки резво встали -
Двигают тазобедренными суставами влево
«Хвостиками» помахали, и
Выгибают и прогибают спину.
вправо.
Выгнулись, прогнулись,
На бок повернулись,
Поворачивают голову вправо и влево.
Сели на кроватке,
Сидя на кровати, свешивают ноги,
Почесали пятки, почесывают
пятки.
Постучали об пол немножко,
Стучат пятками об пол.
2.
Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика «Стрекоза ».
И.п. – стоя между кроватями.
Вдруг на хвостик нашим кошкам
тихо села стрекоза
Вот такая стрекоза,
(встать на носки, руки вверх через стороны)
Как горошины, глаза.
(соединить указательный и большой пальцы
обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»),
повороты в стороны)
А сама, как вертолет,
(вращения предплечьями назад-вперед с
полуповоротом
Влево, вправо, назад, вперед.
налево-направо; наклоны в стороны)
И на травушке – роса,
(присед)
И на кустиках роса.
(наклоны вперед, прогнувшись)
Мы ладошки отряхнули,
(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-
вниз)
Улетела стрекоза.
(мелкие частые движения кистями, руки в
стороны)
Попрыгунья испугалась,
(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони
Только песенка осталась.
сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»)
3.
Профилактика плоскостопия.
В это время
наши кошки
понабравшись сил немножко
Поскакали по дорожке,
По дорожке не простой,
По неровной, по колючей,
По шершавой - вот какой!
Ходят по дорожке здоровья.
Соленой-пресной-сухой
Ходьба босиком по «комбинированной
дорожке». (чередование канатной дорожки,
ребристой доски, дорожки из мешочков с
речными камушками, резинового коврика с шипами)
Дифференцированная работа с
Перед каждым ребенком стоит стакан,
детьми, часто болеющими
простудными заболеваниями .
Игра «Бульканье».
наполненный водой, в стакан вставлена коктельная
трубочка. Воспитатель показывает: необходимо
сделать глубокий вдох носом и полный
продолжительный выдох через рот в трубочку,
получается долгий булькающий звук. Повторить 3
раза.
4.
Психогимнастика
Мы проснулись, мы готовы
Петь, играть и бегать снова.
Дружно нам сказать не лень:
«Здравствуй, день,
Веселый день!»
Дети выходят в игровую, встают в круг берутся
за руки и говоря слова
5.Водные процедуры.
Используемая литература и ресурсы
1 . Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.
2 . Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного
возраста. В сб. * Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — Новокузнецк,
1998.
3 . Интернет журнал Планета Детства
4 . Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. — СПб. «Детство-пресс»,
2012.