Автор: Бастина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2 компенсирующего вида
Населённый пункт: Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Мальвина в стране Звукоград» Звук (М) и буква М».Средняя группа
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи
«Мальвина в стране Звукоград»
звук (М) и буква М»
средняя группа
Коррекционно - образовательные цели:
- Выделение первого согласного в слове «Мальвина», характеристика звука {М} по
артикуляционным и акустическим признакам, обозначение звукам цветовым символом.
- Различение гласных и согласных звуков (игра: «Зажги фонарик»)
- Формирование навыка звукового анализа и синтеза {АМ, УМ, ОМ, ИМ; МА, МУ, МИ,
М}.
- Знакомство с буквой М.
Коррекционно- развивающие цели:
-
Развитие фонематического слуха, слухового внимания («Поймай звук»: звуковой,
слоговой ряд), «Третий лишний»
-Упражнение (развитие общей моторики, координации речи с движением).
Коррекционно- воспитательные цели:
- Воспитание желания красиво и правильно говорить, воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: набор картинок: мышка, молоко, машина, бумага, молоток, мак, лампа, мак;
символы гласных и согласных звуков, звуковая решетка.
Предварительная работа: рассматривание картинок со звуком (М), заучивание стихотворений,
выполнение заданий учителя – логопеда на данный звук
Ход занятия:
Дети (становятся в круг, читают стихотворение)
«Мы ладошку, к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть.
Чтобы добрыми, умными стать.
Улыбнитесь друг другу.
1.Оганизационный момент:
Педагог вносит в группу игрушку - куклу Мальвину.
Ребята, к нам пришла кукла Мальвина и приглашает нас в страну Звукоград.
Она приготовила для вас задания, которые вам понравятся, и вы сумеете их все выполнить.
Ребята, вы согласны отправится с Мальвиной в страну Звукоград?
Дети: Вокруг себя повернись в стране звуков окажись.
2. «Звукарик»
Сообщение темы занятия (выделение первого согласного в слове «Мальвина»:
Ребята, Мальвина просит вас сказать, с какого звука начинается её имя?
Дети: имя Мальвина начинается со звука (М).
- Ребята как вы думаете, а звук (М) он какой гласный или согласный?
- Характеристика звука (М) по артикуляционным и акустическим признакам.
Дети произносят звук (М) с разной силой голоса (громко, тихо)
Воспитатель: Какой звук вы произносили?
Давайте вместе с вами произнесем звук (М).
Какой он гласный или согласный?
Как вы определили, что он согласный?
Ответы детей. (Он не поется. Есть преграда.)
Воспитатель: Звуки, которые не поются, называются - согласные.
Давайте проверим «Ниточкой»
Что делает ниточка - рвется, значит, звук (М) какой?
Дети: согласный.
Воспитатель: Как думаете он звонкий или глухой?
Дети: он звонкий (положить руку на горлышко и произнести звук М, горлышко «дрожит»
Воспитатель: Звук М твердый или мягкий? (произносим слоги АМ, ОМ, ИМ, УМ – сжимаем
кулак, как он сжимается - твердо). Значит звук М какой?
Дети: Твердый.
Каким цветом мы обозначаем согласные, твердые звуки?
Дети: Синим.
Воспитатель: Давайте дадим характеристику звука М (Звук М – согласный, звонкий, твердый).
Кто может дать характеристику звука М.
Дети отвечают.
Игра «Поймай звук»
Хлопните в ладошки, когда услышите звук (М)
1) м - к –п –с –к- п- к – м – м - м – к
2) ам, оп, ум, им, ка, мо, ку, ми, му, ко, мы.
Игра «Найди картинку - слово на звук М» (выбрать только картинки со звуком (М)
На доске набор картинок: мухомор, мышка, молоко, машина, бумага, молоток, мак, лампа, мак,
дом, гном, комар.
Игра «Третий лишний» (Назовите слова, в которых нет звука (М)
Мышка, сапоги, дом.
Машина, кубик, мак.
Лампа, альбом, рыбка.
Посчитайка
Мальвина хочет знать, умеете ли вы звук (М) считать.
Я
буду
называть
звук
(М),
вы
выкладываете
столько
синих
кружков,
сколько
звуков
(М)
услышите. (М, МММ, М, ММ, МММ, М).
Наши пальчики устали.
Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
.
Игра: «Зажги фонарик»
Мы с вами знаем, что звуки бывают гласные и согласные. Давайте покажем Мальвине игру: я
вам буду звуки называть, а вы нужный кружок вверх поднимать.
Если звук гласный - вверх кружок - (красный), если согласный - ... (синий):
а, у, о, м, к, а, к, у, м, к
Игра «Живые звуки» (Формирование навыка звукового анализа и синтеза)
Давайте с вами мы играть.
Гласные звуки [а], [о], [у]
Будут песни напевать,
А согласный подпевать.
Воспитатель: повтори как я АМ
Дети: АМ.
Воспитатель: Сколько звуков я произнесла?
Дети: два
Воспитатель: Какой первый звук?
Дети: Звук [а].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [а] гласный.
Воспитатель: Каким кружком его обозначим?
Дети: Красным
Воспитатель: Какой второй звук?
Дети: Звук [М].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [М] согласный
Воспитатель: Каким кружком его обозначим?
Дети: Синим
Воспитатель: Вы составили схему слога АМ
Игра:
«Оживите
кружки»
(дети,
показывают,
звуковые
символы
произносят
–
АМ)
Аналогичная работа проводится со слогами МА.
Очень понравилось Мальвине, как вы составили схему слогов и просит выложить схему слова -
МАМА. (звуковая решетка, символы – кружки красные и синие)
Воспитатель:
Для
того,
чтобы
напечатать
и
читать
слова
обязательно
надо
знать,
как
обозначается звук (М) графически - это буква М. Давайте найдём эту букву в азбуке.
Дети находят букву и говорят: «Я нашёл букву М».
Воспитатель: Ребята, на что похоже буква М? (ответы детей)
Вот послушайте, интересное стихотворение про букву М
Через речку мост пролёг,
Перейти мне он помог.
Но случилась здесь беда:
Проломилася доска,
Видно, кто-то толстый шёл…
Ой! Я букву М нашёл.
………………………….
Палочка да палочка
А между ними галочка.
Предлагаю вам выложить букву из палочек, нарисовать в воздухе и на песке. А тереь мне нужны
двое ребят, котоые составят «живую» букву.
Составление обратных и прямых слогов «Плывёт лодлочка».
Чтение слоговой таблицы.
Воспитатель: Давайте выложим слово МАМА из букв.
Молодцы!
Дети: Вокруг себя повернись в детский сад вернись.
Итог занятия.
Воспитатель: Кто путешествовал с нами по стране Звукоград? (кукла Мальвина).
Ребята, вам понравилось путешествие с Мальвиной?
Вам было легко или сложно?
О каком звуке мы сегодня много узнали? (М).
Дайте пожалуйста характеристику звука (М).
Каким цветом его обозначаем? (синим).
Узнали как графически обозначаем звук (М) – буква М.
Мальвина хвалит детей.
Я для вас приготовил сюрприз – угощение. Но вы должны угадать, что у меня находится в
чудесном мешочке.
Что это? (мандарин)
Какой первый звук в слове мандарин?
Спасибо!