План - конспект открытого урока по живописи в 3-м классе на тему «Декоративный натюрморт».
Тип урока: занятие - знакомство с новой темой.
Цель: ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие: - обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы;
обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; -
развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные: -
воспитание
интереса
к
предмету;
-
развитие
аккуратности
в
работе;
-
формирование эстетического вкуса.
Характеристика воспитанников: 5 лет обучения (11-13лет)
Форма проведения: практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный: - беседа, объяснение.
Наглядный: - иллюстрации художников.
Практический: - выполнение практического задания.
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и
тарелка
с
клубникой»,
М.С.Сарьяна
«Осенние
цветы»,
И.
Э.
Грабаря
«Дельфиниум»
и
«Хризантемы»;В. Ван-Гог «Ваза с ирисами» .
Декоративные работы учеников изостудии.
Натурная постановка.
Образец педагогического рисунка.
Оборудование для учащихся: гуашь, лист (ф А-3), кисти, простой карандаш, ластик, вода, баночка
для воды, палитра.
Ход занятия:
Организационный момент: (5 мин.)
Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места
Педагог:
Ребята,
тема
нашего
урока
“Декоративный
натюрморт”.
Слово
“натюрморт”
вам
уже
знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Педагог: Кто ещё как считает?
Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.
Педагог:
Верно,
ребята!
Натюрморт
–
это
группа
неодушевлённых
предметов,
объединённых
в
единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры
случайных натюрмортов.
Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради,
карандашница, очки, журнал и т.д.).
Педагог: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно
бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.
Основной этап:
Педагог: Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.
“Декор”- в переводе с лат. означает – украшать.
Педагог: В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных
стилистических
направлений
стали
работать
в
этом
жанре
живописи.
Они
много
экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с
реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном
всего несколько цветов.
Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония
цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно
получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И
назовите мне ещё одно отличие.
Ребята:
Предметы
на
живописном
натюрморте
–
реалистичные,
а
на
декоративном
–
форма
различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их
форма упрощенная.
А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог:
Верно.
Ещё
одной
отличительной
особенностью
в
декоративном
натюрморте
является
фактура.
Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из
пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и
т.д.
Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт?
Ребята
дают
примерные
ответы
и
при
помощи
наглядного
материала
даются
современные
возможности применения декоративного натюрморта.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной
среды
чувство
цветовой
гармонии,
ритма,
количественной
и
качественной
соразмерности
цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности.
Педагог: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне,
пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ребята: Цвет, форма, фактура.
Педагог: Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к
созданию своего декоративного натюрморта.
Практическая часть:
Педагог: Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт гуашевыми красками. Для начала
мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов.
1.С начала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате
простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах.
Отталкиваясь
от
нашей
постановки
(натюрморта).
Подумайте,
как
вы
может
стилизовать
его.
Поиграйте с формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть
как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время для выполнения эскиза.
2.Теперь,
ребята,
вы
уже
определились,
что
будете
изображать.
Сейчас
необходимо
научиться
подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета,
будет ли она видна?
Ребята: Нет!
Педагог: А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята: Да!
Педагог:
Таким
образом,
если
вы
хотите,
чтобы
предмет
был
хорошо
виден,
то
подбираем
контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-
гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила
«от большого к частному». И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми
отношениями и элементами, украшающие предметы. На следующем занятии мы продолжим эту
тему.
Спасибо за урок, до свидания!