Автор: Семенова Марина Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ № 755 "Региональный Центр аутизма"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы работы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания у детей с РАС
Раздел: дошкольное образование
Основные методы работы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания у
детей с РАС
Ребенок c РАС может демонстрировать какого-либо поведение, чтобы получить внимание
или любую реакцию от других людей. Например, поведение ребенка может проявляться,
чтобы заставить взрослых посмотреть на него, подойти к нему или отругать его.
Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?
Основные методы борьбы с нежелательным поведением с целью привлечения внимания:
1) Обучение более подходящим способам привлечь внимание
Очень часто причина такого поведения в том, что у ребенка нет корректного и уместного
способа попросить о внимании. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с социальными
навыками и речью, поэтому корректно привлекать внимание может быть для них очень
сложно.
Важно научить ребенка привлекать внимание с помощью карточки, жеста или подходящей
фразы. Хорошим помощником в этом случае может стать использование социальных
историй о том, например, как правильно просить помощи.
Необходимо сделать так, чтобы желательное поведение было более успешным, чем
нежелательное. Для этого нужно подкреплять каждую попытку уместной просьбы о
внимании, предоставляя ребенку большое количество внимания.
2) Игнорирование
Одновременно с развитием навыка просить о внимании уместным способом вы можете
игнорировать нежелательное поведение (если это возможно).
Если ребенок перестанет добиваться внимания проблемным поведением, то это поведение
будет уменьшаться, так как не будет подкрепляться. В самом начале работы поведение
может ухудшаться, но при продолжении игнорирования оно станет уменьшаться, так как
будет не эффективным.
Если игнорировать поведение невозможно (опасное для самого ребенка и окружающих
поведение), то можно свести внимание к ребенку к минимуму. В такие моменты нужно
физически блокировать поведение без эмоциональной реакции (без контакта глазами и
использования речи).
3) Безусловное внимание
В рамках этой стратегии необходимо предоставлять ребенку безусловное внимание до
того, как он начнет использовать проблемное поведение. Для этого нужно подобрать
временной интервал, в течение которого ребенок может не прибегать к нежелательному
поведению с целью привлечения внимания (собрать данные и проанализировать их).
Следует выбирать интервал короче, чем среднее время эпизодов проблемного поведения, и
предоставлять ребенку внимание согласно этому графику.
Например, если эпизоды нежелательного поведения случаются каждые 10 минут, то
необходимо предоставлять ребенку внимание сначала каждые 8-9 минут, и затем
постепенно снижать интенсивность вмешательства и предоставлять внимание каждые 10
минут, 11 минут и т. д.
4) Поощрение за отсутствие проблемного поведения
Суть этой стратегии заключается в следующем: ребенок получает поощрение, если не
прибегает к использованию проблемного поведения в течение определенного интервала,
который подбирается индивидуально, с учетом реальных возможностей ребенка. В рамках
этой стратегии очень удобно использовать визуальный таймер, который помогает педагогу
и ребенку отслеживать начало и конец этого интервала.