Напоминание

Ансамблевая игра - неотъемлимая часть учебного процесса ДШИ


Автор: Габидулина Нина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г.Менделеевск, Менделеевский р-он РТ
Наименование материала: статья
Тема: Ансамблевая игра - неотъемлимая часть учебного процесса ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Габидулина Нина Викторовна

МБУДО»Детская школа искусств» г.Менделеевск

Ансамблевая игра - неотъемлемая часть учебного процесса в Детской

школе искусств.

Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых

доступных

форм

ознакомления

учащихся

с

миром

музыки.

Творческая

атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном

процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней

обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик

становится

активным

участником

ансамбля,

независимо

от

уровня

его

способностей

в

данный

момент,

что

способствует

психологической

раскованности,

свободе,

дружелюбной

атмосфере

в

группе,

повышению

коммуникабельности

учащихся.

Умелое

педагогическое

руководство,

рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание

специфики

ансамблевой

игры.

Само

слово

«ансамбль»

в

переводе

с

французского означает «единство». Совместная игра отличается от сольной

прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются

плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двоих исполнителей.

Основы

техники

музыканта

-

ансамблиста

предопределены

уже

самим

названием

жанра

и

заключаются

в

умении

играть

вместе.

Технически

грамотное

ансамблевое

исполнение

подразумевает

в

первую

очередь:

синхронное

звучание

всех

партий,

единство

темпа

и

р и т м а ,

уравновешенность

в

силе

звучания

всех

партий,

единство

динамики,

согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.

Большое

взаимопонимание

и

тренировка

требуются

для

достижения

синхронности

звучания,

что

является

одним

из

основополагающих

технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого

звучания

понимается

совпадение

с

предельной

точностью

мельчайших

длительностей

(звуков

или

пауз)

у

всех

исполнителей.

Синхронность

является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и

чувствования

партнерами

темпа

и

ритмического

пульса.

Исполнителям

нужно

вместе

взять

и

вместе

снять

звук,

или

перейти

к

следующему,

выдержать паузу и т.д. Темп - единство «чувствования темпа» особенно

сказывается

в

паузах

и

при

длительно

выдержанных

звуках.

Музыкант

должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать

выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый

простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное

напряжение и боязнь пропустить момент вступления - знать звучащую у

партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным

ожиданием и заполняется живым звуком. В ансамблевой игре важны не

только

синхронность

и

ровность

движения,

согласованность

и

ровность

динамики, но и тождественность приемов звукоизвлечения. С первых же

тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной согласованности

в приемах звукоизвлечения. Большого внимания требует тщательная работа

над

штрихами,

в

процессе

которой

происходит

уточнение

музыкальной

мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения .Выбор штрихов

не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, т.к. штрихи

в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий может

быть

определена

художественная

целесообразность

и

убедительность

решения

любого

штрихового

вопроса.

Выбор

приемов

звукоизвлечения

связан

со

стилевыми

особенностями

исполняемого

произведения,

с

музыкальным

содержанием

и

его

истолкованием

ансамблистами,

с

характером исполняемой музыки. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся,

наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают

приемами

и

способами

работы

над

разными

видами

совместного

исполнительства:

фортепианный

дуэт,

аккомпанемент,

концерт.

Игра

в

ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей.

Приобретенные

за

годы

учебы

навыки

и

умения

совместной

игры

совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся;

формируют

их

музыкально-эстетический

вкус

на

высокохудожественных

произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат

воспринимать музыку осознанно. Ансамблевая игра является неотъемлемой

частью

учебного

процесса

в

ДШИ,

делает

его

более

интересным

и

увлекательным,

помогая

учащимся

приобрести

важные,

разнообразные

и

полезные умения и навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:

Музыка,

1978.

2.

Вопросы

музыкальной

педагогики

сборник

статей

под

ред.

В.Натансона. М.: Музыка, 1971.

3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!