Напоминание

Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ


Автор: Габидулина Нина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г.Менделеевск, Менделеевский р-он РТ
Наименование материала: статья
Тема: Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Габидулина Нина Викторовна

МБУДО»Детская школа искусств» г.Менделеевск

«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в Детской школе

искусств».

Учебный предмет «Общее фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,

умений,

и

навыков

игры

на

фортепиано,

получение

ими

художественного

образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие

обучающегося,

расширяет

представления

об

исполнительском

искусстве,

формирует

специальные

исполнительские

умения

и

навыки.

Последовательное

освоение курса общего фортепиано является практической основой для успешного

освоения курса музыкально-теоретических дисциплин – сольфеджио, музыкальной

литературы,

а

для

будущих

профессионалов

в

дальнейшем

теории

музыки,

гармонии

и

полифонии.

Важнейшим

фактором,

способствующим

успешному

развитию музыкально-исполнительских данных обучающихся является правильная

организация

учебного

процесса,

планирование

учебной

работы

и

глубоко

продуманный выбор репертуара. Одной из основных форм планирования занятий в

классе

общего

фортепиано

является

составление

индивидуальных

планов

для

каждого

ученика

учетом

его

возможностей)

на

каждое

полугодие.

В

индивидуальный

план

включаются

разнохарактерные

по

форме

и

содержанию

произведения русской, зарубежной классической и зарубежной музыки. Занятия по

классу фортепиано должны дать обучающимся навыки игры на фортепиано, чтения

с

листа,

игры

в

ансамбле

и

аккомпанементе

в

объеме,

необходимом

для

музыкально-художественного развития.

Фортепиано

является

базовым инструментом

для

изучения

теоретических

предметов,

поэтому

для

успешного обучения

в

детской

школе

искусств

обучающимся,необходим

курс

ознакомления

с этим

инструментом. Многие

учащиеся,например скрипачи и домристы, сталкиваются с трудностями при чтении

нот, так как на уроках специальности они знакомятся с записью и игрой нот только

в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что

первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовых ключах, зачастую

вызывает у детей своеобразный процесс «торможения»,в результате которого они

временно теряют способность гладкого чтения текста даже в хорошо знакомом им

скрипичном ключе. Для преодоления этой трудности можно на начальной стадии

обучения ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить

его освоение и в дальнейшем «выровнит» чтение нот в обоих ключах. Ощутить

фортепианную клавиатуру во всей ее обьемности непривычно для народников и

скрипачей, поэтому лучше на начальной стадии обучения начать использовать

гаммовый комплекс. Одна из важных форм работы - игра в ансамбле, которая

мобилизирует творческую волю учащегося , побуждает играть ритмично и в одном

определенном темпе и характере. Главная цель игры в ансамбле- дать возможность

детям

сразу

ощутить

свою

сопричастность

к

исполнению

музыкального

произведения. Педагог берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику

доступный

для

него

минимум.

Активизации

творческого

интереса

и

роста

учащихся

также

способствует

целенаправленный

подбор

репертуара.

Пьесы

должны быть понятны, доступны, способствовать как формированию ансамблевых

навыков,

так

и

развитию

творческого

воображения..К

подбору

репертуара

для

ребенка

надо

подходить

строго

индивидуально,

учитывая

в

первую

очередь

возрастные

особенности

и

физические

данные.

С

усложнением

репертуара

появляется

необходимость

включать

в

процесс

разбора

специальную

работу

ученика над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей.

При

этом

большое

внимание

должно

быть

уделено

вопросам

аппликатуры.

Аккуратное выполнение учащимися обозначенной в тексте аппликатуры может

удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться

свободно

ориентироваться

в

аппликатуре,

сознавая

ее

роль

в

раскрытии

выразительности произведения. Работа над звуком должна тесно увязываться с

развитием слуховых способностей ученика. Особое место в работе над сочинением

следует уделить штрихам. Они должны выполнять художественную и техническую

сущность, где первое занимает главное значение. В дальнейшем устанавливается

смысловое отношение фраз, выявляется главная кульминация – учащийся учится

представлять

исполнительский

план

произведения

в

целом,

линию

развития

и

какие выразительные детали в том или ином разделе являются главными. Вся

работа на занятиях по общему инструменту направлена также на удачное и яркое

выступление,

глубоко

продуманное

и

важное

для

самого

обучающегося

.Воспитание

исполнительских

навыков

игры

на

фортепиано,

игра

в

ансамбле,

чтение

нот

с

листа,

аккомпанемент

в

классе

общего

фортепиано

служат

подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным

материалом.

В

свете

этих

задач

преподавание

данного

курса

имеет

большое

значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!