Автор: Габидулина Нина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г.Менделеевск, Менделеевский р-он РТ
Наименование материала: статья
Тема: Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Габидулина Нина Викторовна
МБУДО»Детская школа искусств» г.Менделеевск
«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в Детской школе
искусств».
Учебный предмет «Общее фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,
умений,
и
навыков
игры
на
фортепиано,
получение
ими
художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
обучающегося,
расширяет
представления
об
исполнительском
искусстве,
формирует
специальные
исполнительские
умения
и
навыки.
Последовательное
освоение курса общего фортепиано является практической основой для успешного
освоения курса музыкально-теоретических дисциплин – сольфеджио, музыкальной
литературы,
а
для
будущих
профессионалов
в
дальнейшем
–
теории
музыки,
гармонии
и
полифонии.
Важнейшим
фактором,
способствующим
успешному
развитию музыкально-исполнительских данных обучающихся является правильная
организация
учебного
процесса,
планирование
учебной
работы
и
глубоко
продуманный выбор репертуара. Одной из основных форм планирования занятий в
классе
общего
фортепиано
является
составление
индивидуальных
планов
для
каждого
ученика
(с
учетом
его
возможностей)
на
каждое
полугодие.
В
индивидуальный
план
включаются
разнохарактерные
по
форме
и
содержанию
произведения русской, зарубежной классической и зарубежной музыки. Занятия по
классу фортепиано должны дать обучающимся навыки игры на фортепиано, чтения
с
листа,
игры
в
ансамбле
и
аккомпанементе
в
объеме,
необходимом
для
музыкально-художественного развития.
Фортепиано
является
базовым инструментом
для
изучения
теоретических
предметов,
поэтому
для
успешного обучения
в
детской
школе
искусств
обучающимся,необходим
курс
ознакомления
с этим
инструментом. Многие
учащиеся,например скрипачи и домристы, сталкиваются с трудностями при чтении
нот, так как на уроках специальности они знакомятся с записью и игрой нот только
в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что
первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовых ключах, зачастую
вызывает у детей своеобразный процесс «торможения»,в результате которого они
временно теряют способность гладкого чтения текста даже в хорошо знакомом им
скрипичном ключе. Для преодоления этой трудности можно на начальной стадии
обучения ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить
его освоение и в дальнейшем «выровнит» чтение нот в обоих ключах. Ощутить
фортепианную клавиатуру во всей ее обьемности непривычно для народников и
скрипачей, поэтому лучше на начальной стадии обучения начать использовать
гаммовый комплекс. Одна из важных форм работы - игра в ансамбле, которая
мобилизирует творческую волю учащегося , побуждает играть ритмично и в одном
определенном темпе и характере. Главная цель игры в ансамбле- дать возможность
детям
сразу
ощутить
свою
сопричастность
к
исполнению
музыкального
произведения. Педагог берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику
доступный
для
него
минимум.
Активизации
творческого
интереса
и
роста
учащихся
также
способствует
целенаправленный
подбор
репертуара.
Пьесы
должны быть понятны, доступны, способствовать как формированию ансамблевых
навыков,
так
и
развитию
творческого
воображения..К
подбору
репертуара
для
ребенка
надо
подходить
строго
индивидуально,
учитывая
в
первую
очередь
возрастные
особенности
и
физические
данные.
С
усложнением
репертуара
появляется
необходимость
включать
в
процесс
разбора
специальную
работу
ученика над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей.
При
этом
большое
внимание
должно
быть
уделено
вопросам
аппликатуры.
Аккуратное выполнение учащимися обозначенной в тексте аппликатуры может
удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться
свободно
ориентироваться
в
аппликатуре,
сознавая
ее
роль
в
раскрытии
выразительности произведения. Работа над звуком должна тесно увязываться с
развитием слуховых способностей ученика. Особое место в работе над сочинением
следует уделить штрихам. Они должны выполнять художественную и техническую
сущность, где первое занимает главное значение. В дальнейшем устанавливается
смысловое отношение фраз, выявляется главная кульминация – учащийся учится
представлять
исполнительский
план
произведения
в
целом,
линию
развития
и
какие выразительные детали в том или ином разделе являются главными. Вся
работа на занятиях по общему инструменту направлена также на удачное и яркое
выступление,
глубоко
продуманное
и
важное
для
самого
обучающегося
.Воспитание
исполнительских
навыков
игры
на
фортепиано,
игра
в
ансамбле,
чтение
нот
с
листа,
аккомпанемент
в
классе
общего
фортепиано
служат
подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным
материалом.
В
свете
этих
задач
преподавание
данного
курса
имеет
большое
значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.