Автор: Мищенко Екатерина Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГКОУ КШИ №1 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: "Адаптация к условиям обучения в средней школе" Раздел: среднее образование
Адаптация к условиям обучения в средней школе
Адаптационный период совпадает с начальным этапом полового созревания. С одной
стороны повышаются требования, темп и объем работы, а с другой стороны возрастные
изменения, которым сопутствуют изменения в познавательной деятельности (замедляется темп их
деятельности, на выполнение работы требуется больше времени, теоретическое мышление
находится на начальном этапе развития, чаще отвлекаются, ломаются привычки, стереотипы).
Поэтому в этот период очень важны поддержка и внимание со стороны учителя. Меняется
социальное окружение – смена учителей, окружающей обстановки, старшие классы, много
кабинетов, непривычное расписание уроков. Поскольку нет постоянно классного руководителя,
необходимо вводить ребенку самоконтроль, что не всем удается. В этот период они могут быть
невнимательны, забывать учебные принадлежности, терять вещи. В сфере межличностного
общения происходит выявление своей полуролевой позиции (деление на мальчиков и девочек, у
каждого свои интересы). Однако, если у ребенка утомленный вид, постоянно жалуется на плохое
самочувствие, не желает выполнять задания на уроках и дома, негативно отзывается в адрес
школы, учителей, одноклассников, значит, ребенку нужна помощь – это первые признаки
дезадаптации. Насколько успешно пройдет адаптационный период зависит от всех: и от учителей,
и от администрации школы, и от родителей. И наша задача помочь им его пройти с наименьшими
потерями, поддержать своим участием, заинтересованностью, вниманием.
Рекомендации для успешной адаптации
1. Познакомиться с детьми и родителями. На первом родительском собрании познакомить
родителей с требованиями в школе. На классном часе ознакомить детей с требованиями.
2. Равномерное распределение учебной нагрузки, домашних заданий.
3. Согласованность требований учителей. Должны быть единые требования к оценке.
Ознакомить, по каким критериям выставляются оценки.
4. Создавать на уроке ситуацию успеха, хвалить за успехи, поддерживая тем самым самооценку.
5. Нельзя часто подчеркивать успехи одних и неуспехи других.
6. Нельзя противопоставлять ребят другу и сравнивать их между собой. Сравнивать успехи или
неудачи можно только относительно самого ребенка (самого с собой).
7. Осуждать можно только поступки и действия ребенка, а не его личностные качества.
8. Узнать о состоянии здоровья детей (особенности) у медработника школы.
9. Для поддержания работоспособности использовать смену деятельности с одного вида на
другой.
10. На уроках обязательно должны быть паузы между разными видами деятельности.
11. Необходимо работать в «зоне ближайшего развития» (оказывать помощь, когда ребенок не
может самостоятельно справиться). Открытая помощь должна переходить в косвенную.
12. Правильно создавать учебную мотивацию.
13. Подчеркивать важность и первостепенность знаний. Оценка - результат деятельности, а не
уровень знаний ребенка. Не использовать как манипуляцию.
14. Особое внимание уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения
использовать их для лучшего понимания материала.
15. Умеренно пользоваться своей властью, не нарушайте границы ребенка.
16. Учительская власть может проявляться: в поощрениях и наказаниях, трансляции норм и
правил, в личном авторитете учителя, компетентности.
17. Юмор – никогда не бывает лишним!