Автор: Макеева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 50
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мышления у детей 5-6 лет посредством метода исследовательского проекта"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мышления у детей 5-6 лет посредством метода
исследовательского проекта.
Процесс развития детского мышления в течение многих лет является
предметом
научного
изучения
и
исследования
психологов
и
педагогов.
Модернизация современного российского образования во главу угла ставит
развитие
личности
ребенка,
его
высших
психических
функций,
формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных
качеств. В связи с этим необходимо внедрение современных образовательных
технологий, обновление содержания
работы
в
группах
воспитанников. В
старшем дошкольном возрасте наблюдается факт «натаскивания» детей перед
близким поступлением в школу. При этом практически не поддерживается
детская
инициатива,
у
ребёнка
нет
возможности
самостоятельно
устанавливать логические и причинно-следственные связи. Основная опора
идёт
на
память,
а
не
на
развитие
мышления.
В
большинстве
ситуаций
ребёнок
является
объектом
действия,
придуманного
взрослым.
По
этой
причине педагоги ищут такую форму детской активности, которая поддержит
детскую инициативу. По мнению Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса такой формой
детской активности является проектная деятельность.
Исследовательский проект разрабатывался в течении года в МБУ
№50 «Синяя птица» в подготовительной группе, детей 5- 6 лет совместно
с детьми и их родителями.
В статье описана проведённая работа по развитию мышления. На
первом
организационном
этапе
был
выявлен
круг
интересов
детей
и
определены темы исследовательских проектов. Несколько детей захотели
делать проекты на одну и ту же тему, для этого их объединили в пары. В
результате,
были
намечены
следующие
темы:
«Такие
разные
куклы»,
«Самолёты»,
«Волнистые
попугаи»,
«Почему
собака
кусается?»,
«Автомобили»,
«Динозавры»,
«Современные
книги»,
«Почему
деревья
спят?».
Работа с проектами выстраивалась следующим образом: сначала детям
было
предложено
собрать
копилки
объектов
на
тему
их
проектов.
Так
Альбина А.
собрала
копилку
с
изображениями
разных
кукол.
Витя Д.
и
Миша Л.
собрали
копилку
с
изображениями
самолётов.
Матвей Г.
с
Кристиной Б. собрали копилку с изображением попугаев, кроме того сюда же
они включили и предметы ухода за попугаями. Вика М. собирала копилку с
изображением собак, причём в своей копилке девочка ориентировалась на
эмоции, чтобы собаки были добрые, злые, грустные, весёлые и т.д. Олег Е. и
Лёня Т. собрали самую большую копилку с изображениями автомобилей.
Варя К. и Георгий А. собрали коллекцию динозавров, но дети собирали не
изображения, а игрушечных динозавров. Ульяна К. собрала коллекцию книг,
у неё получилась самая маленькая коллекция из 10 книг, но зато это были не
изображения
и
макеты,
а
книги.
Захар В.,
Катя М.
и
Женя В.
собрали
изображения
деревьев,
причём
они
собирали
коллекцию
следующим
образом: одно и то же дерево в летний и зимний период.
Цель
исследовательского
проекта
«Такие
разные
куклы»
заключалась в изучении кукол, в которые играют дети разных стран. Все
собранные
куклы
были
распределены
в
соответствии
с
местом
возникновения, а потом по функциям. В результате работы над проектом дети
узнали, что кукла Матрёшка является одним из символов нашей страны
России,
куклы
Барби,
Монстр
Хай,
Винкс
и
другие
подобные
были
придуманы
в
Америке
и
не
являются
носителями
русской
культуры
и
традиций. В Китае придумали делать кукол с фарфоровыми лицами, но чаще
эти куклы использовали как украшение интерьера, чем как предмет для игр.
В Японии очень популярны куклы-роботы. Также была найдена информация
о том, что есть и бумажные куклы, которым можно рисовать наряды, делать
дома из бумаги. Девочка, выполнявшая работу по данному проекту, очень
увлеклась данной темой, мама помогла сделать ей кукол из бумаги, которые
та приносила в детский сад для игры с другими девочками. Кроме того,
распределяя
куклы
по
функциям,
была
выделена
отдельная
группа
ритуальных
кукол,
например,
чучело
Масленницы.
На
защите
проекта
девочка рассказала о своих находках и открытиях, все дети слушали её с
большим интересом.
Цель проекта «Самолёты», который проводили два мальчика, была в
изучении возникновения самолётов, определении их основной функции и
изучении
их
строения.
Сначала
собранные
изображения
самолётов
были
распределены на ленте времени, таким образом, дети узнали, что история
самолётостроения
началась
с
изготовления
планеров,
позже
появились
бипланы, потом самолёту добавили шасси и был изобретён моноплан, позже
уже появились самолёты с моторным двигателем. Ребята установили, что
строение
самолёта
схоже
со
строением
тела
птицы:
есть
тело,
кабина,
крылья,
хвост,
шасси.
Мальчики
разгруппировали
все
самолёты
в
соответствии
с
их
функцией
на
военные,
грузовые
и
пассажирские.
На
презентации ребята рассказали о своих открытиях, чем очень заинтересовали
всех остальных слушателей.
Цель исследовательского проекта «Волнистые попугаи» была в
изучении образа жизни этих питомцев. Так как у детей эти птицы были дома,
то
основным
исследовательским
методом
было
наблюдение,
а
родители
записывали
сформулированные
детьми
выводы.
Так
в
результате
исследования
и
наблюдения
дети
сделали
и
рассказали
нам
о
том,
что
попугаям
в
домашних
условиях
необходима
клетка,
поилка,
кормушка,
жёрдочки для того, чтобы попугай мог там сидеть и спать. Также попугаям
нравятся игрушки, такие как колокольчики, зеркальца, кольца, на которых
они также могут сидеть и качаться как на качелях. Попугайчикам необходим
корм, который состоит из проса, ячменя, семечек. Нужно ежедневно менять
воду, чистить клетку и давать корм попугаю. Для презентации родители детей
сняли
небольшие
видеоролики
о
питомцах.
Дети
рассказали
о
своих
открытиях
и
показали
видеоролики,
что
вызвало
особый
интерес
у
слушателей.
Целью проекта «Почему собака кусается?» был поиск ответа на
данный вопрос В ходе проекта девочка выяснила, что большая часть собак не
кусается, несмотря на то, что зубы есть у всех. Есть специальные собаки-
охранники, их хозяева держат на цепи. Могут кусаться и бездомные собаки,
если на них нападают – это их способ защиты. А ещё могут кусаться больные
и
бешенные
собаки,
их
укусы
очень
опасны.
Во
время
защиты
была
представлена собранная информация и подготовлены памятки, на которых
были даны схематичные изображения, чего нельзя делать, если не хочешь,
чтобы тебя покусала собака.
Целью проекта «Автомобили» было изучение строения автомобиля.
Мальчики зарисовали схему, на которой показали, что у автомобиля есть
фары, капот, лобовое стекло, зеркало, багажник, двери, колёса, бампер. Также
ребята
рассказали,
что
у
любого
автомобиля
обязательно
есть
руль,
приборная панель, кузов, коробка передач, двигатель, ключ зажигания, ремни
безопасности.
Свою
копилку
дети
классифицировали
по
форме
кузова,
размерам, и функции. В результате работы над проектом мальчики узнали,
что по типу кузова автомобили бывают хетчбэк, седан, универсал, кабриолет,
купе,
минивен;
по
размерам
могут
быть
мини-автомобили,
компактные
автомобили, среднего класса, представительские, внедорожники; по функции
бывают
пикапы
–
для
перевозки
грузов,
для
перевозки
пассажиров,
служебные, спортивные. А марка автомобиля зависит от завода, на котором
данный
автомобиль
был
произведён.
На
презентации
этот
проект
было
интересно слушать как мальчикам, так и девочкам.
Целью
проекта
«Динозавры»
было
изучение
динозавров.
Дети
классифицировали
динозавров
по
следующим
признакам:
травоядные
–
хищные, а так же по среде обитания на тех, кто обитал в море, на суше и в
воздухе.
Чтобы
найти
нужную
информацию,
дети
пользовались
энциклопедиями для детей. Так они узнали, что к травоядным динозаврам
относились
гипсилофодоны,
брахиозавры,
хасмозавры,
игуанадоны,
сцелидозавры, эуплоцефалы и др. При работе с объединением по группам
мальчики пришли к выводу, что травоядные динозавры были либо большого
размера, либо имели средства для внешней защиты в виде рогов, шипов,
гребней
или
броню.
Хищные
динозавры,
такие
как
мегалозавры,
дилофозавры, тираннозавры, бариониксы, карнозавры и др. имели острые
зубы и передвигались очень быстро на двух лапах, хоть были и маленькими
по размеру. Всю собранную информацию дети наглядно представили на
макетах
во
время
презентации.
Потом
до
конца
учебного
года
игрушки
динозавров оставались в группе, и дети использовали их в своих сюжетно-
ролевых играх.
Целью проекта «Современные книги» было изучить виды книг, их
строение, материалы из которых книги изготавливаются. В копилку были
собраны натуральные объекты, таким образом, в ней была обычная книжка с
тонкой
обложкой,
книга
с
толстой
обложкой,
книги,
разные
по
размеру
(формату), книжка-малышка, книга-театр, книжка-раскладушка, музыкальная
книга,
книжка-игрушка
для
ванной,
книжка-подушка
для
малышей,
электронная книга. Сначала было определено общее для всех книг – это
наличие обложки и страниц (за исключением электронной), то есть строение
книги. После чего возник проблемный вопрос: чем же схожа электронная
книга с остальными, и выяснено – что у них общая основная функция –
получение информации. На презентации девочка не только рассказала о
каждой из собранных ею книг, а также представила книжку, изготовленную
своими руками. После защиты данного проекта у некоторых детей также
появилось желание сделать собственную книжку. В результате каждый из
ребят сделал книгу, некоторые даже несколько книг и в группе появилась
своя библиотека.
Целью последнего исследования было найти ответ на вопрос «Почему
деревья
спят?». Ребята собрали копилку деревьев как лиственных, так и
хвойных. Сопоставили их по внешнему виду в летний и зимний период,
отсюда
они
вышли
на
проблемный
вопрос:
почему
хвойные
деревья
не
сбрасывают иголки? В результате исследования они выяснили, что иголки это
тоже листья, но их поверхность гораздо меньше, они жёсткие и плотные, так
дерево защищает себя от замерзания. Лиственные деревья сбрасывают свои
листья и засыпают, то есть их рост на время холода прекращается – это их
способ
защиты
от
холода.
Свою
презентацию
ребята
провели
во
время
уличной
прогулки,
в
ходе
которой
наглядно
показали
остальным
детям
лиственные и хвойные деревья в зимний период.
Список использованной литературы
1.
Веракса, Н.Е.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие
для
педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса –
М. Мозаика-Синтез, 2014. - 112 с.
2.
Ермакова, Е.С.
Развитие
гибкости
мышления
детей:
Дошкольный
и
младший
школьный
возраст
:
учеб.-метод.
по собие [ Т е к с т ] /
Ермакова Е.С., Румянцев И.Б., Целищева И.И. – СПб. : Речь, 2007. – 208 с.
3.
Нестеренко, А.А.
Мастерская
знаний.
Проблемно-ориентированное
обучение
на
базе
ОТСМ-ТРИЗ.
Учебное
пособие.
[ Те кс т ] /
А.А.
Нестеренко. СПб: BOOKINFILE, 2013. - 603 с.