Автор: Габидулина Нина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г.Менделеевск, Менделеевский р-он РТ
Наименование материала: статья
Тема: Ансамблевая игра - неотъемлимая часть учебного процесса ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Габидулина Нина Викторовна
МБУДО»Детская школа искусств» г.Менделеевск
Ансамблевая игра - неотъемлемая часть учебного процесса в Детской
школе искусств.
Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых
доступных
форм
ознакомления
учащихся
с
миром
музыки.
Творческая
атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном
процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней
обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик
становится
активным
участником
ансамбля,
независимо
от
уровня
его
способностей
в
данный
момент,
что
способствует
психологической
раскованности,
свободе,
дружелюбной
атмосфере
в
группе,
повышению
коммуникабельности
учащихся.
Умелое
педагогическое
руководство,
рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание
специфики
ансамблевой
игры.
Само
слово
«ансамбль»
в
переводе
с
французского означает «единство». Совместная игра отличается от сольной
прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются
плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двоих исполнителей.
Основы
техники
музыканта
-
ансамблиста
предопределены
уже
самим
названием
жанра
и
заключаются
в
умении
играть
вместе.
Технически
грамотное
ансамблевое
исполнение
подразумевает
в
первую
очередь:
синхронное
звучание
всех
партий,
единство
темпа
и
р и т м а ,
уравновешенность
в
силе
звучания
всех
партий,
единство
динамики,
согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.
Большое
взаимопонимание
и
тренировка
требуются
для
достижения
синхронности
звучания,
что
является
одним
из
основополагающих
технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого
звучания
понимается
совпадение
с
предельной
точностью
мельчайших
длительностей
(звуков
или
пауз)
у
всех
исполнителей.
Синхронность
является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и
чувствования
партнерами
темпа
и
ритмического
пульса.
Исполнителям
нужно
вместе
взять
и
вместе
снять
звук,
или
перейти
к
следующему,
выдержать паузу и т.д. Темп - единство «чувствования темпа» особенно
сказывается
в
паузах
и
при
длительно
выдержанных
звуках.
Музыкант
должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать
выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый
простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное
напряжение и боязнь пропустить момент вступления - знать звучащую у
партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным
ожиданием и заполняется живым звуком. В ансамблевой игре важны не
только
синхронность
и
ровность
движения,
согласованность
и
ровность
динамики, но и тождественность приемов звукоизвлечения. С первых же
тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной согласованности
в приемах звукоизвлечения. Большого внимания требует тщательная работа
над
штрихами,
в
процессе
которой
происходит
уточнение
музыкальной
мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения .Выбор штрихов
не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, т.к. штрихи
в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий может
быть
определена
художественная
целесообразность
и
убедительность
решения
любого
штрихового
вопроса.
Выбор
приемов
звукоизвлечения
связан
со
стилевыми
особенностями
исполняемого
произведения,
с
музыкальным
содержанием
и
его
истолкованием
ансамблистами,
с
характером исполняемой музыки. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся,
наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают
приемами
и
способами
работы
над
разными
видами
совместного
исполнительства:
фортепианный
дуэт,
аккомпанемент,
концерт.
Игра
в
ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей.
Приобретенные
за
годы
учебы
навыки
и
умения
совместной
игры
совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся;
формируют
их
музыкально-эстетический
вкус
на
высокохудожественных
произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат
воспринимать музыку осознанно. Ансамблевая игра является неотъемлемой
частью
учебного
процесса
в
ДШИ,
делает
его
более
интересным
и
увлекательным,
помогая
учащимся
приобрести
важные,
разнообразные
и
полезные умения и навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:
Музыка,
1978.
2.
Вопросы
музыкальной
педагогики
–
сборник
статей
под
ред.
В.Натансона. М.: Музыка, 1971.
3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.