Автор: Кривощекова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель по эстрадному вокалу
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств р.п. Межевой
Населённый пункт: р.п. Межевой, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Формирование и совершенствование практических умений и навыков многоголосного пения в вокальном ансамбле посредствам межпредметных связей.
Раздел: дополнительное образование
Кривощекова Ирина Геннадьевна,
преподаватель эстрадного вокала
первой категории
МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
С УЧАЩИМИСЯ 5,7 КЛАССОВ ЭСТРАДНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тема
урока:
Формирование
и
совершенствование
практических
умений
и
навыков
многоголосного пения в вокальном ансамбле посредствам межпредметных связей.
Цели:
1. Познавательный аспект
Познакомить
учащихся
с
определением
межпредметные
связи
на
примере
анализа
вокального произведения А.Бабаджаняна «А любовь жива».
2. Образовательный аспект
Совершенствовать умения и навыки многоголосного пения в вокальном ансамбле на
основе вокально-интонационных упражнений.
3.Воспитательный аспект
Воспитать
у
учащихся
максимальную
работоспособность
на
уроке
коллективного
музицирования.
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
3. Этап усвоения практических и теоретических умений и навыков многоголосного пения
в вокальном ансамбле.
4. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Тип урока: комбинированный
Методы:
1.Объяснительно-иллюстративный
Преподаватель в устном сообщении знакомит учащихся с понятием «межпредметные
связи». Иллюстрирует вокальное произведение А.Бабаджаняна «А любовь жива».
2. Эвристический
Учащиеся совместно с преподавателем делают анализ произведения А.Бабаджаняна «А
любовь жива».
Вокально-интонационная работа в произведении:
- Пение тональности, в которой звучит данное произведение
- Пение каждой отдельной вокальной партии
- Работа над чистотой интонирования мелодической линии
- Работа над двухголосием
- Выстраивание трёхголосия
3.Репродуктивный
Применение
полученных
знаний
и
навыков
в
исполнении a
cappella
произведения
А.Бабаджаняна «А любовь жива»
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Сообщение темы урока и поставленных задач
- Подготовка голосового и слухового аппаратов к исполнению произведения.
Большая роль в развитии навыков многоголосного пения принадлежит правильному
подбору упражнений для разогрева голосового аппарата и подготовке слухового аппарата
к исполнению. Упражнения-песни, используемые в распевании должны быть доступны по
музыкальному языку, ограничены по диапазону, и удобны по тесситуре. Наиболее удобны
и хороши в этом плане русские народные песни, в которых встречаются подголоски
«педаль» и эпизодическое разделение голосов. Например:
Русская народная песня «Ах ты степь широкая»
Русская народная песня «Во кузнице»
Большую пользу принесёт пение канонов, пение с относительной самостоятельностью
голосоведения.
Например: «А я по лугу…»
«Две весёлые лягушки»
Распевание:
- Пение звукоряда с названием нот.
- Пение звукоряда «ёлочкой», путём расщепления основного тона:
м…..
- Пение звукоряда в терцию (вступление голосов по принципу канона):
- Пение звукоряда в трёхголосном изложении (по принципу канона):
- Пение цепочки аккордов (T 53 S46 T53 D63 T53):
2.Этап подготовки учащихся к усвоению знаний.
- Теоретические сведения. Межпредметные связи.
Развитие многоголосного пения в вокальном ансамбле должно опираться на
музыкальный слух:
- интонационный;
- гармонический;
- внутренний;
- вокальный;
- вокальные навыки и музыкальную грамотность.
Все эти компоненты взаимно связаны, и взаимно обусловлены. Развитие всех этих
вышеизложенных
компонентов
можно
воспитать
и
развить
в
тесной
взаимосвязи
с
уроками сольфеджио, теории музыки, фортепиано, музыкальной литературы. Владение
нотной грамотой и основами теоретических знаний, которые даются на уроках теории
музыки находят своё применение на уроках сольфеджио, где учащийся более осознанно
исполняет различные музыкальные упражнения. Это помогает ему и в слуховом анализе,
где ученик слышит и знает всю структуру того или иного музыкального построения.
Владение инструментом также важно для любого вокалиста, при разучивании вокальной
партии.
Предмет
музыкальной
литературы
даёт
возможность
учащимся
достаточно
профессионально владеть формой произведения, знать его стилистику и эпоху того или
иного композитора. Только в комплексе можно воспитать профессионально грамотного
исполнителя. Поэтому в обучении учащегося необходима межпредметная связь, которая
даёт
возможность
учащимся
более
сознательно
овладевать
предлагаемым
на
уроке
музыкальным материалом, ускоряет процесс разучивания, приближает к высокому уровню
исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Этот факт подтверждается в
работах и методических разработках многих известных авторов - хоровиков:
- В.А Шереметьев «Принципы чистого интонирования хорового многоголосия»,
- Н.Г.Щипунова «Методика преподавания хорового сольфеджио»,
- Д.Е.Огороднов «Вокальный ансамбль».
Примером является пение a cappella. Это более трудное, но вместе с тем чрезвычайно
важное
и
интересное
исполнение,
т.к.
красота
и
богатство
человеческого
голоса
представлены в нём в наиболее полном виде.
Этот вид исполнительства, если ему уделять должное внимание, окажет благотворное
влияние на весь ход воспитания вокального коллектива.
Знакомство
с
произведением
А.Бабаджаняна
«А
любовь
жива».
Фрагмент
произведения
исполняется
на
фортепиано,
и
на
основе
теоретических
знаний
преподаватель совместно с учащимися проводит анализ произведения.
-Анализ формы произведения (куплетная)
-Разбор тонального плана произведения (основная тональность произведения, отклонения,
модуляции)
-Ладовая структура произведения (интонационное заполнение произведения)
-Гармонический план произведения (функциональное наполнение аккордов произведения)
-Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.
3. Этап усвоения умений и навыков.
Практическая часть. Работа над формированием вокально-исполнительских навыков:
-Анализ
словесного
текста
произведения
А.Бабаджаняна
«А
любовь
жива».
Выразительное чтение стихотворного текста произведения.
-Чтение нотного текста по партиям:
Пение I голоса, затем пропевание II голоса и III голоса
- Пение по цифрам отдельных фрагментов (пение горизонтали). Вырабатываем умение
чисто интонировать ступени лада. Работа над чистотой интонации в мелодической
линии. Работа над скачками в мелодии.
-Деление учащихся на дуэты, пение дуэтами. Работа над согласованным звучанием
голосов в дуэте. Воспитание навыка пения в дуэте, умение слушать друг друга.
-Пение
с
инструментом.
Играем
партию I
голоса,
а
партию II голоса пропеваем.
Вырабатываем навык умения петь интервалы в гармоническом изложении.
-Работа над трёхголосием в отдельно взятых цифрах (пение вертикали). Работа над
выстраиванием
и
согласованным
звучанием
аккордов
по
вертикали.
Развитие
гармонического слуха.
-Пение терцетом.
-Работа
над
правильной
фразировкой
в
произведении
А.Бабаджаняна
«А
любовь
жива». Работа над дыханием.
- Работа над созданием образа в произведении. Выделение кульминационного момента
в
произведении
и
раскрытие
его
с
помощью
различных
средств
музыкальной
выразительности.
4. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Концертное исполнение a cappella произведения А.Бабаджаняна «А любовь жива»
Вывод: Таким образом, межпредметные связи способствуют усвоению практических и
теоретических умений и навыков многоголосного пения в вокальном ансамбле. Учащиеся
вокального
коллектива,
осваивая
теоретические
сведения
предмета
сольфеджио,
применяют эти знания и умения в практических упражнениях и концертных исполнениях
вокальных
произведений.
Необходимо
отметить,
что
только
при
активной
и
целенаправленной работе над всеми предметами музыкального цикла в непосредственной
связи репертуара и музыкальной грамоты возможно добиться у учащихся свободного
владения навыком пения в ансамбле. А это является главным показателем достижения
наивысшей
ступени
вокально-хорового
мастерства,
так
как
красота
и
богатство
человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде.
Список используемой литературы
1
Дмитриев, Л.П.Основы вокальной методики / Л.П. Дмитриев. – Москва, 2000. –
29с.
2
Малинина, Е.М.Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. – Ленинград,
1967. – 67 с.
3
Морозов В.П.Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. – Москва, 1965. – 24 с.
4
Морозов В.П.Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. – Москва, 2002. –
15 с.
5
Охомуш Т.В.Методика вокальной работы в детской эстрадной студии «А» г.
Иваново. 39 с.
6
Огороднов Д.Е.Вокальный ансамбль / Д.Е.Огороднов. - Москва,1972.- 72с.
7
Палашкина Г. В.
Образовательная программа для ДШИ и ДМШ Эстрадное
пение». – Москва, 2002.- 65с.
8
Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000.-
21с.
9
Стулова Г. П.
Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. –
Москва, 2002.- 15с.
10
Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста / П. Тронина. – Москва, 1976.-25с.
11 Шереметьев В.А Принципы чистого интонирования хорового многоголосия /
В.А.Шереметьев - Челябинск,2002.-33с.
12 Щипунова Н.Г. Методика преподавания хорового сольфеджио / Н.Г.Щипунова –
Челябинск, 2007.- 58с.
Приложение 1
Словарь специальных музыкальных терминов
Ансамбль (фр.ensemble – вместе) – 1) Группа музыкантов, совместно исполняющая
музыкальное произведение. 2) Единство техническое и творческое, при совместном пении,
один из элементов ансамблевой звучности. Различают – интонационный, ритмический,
динамический, тембровый, дикционный, орфоэпический.
Голосоведение
-
1)
Движение
каждого
голоса
в
многоголосном
произведении.
2)
Соотношение
нескольких
движущихся
голосов,
отсюда
–
различные
виды:
прямое
(движение в одном направлении), параллельное (движение на одинаковый по названию
интервал), косвенное (при котором один из голосов остается на месте), противоположное.
Гомофония (от греч. homos – общий, взаимный, согласный и phone – звук, голос) –
вид многоголосия, при котором один из голосов (обычно верхний) – главный (мелодия), а
остальные – второстепенные (аккомпанирующие).
Интервал (лат. intervallum – промежуток, расстояние) – сочетание 2-х звуков:
последовательное (мелодическое) или одновременное (гармоническое).
Интонация (от лат. intono – громко произношу) в широком смысле - воплощение
художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: мелодический оборот,
наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или
на инструменте.
Кульминация
(от
лат. culmen – вершина) – наиболее напряженный момент в
развитии музыкальной формы (фразы, предложения, периода, всего произведения).
Многоголосие
–
склад
музыки,
основанный
на
сочетании
нескольких
самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса – мелодии и
аккомпанирующих голосов (гомофония).
Пение с закрытым ртом – весьма распространенный колористический прием в
хоровом и ансамблевом пении.
Песня –
наиболее
распространенный
жанр
вокальной
музыки,
объединяющий
поэтический образ с музыкальным.
Подголоски
–
1)
Варианты-ответвления
основного
напева
русской
народной
песни.2) Побочные верхние голоса, противостоящие главной мелодии нижнего голоса.3)
Побочные выдержанные звуки в каком-либо голосе, противостоящие остальным голосам.
Политональность
( о т
г р еч . poli
–
много,
букв.
–
многотональность)
–
одновременное сочетание в многоголосной музыке нескольких тональностей.
Полифония (от греч. poli – много, phone – звук) – вид многоголосия, в котором
одновременно сочетается несколько самостоятельных мелодий – голосов, объединенных
определенными
для
каждого
стиля
нормами
совместного
звучания.
Различают
имитационную, подголосочную, контрастную.
Сольфеджирование – пение с названием нот.
Строй – система звуковысотных отношений – интервалов; практически выражается
в правильном интонировании интервалов.
Темп музыкальный (от лат. tempus – время) – скорость исполнения, выраженная в
частоте чередования метрических долей.
Унисон (от лат. unus – один и sonus – звук) – одновременное звучание 2-х или
нескольких звуков одной и той же высоты.
Фразировка – отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз
и др. построений при исполнении музыкального произведения.
Цезура
(от
лат. caesura
–
рассечение)
–
грань
между
частями
музыкального
произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в
пении) сменой дыхания.
Чтение партитур – процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде
партитуры, а также исполнение партитуры на фортепиано
Приложение 2