Автор: Абрамова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБУ
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской обл.
Наименование материала: Открытый урок по технологии РКМЧП
Тема: Сложение и вычитание одночленов.
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока алгебры
в 7 классе по теме «Сложение и вычитание одночленов»
Класс: 7
Учитель: Абрамова Т.А.
Дата проведения: 18.02.2012
Количество учащихся: 25
Место урока в системе уроков: второй урок изучения темы «Одночлены. Ариф-
метические операции над ними»
Тип урока: сообщение новых знаний
Образовательная технология: Развитие критического мышления через чтение и
письмо
Прием: «Бортовой журнал»
1
Цели урока:
1. Формирование у школьников знаний по теме «Одночлены. Арифметические
операции над ними», умений выполнять операции сложения и вычитания над
одночленами в стандартом виде.
2. Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: выделение главного,
установление взаимосвязей и закономерностей, обобщение.
3. Воспитание чувства личной ответственности в коллективном взаимодействии.
Оборудование: раздаточный материал: «бортовые журналы», рабочие тексты.
Оформление доски:
- структура «Бортового журнала» (приложение 1),
- ключевые слова: произведение, буквы, коэффициент,
стандартный вид, сложение, вычитание.
- критерии оценивания (приложение 2),
- домашнее задание.
Структура урока:
Этап урока
время
1 .
С т а д и я
в ы з о в а .
Мотивационная установка урока.
10 минут
2. Стадия осмысления.
Работа с текстом.
21 минута
2
3. Стадия рефлексии.
7 минут
4. Подведение итогов.
2 минуты
Ход занятия:
1. Мотивационная установка урока. Стадия вызова.
Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на ключевые слова и просит,
опираясь на них, сформулировать «ключевые понятия», «формулы», уже извест-
ные ученикам.
Ученики работают индивидуально – 2 мин; группой (по 5 человек) – 3 мин; вы-
ступают (один представляет работу группы, другой фиксирует материал на дос-
ке) – 2 мин
Примерная запись на доске:
Ключевые понятия: Формулы, примеры:
1.
Одночлен 1. 2авс
2
; 3ав*
2
/
3
а
2
2.
Числовой множитель – 2. 2 – числовой коэффицициент
коэффициент
3.
Стандартный вид 3. 3ав*
2
/
3
а
2
с=2а
3
вс
одночлена
4. Как «+» или «-» одночлены 4. ?
В результате работы с ключевыми словами учащиеся самостоятельно форму-
лируют проблемный вопрос: «Как складывать и вычитать одночлены?» и
формулируют цель урока: «Научиться складывать и вычитать одночлены»Учи-
тель: ответить на этот вопрос нам поможет учебный текст (прило-
жение 2.)
3
2. Работа с текстом. Стадия осмысления.
Учитель: работать с текстом мы будем по частям (текст разбит на 3 смысло-
вые части).
Каждый ученик самостоятельно читает 1 часть текста и заполняет «бортовой
журнал» (3 мин), потом идет обсуждение в группах и обобщение наработан-
ного материала (2 мин.). Следующий этап – презентация работы.
Аналогично прорабатываются 2 и 3 части текста.
Примерная запись в «бортовых журналах»:
1 часть.
1.
Рассматриваем одночлены в стандартном виде
2.
Подобные одночлены (одинаковая буквенная часть)
2а и 5а, 3ав
2
с и
2
/
7
ав
2
с; х
3
и 5х
3
3.
Коэффициенты могут быть разными и одинаковыми (2а 3а)
4.
Приведение подобных слагаемых по распределительному закону
2а+3а=5а
2 часть
1.
Метод введения новой переменной 5а
2
в+23а
2
в=5с+23с=28с=28а
2
в
а
2
в=с – новая переменная
Приведение подобных слагаемых
Возвращаемся к замене
2.
Алгоритм сложения одночленов
Привести к единому виду
Убедиться, что они подобны
Найти сумму коэффициентов и умножить на одинаковый мно-
житель
4
3 часть
1.
Представление в виде суммы различным способом
27ав
2
=3ав
2
+27ав
2
=20ав
2
+7ав
2
Многочлен: сумма на подобные одночлены
3. Стадия рефлексии.
По итогам работы учащиеся формулируют вывод.
Примерный вывод: мы научились складывать и вычитать одночлены в
стандартном виде по правилу: складываем числовые коэффициенты, полу-
ченный результат умножаем на общий буквенный множитель.
В результате полного анализа текста у детей появляются новые вопросы, кото-
рые они фиксируют в соответствующем разделе «бортового журнала». Пример-
ные оставшиеся вопросы:
Какие операции можно выполнить с многочленами?
Как складывать и вычитать неподобные одночлены?
Что такое многочлен?
По окончании работы учитель предлагает ученикам в группе оценить работу
каждого по следующим критериям.
Критерии оценок:
1.
Полнота отображения основных понятий (1 – 3б)
2.
Участие в групповой дискуссии (1 – 3б)
3.
Ценные идеи (1 – 3б)
4.
Схема сообщений (1 -3б)
5
Норма оценок:
10 – 12б - «5»
7 – 9б - «4»
4 – 6б - «3»
Свои оценки школьники заносят в «бортовой журнал».
3.Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 21
Приложение № 1
6
Бортовой журнал
Фамилия Имя: ______________
Дата:___________________
Тема: ___________________
Цель:____________________
Ключевые понятия:
Формулы, примеры:
Связь, которую я могу установить:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________
Вывод:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
7
Оставшиеся вопросы:
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Критерии оценки:
1.
Полнота отображения основных понятий (1-3 балла):
2.
Участие в групповой дискуссии (1-3 балла):
3.
Ценные идеи (1-3 балла):
4.
Схема сообщений (1-3 балла):
Всего:
10-12 баллов – «5»;
7-9 баллов – «4»;
4-6 баллов «3».
Моя оценка: ________
8
Приложение № 2
Сложение и вычитание одночленов.
I
часть.
В этой главе мы изучаем новые для вас математические объекты — одно-
члены. Образно говоря, если для математического языка числа, переменные и
степени переменных являются буквами, то одночлены — слогами. Когда в дет-
стве вы учились читать, то сначала изучали буквы, затем читали слоги и только
потом целиком произносили написанное слово; буквы, слоги, слова, предложе-
ния — этапы изучения языка. И тут уже не важно, нравятся нам одночлены как
самостоятельный объект изучения или нет, ничего не поделаешь — без уверен-
ного владения ими нам не обойтись, если мы хотим свободно владеть матема-
тическим языком. В §20 мы ввели понятия одночлена, стандартного вида одно-
члена. Значит, надо научиться работать с одночленами, например, выполнять
над ними арифметические операции. При этом сразу договоримся, что будем
рассматривать только одночлены, записанные в стандартном виде.
Определение: Два одночлена, состоящие из одних и тех же переменных,
каждая из которых входит в оба одночлена в одинаковых степенях (т.е. с равны-
ми показателями степеней), называют подобными одночленами.
Примеры подобных одночленов:
n
n
x
x
c
ab
c
ab
a
a
5
è
,
7
2
è
3
,
5
è
2
2
2
Как видите, подобные одночлены отличаются друг от друга только коэффи-
циентами (впрочем, и коэффициенты могут быть равны, например 7ab и 7ab —
подобные одночлены).
А вот примеры неподобных одночленов:
b
a
a
2
2
2
2
a
6
è
b
a
3
,
7y
è
x
2
,
3
è
5
Слово «подобные» имеет примерно тот же смысл, что в обыденной речи
слово «похожие». Согласитесь, что одночлены
b
a
2
5
и
b
a
2
23
похожи друг на
друга (подобные одночлены), тогда как одночлены
b
a
2
5
и
3
3
23
c
ab
непохожи
друг на друга (неподобные одночлены).
9
II часть
Рассмотрим сумму двух подобных одночленов:
b
a
b
a
2
2
23
5
. Воспользуем-
ся методом введения новой переменной: положим
c
b
a
2
. Тогда сумму
b
a
b
a
2
2
23
5
можно переписать в виде
c
c
23
5
. Эта сумма равна
c
28
. Итак,
b
a
b
a
b
a
2
2
2
28
23
5
.
В чем смысл этого (и других подобных ему) преобразований? Смысл в том,
что равенство
b
a
b
a
b
a
2
2
2
28
23
5
является верным при подстановке любых зна-
чений переменных.
Нам удалось сложить подобные одночлены; оказалось, что это очень про-
сто: достаточно сложить их коэффициенты, а буквенную часть оставить неизмен-
ной. Так же обстоит дело и с вычитанием подобных одночленов.
Например:
3
3
3
3
2
)
9
7
(
9
7
abc
abc
abc
abc
А как быть, если одночлены неподобные: можно ли их складывать, вычи-
тать? Увы, пока нельзя! Мы вернемся к этому вопросу позднее, в главе 6.
Сейчас мы сформулируем алгоритм сложения и вычитания одночленов
(впрочем, обычно оставляют только термин «сложение», а знак минус относят к
коэффициенту).
Алгоритм сложения одночленов
1. Привести все одночлены к стандартному виду.
2. Убедиться, что все одночлены подобны; если же они
неподобны, то алгоритм далее не применяется.
5. Найти сумму коэффициентов подобных одночленов. 4.
Записать ответ: одночлен, подобный данным, с коэффи-
циентом, полученным на третьем шаге.
Пример 1: Упростить выражение:
)
5
.
0
(
2
3
5
.
0
7
2
2
a
a
b
ba
a
b
a
Решение: Речь идет о сложении одночленов, значит, будем действовать в соот-
ветствии с алгоритмом.
10
1) Первый одночлен уже имеет стандартный вид. Для второго одночлена имеем:
b
a
b
a
a
ba
a
2
5
.
3
)
(
)
5
.
0
7
(
5
.
0
7
– это стандартный вид.
Приведем к стандартному виду третий одночлен:
b
a
b
a
a
a
a
b
2
3
)
(
)
5
.
0
(
2
3
)
5
.
0
(
2
3
2) Получили три одночлена:
b
a
b
a
b
a
2
2
2
3
,
5
,
3
,
2
. Они подобны, поэтому с ними
можно производить дальнейшие действия, т. е. переходить к третьему шагу ал-
горитма.
3) Найдем сумму коэффициентов трех полученных одночленов:
.
5
,
4
3
5
,
3
2
4) Запишем ответ:
b
a
2
5
,
4
.
Пример 2: Представить одночлен
2
27ab
в виде суммы одночленов.
Решение: Здесь, в отличие от рассмотренных ранее примеров, решение не
единственное решение. Можно написать:
2
2
2
7
20
27
ab
ab
ab
, и это будет верно. Можно написать:
2
2
2
12
15
27
ab
ab
ab
, что также будет верно. Можно написать так:
2
2
2
26
27
ab
ab
ab
и даже так:
2
2
2
73
100
27
ab
ab
ab
.
Можно указать еще ряд решений. Главное, чтобы сумма коэффициентов склады-
ваемых подобных одночленов была равна 27.
Кстати, не обязательно составлять сумму двух одночленов (в условии ведь это не
оговорено). Значит, можно предложить, например, такое решение:
2
2
2
2
3
4
20
27
ab
ab
ab
ab
.
Или такое:
2
2
2
2
2
5
22
8
2
27
ab
ab
ab
ab
ab
.
Попробуйте сами придумать еще несколько решений примера 2.
III часть.
11
Мы заканчиваем изучение темы «Сложение и вычитание одночленов». Но
вы, наверное, ощущаете какую-то недоговоренность. Мало ли с какими одно-
членами нам придется иметь дело в дальнейшем, а вдруг среди них будут не-
подобные? Что делать, если, составляя математическую модель реальной ситуа-
ции, мы пришли к выражению, представляющему собой сумму неподобных од-
ночленов, например
b
a
ab
5
3
2
? Математики нашли выход из положения: та-
кую сумму назвали многочленом, т.е. ввели новое понятие, и научились произ-
водить операции над многочленами. Но об этом речь впереди, в главе 6.
В заключение настоящего параграфа рассмотрим конкретную задачу, в про-
цессе решения которой приходится складывать одночлены. Это лишний раз убе-
дит вас в том, что в математике просто так ничего не изучается: все, что в ней на-
работано, применяется в жизни.
Пример 3: Турист шел 2 ч пешком из пункта A в пункт B, затем в B он сел на ка-
тер, скорость которого в 4 раза больше скорости туриста-пешехода, и ехал на ка-
тере 1,5 ч до пункта C. В C он сел на автобус, скорость которого в 2 раза больше
скорости катера, и ехал на нем 2 ч до пункта D. С какой скоростью ехал турист на
автобусе, если известно, что весь его путь от A до Б составил 120 км?
Решение:
Первый этап. Составление математической модели.
Пусть x км/ч – скорость пешехода. За 2 ч он пройдет 2x км.
Из условия следует, что скорость катера 4х км/ч. За 1,5 ч катер пройдет путь 4x *
1,5 км, т. е. 6x км.
Из условия следует, что скорость автобуса равна 2 * 4x км/ч, т. е. 8х км/ч. За 2 ч
автобус проедет 8х* 2 км, т. е. 16х км.
Весь путь от A до B равен 2х + 6х – 16x, что составляет, по условию, 120 км. Таким
образом,
2x + 6x – 16x = 120 км.
Это — математическая модель задачи.
12
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Сложив одночлены 2х, 6х, 16х, получим 24х. Значит, 24х = 120, откуда находим: x =
5.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
За x мы приняли скорость пешехода, она равна 5 км/ч. Скорость катера в 4 раза
больше, т. е. 20 км/ч, а скорость автобуса еще в 2 раза больше, т. е. 40 км/ч.
Ответ: скорость автобуса 40 км/ч.
13