Напоминание

Основные методы работы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания у детей с РАС


Автор: Семенова Марина Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ № 755 "Региональный Центр аутизма"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы работы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания у детей с РАС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные методы работы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания у

детей с РАС

Ребенок c РАС может демонстрировать какого-либо поведение, чтобы получить внимание

или любую реакцию от других людей. Например, поведение ребенка может проявляться,

чтобы заставить взрослых посмотреть на него, подойти к нему или отругать его.

Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?

Основные методы борьбы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания:

1) Обучение более подходящим способам привлечь внимание

Очень часто причина такого поведения в том, что у ребенка нет корректного и уместного

способа попросить о внимании. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с социальными

навыками и речью, поэтому корректно привлекать внимание может быть для них очень

сложно.

Важно научить ребенка привлекать внимание с помощью карточки, жеста или подходящей

фразы. Хорошим помощником в этом случае может стать использование социальных

историй о том, например, как правильно просить помощи.

Необходимо сделать так, чтобы желательное поведение было более успешным, чем

нежелательное. Для этого нужно подкреплять каждую попытку уместной просьбы о

внимании, предоставляя ребенку большое количество внимания.

2) Игнорирование

Одновременно с развитием навыка просить о внимании уместным способом вы можете

игнорировать нежелательное поведение (если это возможно).

Если ребенок перестанет добиваться внимания проблемным поведением, то это поведение

будет уменьшаться, так как не будет подкрепляться. В самом начале работы поведение

может ухудшаться, но при продолжении игнорирования оно станет уменьшаться, так как

будет не эффективным.

Если игнорировать поведение невозможно (опасное для самого ребенка и окружающих

поведение), то можно свести внимание к ребенку к минимуму. В такие моменты нужно

физически блокировать поведение без эмоциональной реакции (без контакта глазами и

использования речи).

3) Безусловное внимание

В рамках этой стратегии необходимо предоставлять ребенку безусловное внимание до

того, как он начнет использовать проблемное поведение. Для этого нужно подобрать

временной интервал, в течение которого ребенок может не прибегать к нежелательному

поведению с целью привлечения внимания (собрать данные и проанализировать их).

Следует выбирать интервал короче, чем среднее время эпизодов проблемного поведения, и

предоставлять ребенку внимание согласно этому графику.

Например, если эпизоды нежелательного поведения случаются каждые 10 минут, то

необходимо предоставлять ребенку внимание сначала каждые 8-9 минут, и затем

постепенно снижать интенсивность вмешательства и предоставлять внимание каждые 10

минут, 11 минут и т. д.

4) Поощрение за отсутствие проблемного поведения

Суть этой стратегии заключается в следующем: ребенок получает поощрение, если не

прибегает к использованию проблемного поведения в течение определенного интервала,

который подбирается индивидуально, с учетом реальных возможностей ребенка. В рамках

этой стратегии очень удобно использовать визуальный таймер, который помогает педагогу

и ребенку отслеживать начало и конец этого интервала.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!