Напоминание

Психологические аспекты успешности публичного выступления учащегося - инструменталиста


Автор: Волкова Ирина Александровна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: Школа хорового искусства
Населённый пункт: Жуковский, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологические аспекты успешности публичного выступления учащегося - инструменталиста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного

образования детей Школа хорового искусства «Полет» им. Т. Е.

Селищевой

Методическое сообщение

«Психологические аспекты успешности публичного

выступления учащегося - инструменталиста»

Выполнил

Преподаватель фортепиано

Волкова Ирина Александровна

Жуковский

2014

Работая

над

индивидуальной

программой

с

каждым

у ч а щ и м с я ,

п р е п о д а в а т е л ь

с т р е м и т с я

к

м а к с и м а л ь н о

в ы с о к о м у

у р о в н ю

исполнения

учеником

выученных

произведений.

На

достижение

э то й

ц е л и

т р а т и т с я

н е м а л о

в р е м е н и ,

а

т а к ж е

ф и з и ч е с к и х

и

э м о ц и о н а л ь н ы х

у с и л и й .

И

к а к

ч а с т о ,

к а з а л о с ь ,

х о р о ш о

п о д г о т о в л е н н ы й

у ч е н и к

н а

п у б л и ч н о м

в ы с т у п л е н и и

т е р я е т с я ,

и с п о л н я е т

п р о г р а м м у

с

п о т е р я м и ,

н е

и н т е р е с н о ,

а

т о

и

в о в с е

с

о ш и б к а м и .

Обычно,

в

таких

случаях

мы,

преподаватели,

говорим:

«Не

справ ился

с

волнением».

Так

что

же

надо

делать ,

как

работ ать

с

учеником,

чтобы

он

умел

справляться

с

т аким

сложным

я в л е н и е м ,

как

сценическое

вол не ние ?

Физиологический

аспект

сценического

волнения

Сложное

это

явление

потому,

что

его

механизмы

лежат

глубоко

внутри

нашего

мозга.

Американские

ученые

провели

исследования

и

получили

следующие

результаты.

Оказывается,

волнение,

страх

это

ре акция

организма

на

ст ре сс.

П ри

э том

изменяет ся

го р м о н а л ь н ы й

ф о н

в н у т р и

в с е г о

о р г а н и з м а ,

и

м ы

в и д и м

п р о я в л е н и е

э т о г о

в

у ч а щ е н и и

д ы х а н и я ,

п о к р а с н е н и и

ко ж н ы х

п о к р о в о в ,

у ч а щ е н н о м

сердцебиении,

потоотделении,

а

иногда

и

судорогах.

Что

происходит

с

организмом?

эмоция

вызывает

выделение

а д р е н а л и н а ,

з а т е м

в о з б у ж д а е т с я

б л у ж д а ю щ и й

н е р в ,

к о т о р ы й

контролирует

рефлекс

«бей

или

беги»

и

идет

информация

в

отделы

г о л о в н о г о

м о з г а ,

к о т о р ы е

н а з ы в а ю т с я

м и н д а л е в и д н о е

т е л о

и

гиппокамп,

и

отвечающие

за

запоминание

события,

вызвавшего

данную

эмоцию.

Справиться

с

таким

состоянием

даже

взрослому

человеку

очень

т рудно,

что

же

говорить

о

ребенке,

у

которого

нет

ни

опыт а,

н и

знаний

по

преодолению

стре ссовых

ситуаций.

Задача

п р е п од а ват е л я

н е

д о п у с т и т ь

к р а й н и х

п р оя вл е н и й

в ол н е н и я ,

с т р а ха ,

т а к

ка к

о н и

фиксируются

в

мозге

на

бе ссознательном

уровне,

и

в

д а л ь н е й ш е м ,

при

повторении

аналогичной

ситуации,

могут

привести

к

со стоянию

н е в р о з а

и

б о л е е

с л ож н ы м

з а б о л е в а н и я м

м о з г а .

В

н е ко т о р ы х

у с л о в и я х

с т р е с с

м о ж е т

п р и в е с т и

к

п р о в а л а м

в

п а м я т и .

Е с л и

усугубить

ситуацию

и

довести

человека

до

хронического

стресса,

то

во змож н о

п о в р е ж д е н и е

ц е ло го

у ч а с т ка

мо з г а ,

кото р ы й

н а з ы в а е т с я

гиппокамп,

и

тогда

возникают

проблемы

с

запоминанием

всех

типов

и н ф о р м а ц и и .

2

Человеческий

мозг

наиболее

прочно

запоминает

эмоционально

окрашенные

события,

ситуации,

переживания.

Чем

сильнее

эмоция

тем

прочнее

пам ять .

Точно так же п р ед в ку ш е н и е

ситуации,

в

которой

обычно

возникает

позитив ная

или

негатив ная

эмоция,

актив изирует

те

же

области

мозга,

что

отвечают

и

за

реакции

в

данной

ситуации.

Таким

образом,

ребенок

может

очень

хорошо

запомнить

э м о ц и о н а л ь н о

о к р а ш е н н о е

с о б ы т и е ,

к а к

п о з и т и в н о е ,

т а к

и

н е г а т и в н о е .

П р и ч е м ,

ч е м

с и л ь н е е

э м о ц и я ,

т е м

б о л е е

ж и в ы е

воспоминания

о

событии

остаются

в

памяти

человека,

и

происходит

их

более

длительное

хранение.

В стрессовых ситуациях выделяется еще не сколько

го рм о н о в

с т р е с с а

(глюкокортикоидов),

которые,

тоже

усиливают

память

на

событие.

Поэтому,

если

мы

хотим

воспитать

у

ребенка

устойчивость

к

публичному

выступлению,

мы

должны

пробуждать

у

этого

ребенка,

прежде

всего,

положительные

эмоции.

Активизировать

в

его

памят и

тол ь ко

п о з и т и в н ы е

в о с п ом и н а н и я

и

от с е кат ь

в с е ,

ч то

с вя з а н н о

с

негативными

э м о ц и я м и .

Интересен

тот

факт,

что

мозг

человека

воспринимает

слова

бе з

от р и ц а н и й .

П о э том у

н а д о

го во р и т ь

у ч е н и ку

у с п о ко и т е ль н ы е

в е щ и

б е з

о т р и ц ат е л ь н ы х

ч а с т и ц .

И з б е г а й т е

с оч е т а н и й :

н е

б о й с я ,

н е

волнуйся,

не

ошибайся,

не

спеши.

Мнения

музыкантов

о

сценическом

волнении

Какие

рекомендации

существуют

по

этому

вопросу.

Большинство

р е к о м е н д а ц и й

д а н о

п р е п о д а в а т е л я м и

и

м у з ы к а н т а м и ,

к о т о р ы е

опирались

на

свой

личный

опыт

и

научились

входить

в

оптимальное

концертное

со стояние,

учили

этому

своих

у ч е н и ко в .

Больше

вс его

в ы с к а з ы в а н и й

н а

э т у

т е м у

я

н а ш л а

у

п и а н и с т о в .

И з

с к р и п а ч е й

ценные

замечания

я

обнаружила

у

Юрия

Янкелевича.

Маститые

м у з ы к а н т ы

и

п р е п о д а в а т е л и

М о с к о в с к о й

к о н с е р в а т о р и и

р а с с к а з ы в а ю т

о

с в о и х

п од ход а х

к

э т о й

п р о бл е м е ,

п р е п о д а в а т е л и

различных

музыкальных

школ

делятся

своим

опытом.

А н а л и з и руя

п р о бл е м у

с ц е н и ч е с ко го

в ол н е н и я ,

п е д а г о г и -

музыканты

обращают

внимание

на

то,

что

многое

зависит

здесь

от

психофизиологиче ской

конституции

исполнителя,

типа

его

н е р в н о й

с и с т е м ы .

« С ц е н и ч е с ко е

в о л н е н и е

н а

в с е х

д е й с т ву е т

п о - р а з н о м у »

(Ю.С.

Слесарев).

«Один

студент

ничего

не

боится,

другой

-

т рясет ся

как

о синовый

лист,

т ретий

-

впадает

в

про ст рацию,

четвертый

н е

м ож е т

с о вл а д ат ь

с

ч р е зм е р н ы м

в о з буж д е н и е м

и

т. д . »

( Д о р е н с к и й

С . Л . ) .

М . С . В о с к р е с е н с к и й

з а м еч а е т

п о

э т ом у

п о в од у

с л е д у ю щ е е :

« В о о б щ е ,

б ы в а ю т

у ч е н и к и ,

ко т о р ы е

хо р о ш о

и г р а ю т

в

к л а с с е

и

«рассыпаются»

на

эстраде.

Бывает

и

наоборот:

ученик,

на

кото р о го

вы

не

возлагаете

особых

надежд

на

эстраде,

«собирается»

и

и г р а е т

3

значительно

лучше,

чем

вы

ждали.

Я

думаю,

что

многое

зависит

тут

от

склада

нервной

системы

и

характера

человека».

Важно,

впрочем,

не

столько

«диагно стировать»

п р и р од у

с ц е н и ч е с ко г о

в о л н е н и я ,

с ко л ь ко

п о м о ч ь

м о л о д о м у

и с п о л н и т е л ю

совладать

с

ним

в

решающий

момент.

Уже

говорилось,

что

сам

факт

п р о ч н о й

« с д е л а н н о с т и »

м а т е р и а л а

д е й с т в у е т

у с п о к а и в а ю щ е е

н а

психику

исполнителя

и

является

в

определенном

смысле

гарантом

от

капризов

памяти

на

э с т ра д е .

Предварительная

«обыгранность»

произведения

также

снижает

п л а н ку

в ол н е н и я

и с п ол н и т е л я .

Н а ко н е ц ,

су щ е с т ву ют

с п е ц и а л ь н ы е

п р и е м ы

а у т о т р е н и н г а

( с а м о в н у ш е н и я ) ,

к о т о р ы е

п р и

у м е л о м

использовании·

дают

иной

раз

неплохой

эффект.

В.К.

Мержанов

в

э т о й

с в я з и

го в о р и т :

« Я

с т а р а ю с ь

о бъ я с н и т ь

с т уд е н т а м ,

ч т о

с и л а

внушения

и

самовнушения

-

великая

вещь.

От

нее

больше

п ол ь з ы ,

ч е м

от

в с ех

т а бле то к

вм е с т е

в з я т ы х .

М н е

ка же т с я ,

ч то

п р о б л е м а

с а м о в н у ш е н и я

н е

м о ж е т

н е

и н т е р е с о в а т ь

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

музыкант а

-

ведь

именно

зде сь

можно

найти

ключ

к

п р е од ол е н и ю

излишне

сильного

эстрадного

вол н е н и я » .

Но

при

всем

том

В.К.

Мержанов

акцентирует

внимание

на

том,

что

основное

и

главное

для

исполнителя

-

не

просто

ответ ственно е,

а

с в е р х о т в е т с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

к

п о д г о т о в к е

м у з ы к а л ь н о г о

п р о и з в е д е н и я

д л я

п у б л и ч н о г о

п о к а з а .

« К а к

п р а в и л о ,

в о л н е н и е

исполнителя

возникает

на

почве

недо ст аточной

п од го т о в л е н н о с т и »

( Л . Н .

Н ау м о в ) .

« П с и хо л о г и ч е с ко е

с о с т о я н и е

н а

с ц е н е

н а п р я м у ю

с в я з а н о

с

к а ч е с т в о м

п р е д в а р и т е л ь н о й

р а б о т ы » ,

-

г о в о р и т

А . А .

П и с а р е в .

П . Т. Н е р с е с ь я н

к о н с т а т и р у е т,

ч т о

т р у д н о

в ы в е с т и

определенные

«рецепты»

психологиче ский

подготовки

к

п убл и ч н ом у

в ы с т у п л е н и ю ,

т а к и е

п р и е м ы

е с т ь

о б ы ч н о

у

к а ж д о г о

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

и с п о л н и т е л я ,

п р и ч е м ,

ч и с л о

и

с о с т а в

и х

с о

временем

увеличивается.

Если

же

говорить

о

некоем

универс а л ь ном

приеме

подготовки

к

концерту,

то

это,

по

мнению

П.

Т.

Нерс е сьяна,

п р е д е л ь н а я

д о б р о с о в е с т н о с т ь

п р е д в а р и т е л ь н о й

р а б о т ы ,

« к о г д а

исполнитель

делает

на

эстраде

все,

что

ему

нужно,

даже

находясь

не

в

очень

хорошем

состоянии

духа

и

плоти».

Ю.И.Янкелевич

уделял

специальное

внимание

психологической

подготовке

перед

выходом

на

сцену.

Это

задача

педагога,

который

не

должен

дать

почвы

для

возникновения

срывов

во

время

выступления,

выпуская

ученика

с

недоученным

произведением,

не

подготовив

е го

к

т о м у

н о в о м у

о щ у щ е н и ю ,

к о т о р о е

в о з н и к а е т

н а

э с т р а д е .

О н

говорил:

«Надо

вырабатывать

деловое

отношение

к

эстраде

как

части

сво ей

работ ы ,

прич ем

т ако е

от нош ение

долж но

бы т ь

не

толь ко

к

выступлению,

но

и

к

его

итогам.

Необходимо

взвешивать

все

с в о и

ош и бк и ,

з а меч ат ь

и х.

О бсуж де н и е

и тогов

в ы с туп ле н и я

н е

д о л ж н о

б ы т ь

п о в е р х н о с т н ы м .

П ол ь зу

п р и н о с и т

тол ь ко

с е р ь е з н о е ,

д е л о в о е

4

обсуждение,

деловое

отношение

к

эстраде

-

и

дома,

и

на

уроке,

и

на

с ц е н е » .

Янкелевич

считал,

что

с

первой

минуты

работать

над

произведением

надо

с

полной

отдачей,

не

надо

надеет ся,

что

п р и

игре

на

сцене

придет

вдохновение.

«Настроение

должно

п оя вл я т ь с я

тогда,

когда

берется

произведение.

Музыкант

должен

быть

в с е гд а

увлечен,

жить

музыкой»

-

говорил

он.

Другими

словами

эмоции

надо

тренировать,

запоминать

и

закреплять.

Таким

же

образом

гото в и л с я

к

выступлению

и

И.Стерн.

Самым

главным

в

этом

процессе

Янкелевич

считал

выработку

чувства

уверенности,

спокойствия,

что

все

получится.

А

это

зависит

от

з н а н и я

п рои з веде н и я ,

от

п он и ма н и я

того,

ч то

н а

с ц е н е

в с е гд а

м оже т

ч то - то

п р о и з о й т и ,

н о

н а

э то

н е

н а д о

о б р а щ ат ь

и з л и ш н е г о

внимания,

относиться

«как

к

мелочи,

не

терять

над

собой

конт роль

из-за

одной

неточной

ноты

или

даже

ошибки».

Он

рекомендовал

совет

Ямпольского

играть

произведение

п е р е д

э с т р а д н ы м

в ы с т у п л е н и е м

б е з

о с т а н о в к и ,

в

н е с к о л ь к о

з а м е д л е н н о м

т е м п е ,

с

п о л н о й

« о т д а ч е й »

и

с о б л ю д е н и е м

в с е х

нюансов:

«Важно

следить

за

выпукло стью

передачи

худ оже с т ве н н о й

мысли,

но,

ни

в

ко ем

случае

не

возбуждаться.

Это

с т а б и л и з и р у е т

исполнительский

проце сс,

успокаивает,

спо собствует

охвату

ф ормы

как

целого,

дает

ясный

контроль

деталей».

Г.Нейгауз

писал

о

подготовке

к

концертной

деятельности

следующее:«Дать

тут

общий

рецепт

очень

трудно,

даже

невозможно,

у ч и т ы в а я

р а з н о о б р а з и е

х а р а к т е р о в ,

д а р о в а н и й

и

ж и з н е н н ы х

о б с т оя т е л ь с т в

у ч е н и ко в .

И . Го ф м а н

д а е т

с о в е т :

т р и

р а з а

у ч и т ь

и

откладывать

новое

сочинение,

прежде

чем

сыграть

его

на

э с т р а д е .

С о в е т

оч е н ь

хо р о ш и й ,

н о

п р ед п ол а г а ю щ и й

оч е н ь

о р г а н и з о в а н н ы й

жизненный

уклад,

всецело

направленный

на

до стижение

н а и л у чше й

« ко н ц е р т н о й

ф о р м ы » .

Д е й с т в и т е л ь н о с т ь

п о к а з ы в а е т,

ч т о

м о ж н о

д а в а т ь

п р е к р а с н ы е

к о н ц е р т ы

и

п о с л е

п о д г о т о в к и ,

п р я м о

противоположной

той,

которую

советует

И.Гофман.

(

Рихтер

выучил

два

концерта

Первый

Глазунова

и

Римского-Корсакова

-

за

неделю

п е р е д

к о н ц е р т о м ) » .

Э т о т

м е т о д

р а б о т ы

Н е й г а у з

н а з ы в а л

« а в р а л ь н ы м » ,

п р е д п о л а г а ю щ и м

и з у м и т е л ь н о е

у м е н и е

р а б о т а т ь ,

у ч и т ь .

Н о

с

д р у г о й

с т о р о н ы ,

ко н ц е р т н а я

д е я т е л ь н о с т ь

т о г о

ж е

Рихтера

подтверждает

правильно сть

совет а

Гофмана.

Рихтер

с а м

говорил

Нейгаузу,

что

только

при

четвертом

исполнении

сонаты

л я

м и н о р

М о ц а р т а

о н

д о б и л с я

у д о в л е т в о р и т е л ь н о й

д л я

н е г о

интерпретации

этого

п р о и з в е д е н и я .

К

сожалению,

этот

метод

практически

не

может

практиковаться

у

учащихся,

потому,

что

сыграв

одно

п р о и з в ед е н и е ,

5

они

должны

тут

же

приступать

к

изучению

другого.

Далее

Нейгауз

пишет:

«…Следует

не

только

заставлять

учащихся

как

можно

чаще

в ы с т у п ат ь

н а

в с я к и х

з а к р ы т ы х

ко н ц е р т а х

( ш ко л ы ,

у ч и л и щ а ) ,

н а

ше фских

концерт ах

но,

кроме

того,

некоторые

о собо

з н ач и т е л ь н ы е

п р о и з в е д е н и я

п р оход и т ь

с

п е д а го го м

п о в т о р н о ,

ч е р е з

н е ко т о р ы е

промежутки

в р е м е н и … » .

Еще

один

аспект

проблемы.

А.А.

Писарев

говорит:

«Имеет

значение,

как

исполнитель

проводит

время

перед

выступлением.

Что

касается

меня,

то

я

должен

заниматься

перед

концертом

р е г ул я р н о ,

во-первых,

и

достаточно

много

по

количе ству

времени,

в о - вто р ы х » .

С . Л . Д о р е н с к и й

п од ч е р к и в а е т,

ч т о

о бъ е к т ом

в н и м а н и я

п е д а го г а

и

учащегося

должен

быть

режим

дня

накануне

выступления.

По

этому

вопросу

существуют

различные

мнения

и

точки

зрения.

«Я

советую

ученикам,

-

высказывается

в

данной

связи

М.С.

Воскресенский,

-

в

д е н ь

к о н ц е р т а

н е

о ч е н ь

м н о г о

з а н и м а т ь с я .

Д в а - т р и

ч а с а ,

п р о в е д е н н ы х

з а

к л а в и а т у р о й ,

б о л е е

ч е м

д о с т а т о ч н о .

П о л е з н о

поиграть

программу

в

неторопливом

движении,

в

спокойной

ма н е р е ,

не

пытаясь

раньше

времени

стать

артистом.

Хорошо,

е сли

с т уд е н т

у м е е т

в

э т о й

с и т у а ц и и

к а к ·

б ы

в

у в е л и ч и т е л ь н о е

с т е к л о

рассматривать

свои

исполнительские

замыслы

и

намерения.

Хорошо,

е сли·

удает ся

по спат ь

перед

концертом;

э то

успокаивает

н е р в н у ю

систему

и

избавляет

голову

от

ненужных

мыслей

и

забот».

Г.Нейгауз

по

этому

поводу

говорил

следующее:

«…Самой

для

м е н я

в а ж н о й

п р е д п о с ы л к о й

у д а ч н о г о

к о н ц е р т а

я в л я е т с я

предварительный

отдых,

бодрое,

хорошее

со стояние

здоровья,

души

и

т е л а » .

Н а д о

з а м е т и т ь ,

ч то

п о с тоя н н а я

п ед а го г и ч е с ка я

н а г р у з к а

Г.Нейгауза

составляла

33

ученика,

что

его

чрезвычайно

утомляло

и

мешало

его

концертной

д е я т е л ь н о с т и .

И

М.С.

Воскресенский,

и

С.Л.

Доренский,

и

В.К.

Мержанов,

и

и х

ко л л е г и

п од ч е р к и в а ю т,

ч т о

с ц е н и ч е с ко м у

в о л н е н и ю

м о ж н о

противостоять,

но

для

этого

нужно

знать

себя,

опробовать

различные

приемы

и

способы

само

воздействия,

иметь

представление

о

том,

что

и

при

каких

обстоятельствах

может

помочь.

Именно

по этому

В . К .

Мержанов

рекомендует

своим

подопечным

ве сти

дневник,

ф и кс и руя

в

нем

вс е

то,

ч то

может

оказ ат ь ся

поле з ны м

на

будущ ее.

« Ч а с т о

говорят

о

воле

к

занятиям.

Такая

воля

нужна.·

Но

нужна

и

воля

к

занятиям

самим

собой.

Нужно

желание

понять

себя,

свой

х а р а к т е р ,

с в о ю

п р и р од у »

( В . К . М е р ж а н о в ) .

В а ж е н ,

н а ко н е ц ,

и

с а м

п р о ц е с с

общения

педагога

со

студентом

в

преддверии

выступления.

«Нужно

внушить

студенту

уверенно сть

в

своих

силах,

-

подчеркивает

Ю.С.

С л е с а р е в ,

-

Э т о

т о ж е

в х о д и т

в

к р у г

о б я з а н н о с т е й

п е д а г о г а » .

С х о д н ы м

о б р а з о м

р а с с у ж д а л

и

В . В .

К а с т е л ь с к и й :

« Я

г о в о р ю

студентам

перед

выступлением:

«У

тебя

хорошее

настроение,

у

тебя

хорошо

выученная

программа.

Ты

играешь

с

удовольствием

и

хочешь

6

п од е ли т ь с я

э т и м

с

п убли ко й » .

И м е н н о

т а к

и

с лед уе т

н а с т р а и в а т ь

ученика,

это

лучший

метод

борьбы

со

сценическим

волнением.

Характерно

с

другой

стороны,

что

некоторые

преподаватели

фортепианных

классов

Московской

консерватории

(они

же

изве с тные

авторитетные

исполнители)

счит ают,

что

от сут ствие

волнения

е щ е

б о л е е

н е ж е л ат е л ь н о

д л я

и с п о л н и т е л я ,

н е ж е л и

п р и с у т с т в и е

е го

в

чре змерно

гиперт рофированных

формах.

Н.В.Трулль

замечает

п о

этому

поводу:

«Если

человек

не

волнуется

перед

выходом

на

сцену,

-

он

не

артист,

и

на

сцене

ему

делать

нечего.

Ему

все

равно,

что

и

как

он

будет

играть».

П.

Т.

Нерсесьян

говорит:

«Я

специально

призываю

в о л н е н и е

з а

д е н ь - д в а

д о

в а ж н о г о

д л я

м е н я

в ы с т у п л е н и я » .

О н

у б е ж д е н ,

ч т о

т о л ь к о

н а

ф о н е

п о л о ж и т е л ь н о

о к р а ш е н н о г о

с ц е н и ч е с ко г о

в о л н е н и я

м о ж н о

д о б и т ь с я

в ы с о к и х

р е з ул ь т а т о в

в

исполнительском

искусстве:

«Волнение

-

это

непременно е

у с л о в и е

для

того,

чтобы

человек

сконцентрировал

все

свои

силы

физиче ские

и

п с и х и ч е с к и е ;

ч е л о в е к

р а в н о д у ш н ы й ,

-

п р о д о л ж а е т

о н ,

н е

волную щ ийся,

ничего

инт ере сного

и

з начит ель ного

на

ко н ц е р т н о й

эстраде

не

сотворит».

Та к и м

о б р а зом ,

а н а л и з и руя

п о з и ц и и

п р о ф е с с о р о в

и

п р е п од а в а т е л е й

М о с ко в с ко й

ко н с е р в а т о р и и

в

с в я з и

с

п р о б л е м о й

с ц е н и ч е с ко г о

в о л н е н и я ,

м о ж н о

п р и й т и

к

в ы в о д у,

ч т о

в о п р о с

о

психологиче ской

подготовке

музыканта

к

концертному

в ы с ту п л е н и ю

р е ш а е т с я

в

о с н о в н о м

и н д и в и д у а л ь н о ,

н о

д л я

э т о г о

н а д о

з н а т ь

индив идуа ль ны е

о собенно ст и

психиче ской

конст итуции

у ч е н и к а ,

иметь

представление

о

реакции

организма

на

различные

ситуации.

Познать

самого

себя

становится

важнейшим

смыслом

в

работе

н а д

м у з ы ка л ь н ы м

п р о и з в ед е н и е м

в

п е р и од

п од гото в к и

к

ко н ц е р т н о м у

в ы с т у п л е н и ю .

Д л я

у с п е ш н о г о

р е ш е н и я

п р о б л е м ы

с ц е н и ч е с к о г о

волнения

нужны

и

профе ссиональная

добро сове стно сть,

и

вл а д е н и е

техникой

самопознания,

и

определенный

сценический

опыт,

и

многое

другое,

о

чем

шла

речь

выше.

Методы

преодоления

сценического

волнения

Как

видите,

все

рекомендации

адресованы

к

п р о ф е с с и о н а л ь н о

о р и е н т и р о в а н н ы м ,

в з р о с л ы м

м у з ы к а н т а м ,

а

к а к

гото в и т ь

к

в ы с ту п л е н и ю

д е т е й ?

Су щ е с т вуе т

м н е н и е ,

ч то

д е т и

н е

в о л н у ю т с я .

Д о

о п р е д е л е н н о г о

в о з р а с т а

о т с у т с т в и е

в о л н е н и я

возможно,

если

для

ребенка

выступление

игра.

Но

в

современном

мире

взросление

детей,

осознание

ответственности

за

произвед е нно е

на

окружающих

впечатление

происходит

очень

рано.

Поэтому

уже

в

8

л е т

( р а н е е

сч и т а л о с ь

в

11 л е т )

р е бе н о к

н ач и н а е т

и с п ы т ы в а т ь

волнение,

а

иногда

очень

сильное

волнение.

Конечно,

все

зависит

от

н е р в н о й

с и с т е м ы

ч е л о в е к а ,

о т

е г о

п р е д р а с п о л о ж е н н о с т и

к

п у бл и ч н ы м

в ы с т у п л е н и я м

и

м н о г и х

д р у г и х

с в о й с т в

х а р а к т е р а

и

7

состояния

здоровья.

И

все

же,

что

реально

может

помочь

ребенку

преодолеть

в о л н е н и е ?

О т в л е ч е н и е

с а м а я

п р о с т а я

ф о р м а

э м о ц и о н а л ь н о й

р е г ул я ц и и

временное

переключение

внимания

на

что-нибудь

д ру го е .

Внушение

психологическое

воздействие,

ау тот р е н и н г.

Б о л е е

д л и т е л ь н ы й

с п о с о б

р е г у л я ц и и

п е р е о ц е н к а ,

т о

е с т ь

п е р е о с м ы с л е н и е ,

и с п о л ь з у е т с я

п о с л е

п о д в е д е н и я

и т о г о в

выступления,

закрепление

положительных

эм о ц и й .

Причины

сценического

волнения

1 . В о л н е н и е

н а в е в а е т с я

м ы с л я м и

( и л и

б е с с о з н а т е л ь н ы м и

о щ у щ е н и я м и )

о

том ,

ч то

о б о

м н е

с ка ж у т

и л и

ка ку ю

о ц е н ку

м н е

п о с т а в я т.

2.Чувство

ответ ственно сти

за

сво е

выступление,

которо е

с

год а м и

в о з р а с т а е т.

3.Неправильно

подобранная

п р о г р а м м а .

Завышение

ее

сложности,

непродуманные

скачки

в

развитии.

Н е о б х о д и м о

д л я

п у б л и ч н о г о

п о к а з а

о т б и р а т ь

п р о и з в е д е н и я ,

с п о с о б н ы е

р а с к р ы т ь

и н д и в и д уа л ь н о с т ь

р е бе н ка ,

и с п ол ь з о ват ь

е г о

сильные

стороны,

так

как

слабые

обязательно

обнаружатся

на

с ц е н е .

Лучше

исполнять

нетрудные

произведения

правильно

и

хорошо,

чем

по средственно

играть

т руд н ы е .

4.Мысль

о

прова л е.

Самокритика

хорошая

вещь,

но

не

в

момент

выступления.

Тем

более

замечание

о

возможном

провале

недопустимо

перед

выходом

на

с ц е н у.

6.

Выпадение

т е кс т а .

Л.Коган

писал:

«Сама

память,

тут,

по

большей

части,

не

причем.

Исполнители

волнуются

от

того,

что

бояться

забыть,

а

забывают

от

т о г о ,

ч т о

в о л н у ю т с я » .

С у щ е с т в у е т

д в у с т о р о н н я я

с в я з ь

м е ж д у

у в е р е н н о с т ь ю

п а м я т и

и

в н у т р е н н и м

с м ы с л о м

и г р ы .

Е с л и

п р о и з в е д е н и е

в ы у ч е н о

т в е р д о ,

т о

с о м н е н и й

в

п а м я т и

б ы т ь

н е

д о л ж н о .

Музыкальная

память

понятие

комплексное.

Она

слуховая

з р и т е л ь н а я ,

т а к т и л ь н а я ,

м ы ш е ч н а я .

А к т и в н о е

з а п о м и н а н и е

произведения

происходит

во

время

разбора,

структурного

а н а л и з а

т е к с т а .

Б е з

у м е н и я

р а з о б р а т ь с я

в

п о д р о б н о с т я х

м у з ы к а л ь н о г о

м а т е р и а л а ,

з а п о м и н а н и е

с в о д и т с я

к

п р и о б р е т е н и ю

ч и с т о

механиче ских

навыков,

выучиванию

только

пальцами,

что

п р и в од и т

к

п р о в а л у

в

с и т у а ц и и

с и л ь н о г о

в о л н е н и я .

Н . Р и м с к и й - К о р с а к о в

повторял,

что

волнение

тем

больше,

чем

хуже

выучено

произведение.

8

Правильное

изучение

нотного

текста

позволяет

избежать

ошибок

при

публичном

исполнении

п р о и з в е д е н и я

Разбор

текста

залог

успешного

выступления.

Очень

часто

ошибка,

сделанная

в

разборе,

при

волнении

всплывает

из

недр

памяти,

сводя

на

нет

все

усилия

по

ее

удалению.

Д а л е е

н е о б х о д и м а

т щ а т е л ь н а я

п р о р а б о т к а

т е х н и ч е с к и х

и

музыкальных

аспектов

п р о и з в е д е н и я :

1)Структура:

мотив,

фраза,

предложение,

период,

форма.

2)Фразировка:

начало,

развитие,

кульминация,

с п а д .

3)

Другие

виды

фразировки.

4)Характер:

штрихи,

т е м п .

5 ) С р е д с т в а

м у з ы к а л ь н о й

в ы р а з и т е л ь н о с т и :

о т т е н к и ,

а к ц е н т ы ,

агогика,

филирование

звука,

в и б р а ц и я .

Проявления

волнения

Волнение

у

каждого

ученика

появляется

по-разному,

в

зависимости

от

нервной

системы.

Чаще

всего

можно

наблюдать

два

состояния

ученика

перед

в ы сту пл ением :

1.

Излишне

суетливо е,

нервно-возбужденно е.

Паниче ско е

в о л н е н и е

о б н а р у ж и в а е т с я

в

т о р о п л и в о й

р е ч и

с

п р о г л а т ы в а н и е м

с л о в ,

в

д р о ж а н и и

р у к

и

н о г,

в

н а п р я ж е н н ы х

л и хо р а д о ч н ы х

д в и ж е н и я х ,

п р и п од н я т ы х

п л еч а х ,

ч а с т ы м

п о в е р х н о с т н о м

д ы х а н и и ,

к р а с н ы м и

пятнами

на

лице,

влажными

ладонями.

2 . П о л н о е

б е з р а з л и ч и е ,

р а в н о д у ш и е .

Т а ко е

с о с т о я н и е

п р и з н а к

истощения

нервной

системы.

Речь

замедляется,

становится

тихой

и

паузами,

появляется

слабость,

недомогание,

вялость,

с о н л и в о с т ь .

Что

делать

при

подобных

проявлениях

волнения.

Для

с н я т и я

с т р е с с а

мож н о

п р ед лож и т ь

у ч е н и ку

с ъ е с т ь 2 -

3 ку с оч ка

с а ха р а

и л и

н е б ол ь ш у ю

п л и т ку

ш о кол а д а ,

з а п и в

т е п л ы м

слабым

чаем

или

водой.

Таким

способом

пользовались

С.Рихтер,

Д .

О й с т р а х .

И з в е с т н о ,

ч т о

г л ю к о з а

р а с с л а б л я е т

м ы ш ц ы

ж е л у д к а ,

к о т о р ы й

и с п ы т ы в а е т

п р и

с т р е с с е

с п а з м ы .

Э т о

в е д е т

к

во сст ановлению

кровообращения

и

к

норма льному

пит анию

м о з г а .

Употребление

сахара

уменьшает

ощущение

«ватности»

ног,

дрожание

рук,

а

вот

использование

успокоительных

средств,

обрекает

у ченика

на

неэмоциональную,

вялую

и г ру.

Что

делать,

чтобы

не

допустить

подобного

проявления

волнения.

Нужна

правильная

подготовка

ученика

к

выступлению:

1)

произведение

должно

быть

хорошо

выучено.

2)

ученик

должен

быть

в

оптимальном

концертном

со стоянии.

9

Оптимальное

концертное

со стояние

Для

того

чтобы

удачно

выступить

в

концерте

или

сыграть

на

э к з а м е н е

и л и

з а ч е т е ,

м у з ы к а н т у

н е о б х о д и м о

б ы т ь

в

с о с т о я н и и

о п т и м а л ь н о й

ко н ц е р т н о й

г о т о в н о с т и .

О п т и м а л ь н о е

к о н ц е р т н о е

с о с т о я н и е

п о

с в о и м

п с и хо л о г и ч е с к и м

п а р а м е т р а м

с о о т в е т с т в у е т

тому,

что

у

спортсменов

называют

оптимальное

боевое

состояние.

И

поэтому

будет

логично

рассматривать

подобное

со стояние,

как

и

в

с п о р т е ,

п о

т р е м

в а ж н е й ш и м

п а р а м е т р а м

ф и з и ч е с к о м у ,

эмоциональному

и

ум с т в е н н ом у.

П р и

х о р о ш е м

ф и з и ч е с к о м

с а м о ч у в с т в и и ,

к о г д а

в о з н и к а е т

о щ у щ е н и е

з д о р о в ь я

в о

в с е м

о р г а н и з м е ,

т е л о

к а ж е т с я

с и л ь н ы м ,

г и б к и м

и

п о с л у ш н ы м .

Ф и з и ч е с к а я

п о д г о т о в к а

м у з ы к а н т а

м о ж е т

включать

в

себя

такие

виды

спорта,

как

бег,

плавание,

футбол.

Не

о с о б е н н о

р е к о м е н д у ю т с я

у п р а ж н е н и я ,

с в я з а н н ы е

с

с и л о в ы м и

напряжениями

в

области

рук

и

плеч,

так

как

чрезмерные

напряжения

с г и б а т е л ь н ы х

м ы ш ц

в

т а к и х

в и д а х

с п о р т а ,

к а к

г и м н а с т и к а

и л и

тяжелая

атлетика

могут

формировать

мышечные

заж имы

в

к и с т я х ,

плечах

и

грудных

мышцах.

Хорошая

физическая

подготовка,

дающая

о щ у щ е н и я

з д о р о в ь я ,

с и л ы ,

в ы н о с л и в о с т и

и

хо р о ш е е

н а с т р о е н и е ,

прокладывает

путь

к

хорошему

эмоциональному

состоянию

во

время

публичного

выступления,

положительно

сказывает ся

на

п р о т е к а н и и

у м с т в е н н ы х

п р о ц е с с о в ,

с в я з а н н ы х

с

к о н ц е н т р а ц и е й

в н и м а н и я ,

мышления

и

памяти,

столь

необходимых

во

время

выступления.

Не

секрет,

что

многие

известные

исполнители

могли

в ы ходит ь

на

сцену

и

при

плохом

физиче ском

самочувствии

и,

тем

не

м е н е е ,

в ы с т у п ат ь

оч е н ь

хо р о ш о .

С о в р е м е н н и к и

о т м е ч а л и

т а к и е

с и л ы

и

возможности

у

Рахманинова,

Гилельса,

Караяна.

Более

того,

выходя

н а

э с т р а д у,

э т и

и с п о л н и т е л и

в

ф и з и ч е с ком

п л а н е

н ач и н а л и

с е б я

ч у в с т в о в ат ь

л у ч ш е .

Ко н ц е р т н ы й

с т р е с с

а к т и в и з и р о в а л

з а щ и т н ы е

силы

организма

и

музыканта

отпускали

его

недуги.

Но

для

молодых

и с п о л н и т е л е й ,

п р о д и р а ю щ и х с я

ч е р е з

ч а с т о к о л ы

э к з а м е н о в

и

о т б о р о ч н ы х

п р о с л у ш и в а н и й ,

п о д д е р ж а н и е

х о р о ш е й

ф и з и ч е с к о й

формы

являет ся

нема ловажным

фактором

ро ст а

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

м а с т е р с т в а .

П р и

хо р о ш е м

с а м оч у в с т в и и

и

го т о в н о с т и

и с п о л н и т е л ь с к о г о

аппарат а

у

музыкантов

возникают

о собые

физиче ские

ощущения

в

р у к а х ,

к и с т я х

и

п а л ь ц а х ,

к о т о р ы е

х а р а к т е р и з у ю т с я

о с о б ы м

о щ у щ е н и е м

к л а в и а т у р ы ,

с м ы ч к а ,

г р и ф а ,

м у н д ш т у к а .

П и а н и с т ы

г о в о р я т

о

« л е г к и х »

п а л ь ц а х ,

с к р и п ач и

о

< п о л е т н ы х >

р у к а х ,

д у х о в и к и

о

< п о с л у ш н о с т и >

а м б у ш ю р а .

Р е к о м е н д у е т с я

э т и

о щ у щ е н и я

з а п о м и н а т ь ,

з а п и с ы в а т ь ,

п р о г о в а р и в а т ь ,

ч т о б ы

и м е т ь

в о з м о ж н о с т ь

л у ч ш е

в с п о м и н а т ь

и х

п е р е д

в ы с т у п л е н и е м

и

воссоздавать

при

разыгрывании

перед

высту пл ением .

10

Методы

овладения

оптимальным

концертным

состоянием

С л а г а е м ы м и

о п т и ма л ь н о го

ко н ц е рт н о го

с о с тоя н и я

( О КС )

я в л я ю т с я

ко м п о н е н т ы

ф и з и ч е с ко й ,

у м с т в е н н о й

и

э м о ц и о н а л ь н о й

п о д г о т о в к и .

Д в а

п о с л е д н и х

к о м п о н е н т а

п р е д с т а в л я ю т

с о б о й

с о б с т в е н н о

п с и х о л о г и ч е с к у ю

п о д г о т о в к у,

о с н о в ы в а ю щ у ю с я

н а

х о р о ш е м

ф и з и ч е с к о м

с а м о ч у в с т в и и

м у з ы к а н т а .

З д е с ь

м о ж н о

н а м е т и т ь

р я д

п р и е м о в

и

м е т о д о в ,

к о т о р ы е

п о в ы ш а ю т

п с и хо л о г и ч е с к у ю

у с т о й ч и в о с т ь

м у з ы к а н т а

в о

в р е м я

п у б л и ч н о г о

в ы с т у п л е н и я .

1 .

П с и х о л о г и ч е с к а я

а д а п т а ц и я

к

с и т у а ц и и

п у б л и ч н о г о

в ы с т у п л е н и я

З а

н е с ко л ь ко

д н е й

д о

в ы с т у п л е н и я

м у з ы к а н т

д о л ж е н

представить

зал,

где

он

будет

выступать,

чтобы

привыкнуть

в

своем

в о о б р а ж е н и и

к

т е м

у с л о в и я м ,

в

к о т о р ы х

б у д е т

п р о х о д и т ь

предстоящее

выступление.

На

первом

этапе

проводится

п о г руже н и е

исполнителя

в

аутогенное

состояние,

на

втором

п р о р а б ат ы ва е т с я

образная

картина

концертного

в ы с ту п л е н и я .

П е р в ы й

э т а п .

Р а с с л а б л е н и е

м ы ш ц

т е л а .

К о г д а

ч е л о в е к

произвольно

расслабит

при

помощи

образных

представлений

мышцы

с в о е г о

т е л а ,

т о

к о р а

г о л о в н о г о

м о з г а

р е ф л е к т о р н о

в х о д и т

в

промежуточное

состояние

между

сном

и

бодрствованием.

Физиологи

э т о

с о с т о я н и е

н а з ы в а ю т

ф а з о в ы м .

Е го

в а ж н е й ш е й

о с о б е н н о с т ь ю

я в л я е т с я

т о ,

ч т о

в

н е м

с п о с о б н о с т ь

ч е л о в е к а

к

в н у ш е н и ю

и

с амовнушению

сильно

увеличивает ся.

Во сст ановительные

п р о ц е с с ы

в

э т ом

с о с т оя н и и

п р о т е к а ю т

в

п о л т о р а - д в а

р а з а

б ы с т р е е ,

ч е м

в

со стоянии

сна.

К.Н.

Игумнов,

по

во споминаниям

близко

зн а вши х

его

людей,

перед

концертом

или

во

время

утомительных

занятий

с

у ч е н и к а м и

у м е л

в

т е ч е н и е

н е с к о л ь к и х

м и н у т

р а с с л а б и т ь с я

и

о т д о х н у т ь .

Ау т о т р е н и н г.

Его

может

проводить

преподаватель,

родители

или

сам

ученик.

1)Говорите

следующее:

«Мои

руки

становятся

теплыми.

Мышцы

рук,

кистей

и

пальцев

расслабляются.

Я

представляю,

что

погружаю

и х

в

Н а д о

с о с р е д о т о ч и т ь с я

н а

в н у т р е н н и х

о щ у щ е н и я х

и

проговаривать

приятную

теплую

воду,

и

они

становятся

теплыми

и

гибкими.

Тепло

от

кистей

поднимается

по

предплечьям,

плечам.

Мои

плечи

спокойно

опущены.

Мое

внимание

переходит

на

ноги.

Представляю,

что

ноги

погружаются

в

теплую

воду.

Мышцы

ног

приятно

расслабляются.

Тепло

от

ног

поднимается

вверх.

Ч у в с т ву ю

п р и я т н о е

т е п л о

в

о бл а с т и

с о л н еч н о го

с п л е т е н и я .

Мо й

живот

и

грудь

расслабились

и

наполнились

приятным

теплом.

Теперь

м о е

в н и м а н и е

п е р е н о с и т с я

н а

л и ц о .

Р а з г л а ж и в а е т с я

л о б ,

р а с с л а б л я ю т с я

м ы ш ц ы

л и ц а .

М н е

д ы ш и т с я

л е г к о

и

с п о к о й н о .

Спокойно

и

ровно

бьется

мое

сердце».

11

«Сейчас

я

вижу

зал,

в

котором

я

буду

выступать.

Я

м о г у

о т ч е т л и в о

п р е д с т а в и т ь

с ц е н у,

р о я л ь

( и л и

д р у г о й

и н с т р у м е н т ) ,

слушателей

и

комиссию,

перед

которой

я

должен

буду

выступать…

Я

с п о ко е н ,

с о б р а н ,

с о с р ед от оч е н … Ув е р е н н о

и

р а д о с т н о

я

н ач и н а ю .

М н е

н р а в и т с я

и г р а т ь .

К а ж д ы й

з в у к

я

и з в л е к а ю

с

о г р о м н ы м

уд о в о л ь с т в и е м …

У

м е н я

в с е

о тл и ч н о

з ву ч и т,

у

м е н я

п р е к р а с н а я

техника…Я

выполняю

все,

что

задумал...

Я

играю

также

хорошо,

как

и

в

классе…Я

могу

хорошо

играть…Я

знаю,

что

я

сделаю

все,

ч то

задумал…Я

ве сь

отдался

мо ему

вдохновенному

и с п ол н е н и ю … Ка ко е

это

наслаждение-

красиво

и

хорошо

играть..

Я

могу

перестроиться

с

исполнения

одного

произведения

на

друго е…Мне

легко

и

п р и я т н о

держать

всю

программу

в

голове…

С

каждым

разом

самовнушение

буд е т

п ом о г ат ь

м н е

в с е

б ол ь ш е

и

б ол ь ш е … Я

л е г ко

р а с с т а ю с ь

с о

своим

негативным

волнением

и

заменяю

его

радо стным

ож и д а н и е м

в ы с т у п л е н и я » .

Следует

т акже

повторять

чаще

вслух

и

про

с ебя:

«Я

с

нетерпением

жду

концерта»

-

страх

перед

выступлением

по степенно

будет

уступать

чувству

уверенности,

ведь

волнение

перед

концертом

о сновано

на

бе спокойстве

за

каче ство

в ы ступления,

и

п р а в и л ь н а я

психологическая

установка

на

успешное

выступление

-

это

разумно е

сбережение

нервно-

психической

энергии,

это

умение

владеть

своим

со стоянием,

управлять

собой

и

переводить

переж ивания

в

н у ж н о е

р у с л о .

Важна

грань

между

паниче ским

ст рахом

и

с ц е н и ч е с к и м

волнением.

Одно

вносит

хаос

и

разрушение,

а

другое

созидает.

Игра

перед

воображаемой

ауд и то р и е й .

На

заключительных

этапах

работы,

когда

вещь

уже

готова,

она

проигрывается

целиком,

от

начала

до

конца

с

представлением,

ч то

играешь

перед

очень

взыскатель ной

комиссией

или

с л у ш ат е л ь с ко й

ауд и т о р и е й .

Му з ы к а л ь н о е

п р о и з в е д е н и е

м ож е т

б ы т ь

з а п и с а н о

н а

в и д е о

к а м е р у.

В м е с т о

с л у ш а т е л е й

м о ж е т

б ы т ь

в ы с т а в л е н

р я д

с тул ь е в ,

п о с а ж е н ы

ку к л ы

и

и г ру ш к и .

В о

в р е м я

и с п ол н е н и я

н а д о

быть

готовым

к

любым

неожиданно стям

и

при

вст рече

с

ними

н е

останавливаться,

а

идти

да льше.

Этот

прием

помогает

проверить

степень

влияния

сцениче ского

волнения

на

каче ст во

исполнения,

заранее

в ы яв ит ь

слабы е

м е с т а ,

ко т о р ы е

п р о я в л я ю т с я

в

с и т у а ц и и ,

ко гд а

в о л н е н и е

у с и л и в а е т с я .

Повторные

проигрывания

произведения

с

применением

этого

приема

уменьшают

влияние

волнения

на

исполнение.

2.

Медитативное

погружение

Э т о т

п р и е м

с в я з а н

с

о с у щ е с т в л е н и е м

п р и н ц и п а

« з д е с ь

и

с е й ч а с » .

И с п ол н е н и е

н а

о с н о в е

э то го

п р и е ма

с вя з а н о

с

гл у б о к и м

осознанием

и

чувствованием

всего

того,

что

связано

с

из вл еч ением

з ву ко в

и з

м у з ы к а л ь н о г о

и н с т р у м е н т а .

П р е д е л ь н а я

к о н ц е н т р а ц и я

в н и м а н и я

н а

н а с т о я щ е м

м о м е н т е ,

ко т о р ы й

п р о т е к а е т

с е й ч а с ,

в

данное

мгновение.

При

фиксации

внимания

на

слуховых

ощущениях

12

у л а в л и в а ю т с я

в с е

п е р е х о д ы

з в у к о в

и з

о д н о г о

в

д р у г о й ,

в с е

интонируемые

смыслы,

которые

возникают

из

соединения

звуков

между

с о б о й .

П о г руже н и е

в

з ву ко ву ю

мат е р и ю

п р о и сход и т

п р и

выполнении

упражнений

следующих

в и д о в :

— пропевание

(сольфеджирование)

без

поддержки

и н с т рум е н т а ;

— пропевание

вме сте

с

инструментом,

причем

голо с

идет

ка к

бы

впереди

реального

звучания;

— пропевание

про

себя

(мы сленно);

— пропевание

вместе

с

мысленным

проигрыванием.

П р и

ф и к с а ц и и

в н и м а н и я

н а

д в и г а т е л ь н ы х

о щ у щ е н и я х

о сознает ся

характер

прико сновения

па льца

к

клавише

или

с т р у н е ,

п р о в е р я е т с я

с в о б о д а

д в и ж е н и й

и

н а л и ч и е

в

м ы ш ц а х

н е н у ж н ы х

з а ж и м о в ,

к о т о р ы е

м о м е н т а л ь н о

д о л ж н ы

б ы т ь

с б р о ш е н ы .

Ч т о

ощущают

суставы,

кончики

пальцев,

мышцы

рук,

плеч,

лица?

Удобно

или

неудобно

играть?

Доставляет

ли

игра

физическое

удовольствие?

М е д и т а т и в н о е

п р о и г р ы в а н и е

п р о и з в е д е н и я

с

п о л н ы м

погружением

в

него

снача ла

о суще ствляет ся

в

медленном

темпе

с

установкой

на

то,

чтобы

ни

одна

посторонняя

мысль

в

момент

игры

не

посетила

исполнителя.

Если

только

посторонняя

мысль

появилась

в

сознании,

а

пальцы

в

этот

момент

играют

сами,

следует

п л а в н о

вернуть

внимание

к

исполнению,

стараясь

при

этом

не

отвлекаться.

Глубокое

погружение

в

исполнение

образует

тот

самый

ма лый

круг

внимания,

который

К.С.Ст аниславский

рекомендова л

а к т е р а м ,

склонным

к

сильному

волнению

на

сцене.

М е д и т а т и в н о е

и с п о л н е н и е

ф о р м и р у е т

т а к

н а з ы в а е м ы е

сенсорные

синтезы,

которые

являются

одним

из

главных

п р и з н а ко в

п р а в и л ь н о

с ф о р м и р о в а н н о г о

н а в ы к а .

С л у хо в ы е ,

д в и г а т е л ь н ы е

и

мышечные

ощущения,

мысленные

представления

начинают

р а б о т ат ь

н е

п о р о з н ь ,

а

в

н е р а з р ы в н ом

ед и н с т в е .

В

э том

с л у ч а е

в о з н и к а е т

ощущение,

что

исполнитель

и

звучащее

произведение

п р ед с т а вл я ют

собой

единое

це л о е .

День

концертного

выступления

Важный

элемент

разыгрывание

-

оно

нужно

для

р а зм и н к и

м ы ш ц ,

у ч а с т в у ю щ и х

в

и г р е ,

и

п с и х о л о г и ч е с к о й

н а с т р о й к и

н а

в ы с ту п л е н и е .

О р г а н и зм

в ход и т

в

с о с тоя н и е

« б о е в о й

г о т о в н о с т и » -

п о в ы ш а е т с я

п ул ь с ,

д ы х а н и е ,

с ко р о с т ь

п р о т е к а н и я

м ы с л и т е л ь н ы х

проце ссов.

Необходимо

помнить,

что

игра

в

быст ром

темпе

п е р е д

выходом

на

сцену,

ведет

к

усилению

беспокойства

и

трате

нерв ной

энергии.

Лучше

поиграть

гаммы,

упражнения

или

медленно

один

раз

и с п о л н я е м о е

п р о и з в е д е н и е ,

н е

р а з д е л я я

н а

к у с к и ,

ч т о б ы

н е

разрывать

единства

музыкальной

т ка н и .

Н ема ловаж ны м

ф актором

успеш ного

в ы ступления

я в л я е т с я

с о с т о я н и е

р у к .

Д л я

л е д я н ы х

р у к

м о ж н о

в ы п о л н и т ь

р я д

13

г и м н а с т и ч е с к и х

у п р а ж н е н и й

п о

Й .

Г а т у :

1 )

уд а р я т ь

к о н ч и к а м и

п а л ь ц е в

п о

« п о д у ш е ч к а м »

п е р в о г о

с у с т а в а ,

з а т е м

п о

с е р е д и н е

ладони,

потом

по

нижней

части

ладони.

Можно

ударять

каждым

пальцем

о т д е л ь н о .

2 ) п од тя г и в ат ь 5-й

палец

как

можно

ближе

к

кисти,

прикасаясь

им

к

л а д о н и ,

а

з ат е м

гл а д я щ и м

д в и ж е н и е м

п р о в е с т и

е го

ко н ч и ком

п о

ладони,

до

основания

пальца,

тоже

делать

по

очереди

и

с

другими.

Перед

выходом

на

сцену

А.Щапов

советовал

заставлять

себя

с п о ко й н о

с и д е т ь

в

уд о б н о й

п о з е

п р и

р а с с л а бл е н н о й

м у с к ул а т у р е ,

тренируя

необходимую

для

выступления

волевую

выдержку.

За

како е-то

время

до

выхода

на

сцену,

педагог

д ол же н

прекрат ит ь

вс е

замечания.

Ученик

должен

верит ь ,

что

он

хо р о ш о

играет,

и

он

будет

играть

хорошо.

Проблема

связана

с

верой

в

с ебя.

Н е л ь з я

ф и к с и р о в а т ь

в н и м а н и е

у ч е н и к а

н а

п р о б л е м а х

в о л н е н и я ,

расспрашивать,

не

волнуется

ли

он,

гораздо

важнее

м о б ил изо ват ь

его

волю,

стойкость,

чтобы

донести

исполнительский

замыс ел.

В

з а к л юч е н и и ,

хоч е т с я

н а п о м н и т ь ,

о

т о м ,

ч т о

в с е

п е р е ч и с л е н н ы е

м е т о д ы ,

м о г у т

р а б о т а т ь

п р и

о д н о м

в а ж н е й ш е м

у с л о в и и

-

е с л и

п ед а го г

п ы т а е т с я

р а з в и т ь

н е

тол ь ко

м у з ы к а л ь н о -

исполнительские

спо собно сти

ученика,

но

и

его

лично сть

в

ц е л ом .

По

глубокому

убеждению

Г.Нейгауза,

«до стигнуть

успехов

в

р а б от е

н а д

худ ож е с т в е н н ы м

о б р а з ом ,

м ож н о

л и ш ь

н е п р е р ы в н о

р а з в и в а я

у ч е н и к а

м у з ы к а л ь н о ,

и н т е л л е к т у а л ь н о ,

а р т и с т и ч е с к и . . .

Ч т о б ы

осуществлять

личностный

рост

ученика,

педагогу

надо

развивать

его

фантазию

поэтическими

образами,

аналогиями

с

явлениями

природы

и

ж и з н и ,

р а з в и в а т ь

л ю б о в ь

к

и с к у с с т в а м

-

п о э з и и ,

ж и в о п и с и ,

а р х и т е к т у р е ,

а

г л а в н о е

-

д а т ь

е м у

п о ч у в с т в о в а т ь

э т и ч е с к о е

до стоинство

художника,

его

обязанно сти,

ответ ственно сть

и

п р а в а .

Н е

тол ь ко

н ау ч и т ь

у ч е н и ка

хо р о ш о

и г р ат ь ,

н о

с д е л ат ь

е го

б о л е е

умны м,

более

ч ут ким,

более

ч е ст ны м,

более

справедлив ы м,

б о л е е

с т о й к и м » .

Важно

ст роить

свои

отношения

с

учеником

на

о с н о в е

диалога,

а

не

авторитарного

приказа

и

принуждения.

Педагог

должен

совершенствовать

свое

мастерство,

обновлять

методы

работы,

и с кат ь

п у т и

р а с к р ы т и я

и н д и в и д у а л ь н о с т и

у ч е н и к а ,

п о м о г а я

е м у

в

овладении

нелегким

умением

играт ь

на

инст румент е,

на

н е л е г ко м

пути

развития

и

становления

юного

музыканта.

14

Б и бл и о г р а ф и я

"Психология.

Словарь"

Под

общей

редакцией

А.В.

Петровского,

М.Т.

В . В . В о р о н и н а ,

п р е п од а в ат е л ь

ф о р т е п и а н о ,

С т а в р о п о л ь с к и й

к р а й ,

методиче ская

р а з р а б о т к а .

В . И .

П е т р у ш и н

« М у з ы к а л ь н а я

п с и х о л о г и я » :

У ч е б . п о с о б и е

д л я

студентов

и

преподавателей.

М.:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС,

1997.

Г.

Нейгауз

"Об

искусстве

фортепианной

игры".

М.:

Музыка

1987

Г.

Селье

"Стресс

без

дистресса"

Издательство

Рига

1992

Л . Е . С л у ц к а я

« С ц е н и ч е с к о е

в о л н е н и е

к а к

п р о ф е с с и о н а л ь н а я

и

п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я

п р о б л е м а » ,

л е к ц и я

д л я

с т у д е н т о в

Московской

государственной

консерватории,

2011

год .

С.

Амонд,

С.Вонг

«Тайны

нашего

мозга»

Изд.

ЭКСМО,

Москва

2010

г о д

Ю.И.Янкелевич

«Педагогическое

наследие»

Москва

2002

год .

15



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!