Напоминание

«Мальвина в стране Звукоград» Звук (М) и буква М».Средняя группа


Автор: Бастина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2 компенсирующего вида
Населённый пункт: Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Мальвина в стране Звукоград» Звук (М) и буква М».Средняя группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи

«Мальвина в стране Звукоград»

звук (М) и буква М»

средняя группа

Коррекционно - образовательные цели:

- Выделение первого согласного в слове «Мальвина», характеристика звука {М} по

артикуляционным и акустическим признакам, обозначение звукам цветовым символом.

- Различение гласных и согласных звуков (игра: «Зажги фонарик»)

- Формирование навыка звукового анализа и синтеза {АМ, УМ, ОМ, ИМ; МА, МУ, МИ,

М}.

- Знакомство с буквой М.

Коррекционно- развивающие цели:

-

Развитие фонематического слуха, слухового внимания («Поймай звук»: звуковой,

слоговой ряд), «Третий лишний»

-Упражнение (развитие общей моторики, координации речи с движением).

Коррекционно- воспитательные цели:

- Воспитание желания красиво и правильно говорить, воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: набор картинок: мышка, молоко, машина, бумага, молоток, мак, лампа, мак;

символы гласных и согласных звуков, звуковая решетка.

Предварительная работа: рассматривание картинок со звуком (М), заучивание стихотворений,

выполнение заданий учителя – логопеда на данный звук

Ход занятия:

Дети (становятся в круг, читают стихотворение)

«Мы ладошку, к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем петь, заниматься, играть.

Чтобы добрыми, умными стать.

Улыбнитесь друг другу.

1.Оганизационный момент:

Педагог вносит в группу игрушку - куклу Мальвину.

Ребята, к нам пришла кукла Мальвина и приглашает нас в страну Звукоград.

Она приготовила для вас задания, которые вам понравятся, и вы сумеете их все выполнить.

Ребята, вы согласны отправится с Мальвиной в страну Звукоград?

Дети: Вокруг себя повернись в стране звуков окажись.

2. «Звукарик»

Сообщение темы занятия (выделение первого согласного в слове «Мальвина»:

Ребята, Мальвина просит вас сказать, с какого звука начинается её имя?

Дети: имя Мальвина начинается со звука (М).

- Ребята как вы думаете, а звук (М) он какой гласный или согласный?

- Характеристика звука (М) по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети произносят звук (М) с разной силой голоса (громко, тихо)

Воспитатель: Какой звук вы произносили?

Давайте вместе с вами произнесем звук (М).

Какой он гласный или согласный?

Как вы определили, что он согласный?

Ответы детей. (Он не поется. Есть преграда.)

Воспитатель: Звуки, которые не поются, называются - согласные.

Давайте проверим «Ниточкой»

Что делает ниточка - рвется, значит, звук (М) какой?

Дети: согласный.

Воспитатель: Как думаете он звонкий или глухой?

Дети: он звонкий (положить руку на горлышко и произнести звук М, горлышко «дрожит»

Воспитатель: Звук М твердый или мягкий? (произносим слоги АМ, ОМ, ИМ, УМ – сжимаем

кулак, как он сжимается - твердо). Значит звук М какой?

Дети: Твердый.

Каким цветом мы обозначаем согласные, твердые звуки?

Дети: Синим.

Воспитатель: Давайте дадим характеристику звука М (Звук М – согласный, звонкий, твердый).

Кто может дать характеристику звука М.

Дети отвечают.

Игра «Поймай звук»

Хлопните в ладошки, когда услышите звук (М)

1) м - к –п –с –к- п- к – м – м - м – к

2) ам, оп, ум, им, ка, мо, ку, ми, му, ко, мы.

Игра «Найди картинку - слово на звук М» (выбрать только картинки со звуком (М)

На доске набор картинок: мухомор, мышка, молоко, машина, бумага, молоток, мак, лампа, мак,

дом, гном, комар.

Игра «Третий лишний» (Назовите слова, в которых нет звука (М)

Мышка, сапоги, дом.

Машина, кубик, мак.

Лампа, альбом, рыбка.

Посчитайка

Мальвина хочет знать, умеете ли вы звук (М) считать.

Я

буду

называть

звук

(М),

вы

выкладываете

столько

синих

кружков,

сколько

звуков

(М)

услышите. (М, МММ, М, ММ, МММ, М).

Наши пальчики устали.

Физминутка:

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

.

Игра: «Зажги фонарик»

Мы с вами знаем, что звуки бывают гласные и согласные. Давайте покажем Мальвине игру: я

вам буду звуки называть, а вы нужный кружок вверх поднимать.

Если звук гласный - вверх кружок - (красный), если согласный - ... (синий):

а, у, о, м, к, а, к, у, м, к

Игра «Живые звуки» (Формирование навыка звукового анализа и синтеза)

Давайте с вами мы играть.

Гласные звуки [а], [о], [у]

Будут песни напевать,

А согласный подпевать.

Воспитатель: повтори как я АМ

Дети: АМ.

Воспитатель: Сколько звуков я произнесла?

Дети: два

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: Звук [а].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [а] гласный.

Воспитатель: Каким кружком его обозначим?

Дети: Красным

Воспитатель: Какой второй звук?

Дети: Звук [М].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [М] согласный

Воспитатель: Каким кружком его обозначим?

Дети: Синим

Воспитатель: Вы составили схему слога АМ

Игра:

«Оживите

кружки»

(дети,

показывают,

звуковые

символы

произносят

АМ)

Аналогичная работа проводится со слогами МА.

Очень понравилось Мальвине, как вы составили схему слогов и просит выложить схему слова -

МАМА. (звуковая решетка, символы – кружки красные и синие)

Воспитатель:

Для

того,

чтобы

напечатать

и

читать

слова

обязательно

надо

знать,

как

обозначается звук (М) графически - это буква М. Давайте найдём эту букву в азбуке.

Дети находят букву и говорят: «Я нашёл букву М».

Воспитатель: Ребята, на что похоже буква М? (ответы детей)

Вот послушайте, интересное стихотворение про букву М

Через речку мост пролёг,

Перейти мне он помог.

Но случилась здесь беда:

Проломилася доска,

Видно, кто-то толстый шёл…

Ой! Я букву М нашёл.

………………………….

Палочка да палочка

А между ними галочка.

Предлагаю вам выложить букву из палочек, нарисовать в воздухе и на песке. А тереь мне нужны

двое ребят, котоые составят «живую» букву.

Составление обратных и прямых слогов «Плывёт лодлочка».

Чтение слоговой таблицы.

Воспитатель: Давайте выложим слово МАМА из букв.

Молодцы!

Дети: Вокруг себя повернись в детский сад вернись.

Итог занятия.

Воспитатель: Кто путешествовал с нами по стране Звукоград? (кукла Мальвина).

Ребята, вам понравилось путешествие с Мальвиной?

Вам было легко или сложно?

О каком звуке мы сегодня много узнали? (М).

Дайте пожалуйста характеристику звука (М).

Каким цветом его обозначаем? (синим).

Узнали как графически обозначаем звук (М) – буква М.

Мальвина хвалит детей.

Я для вас приготовил сюрприз – угощение. Но вы должны угадать, что у меня находится в

чудесном мешочке.

Что это? (мандарин)

Какой первый звук в слове мандарин?

Спасибо!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!