Напоминание

"Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Марченко Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: город Навашино,Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка "Театрализованная деятельность как

один из методов развития диалогической речи детей младшего

дошкольного возраста"

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Ласточка»

Марченко Татьяна Васильевна

г. Навашино

Тема методической разработки: "Театрализованная деятельность как один из

методов

развития

диалогической

речи

детей

младшего

дошкольного

возраста".

В данной работе рассматриваются вопросы по развитию речи у младших

дошкольников через театрализованную игру.

Диалог- это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого

общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения

очень

важные

в

личностном

развитии

ребенка.

Речь

выполняет

многообразные

функции

в

жизни

ребенка.

Основной

и

первоначальной

является

коммуникативная

функция

назначение

речи

быть

средством

общения.

Целью

общения

может

быть

поддержание

социальных

контактов,

обмен

информацией.

Все

эти

аспекты

коммуникативной

функции

речи

представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно

формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его

фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической

речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в

недрах которой зарождается связная речь.

Диалог сверстников представляет особое значение в речевом развитии

дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя

равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации,

самодеятельности,

самоконтролю.

Учёные

называют

диалог

первичной

естественной формой языкового общения, классической формой речевого

общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения

одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Устная

диалогическая

речь

протекает

в

конкретной

ситуации

и

сопровождается

жестами,

мимикой,

интонацией.

Отсюда

и

языковое

оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда

фрагментарной. Конечно диалогическому общению нужно обучать, и не как

принято в более старшем возрасте, а начиная уже с младшего дошкольного

возраста, и конечно в этом поможет игра.

Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

Через

игру

ребенок

познает

окружающий

мир.

В

различных

видах

игр,

которые

проводятся

в

утреннее

и

вечернее

время,

индивидуально,

подгруппами

и

также

фронтально

(дидактические,

подвижные,

имитационные,

игры-драматизации),

дети

становятся

б оле е

раскрепощенными, общительными, стеснение исчезает, улучшается речь. Но,

театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей

видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики

и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием,

развитием

коммуникативных

качеств

личности,

развитием

памяти,

воображением, мышлением, фантазии, инициативности.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с

миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,

сопереживанию,

активизируют

мышление,

воображение,

а

главное

-

помогают

психологиче ской

адаптации

ребенка

в

ко л л е к т и в е .

Театрализованные

игры

представляют

собой

разыгрывание

в

лицах

литературных

произведений

(сказки,

рассказы,

специально

написанные

инсценировки). Чтобы работа по развитию диалогической речи проходила

более

эффективно,

желательно,

чтобы

во

всех

формах

театрализованной

деятельности

участвовали

небольшие

подгруппы

детей,

это

позволяет

осуществлять

индивидуальный

подход

к

ребенку.

При

подготовке

к

театрализованной

деятельности,

воспитателю

необходимо

выразительно

прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и

выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств

выразительности.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать

последовательность

событий,

свободно

ориентироваться

в

тексте,

представлять образы героев мы используем проблемные ситуации типа «Ты с

этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему дети думают именно

так, они «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь

вернуться

к

тексту,

привлекая

детей

к

проговариванию

его

отдельных

фрагментов.

При

обучении

детей

средствам

речевой

выразительности

используем знакомые и любимые сказки.

В нашей группе для совместной и самостоятельной театрализованной

деятельности детей оборудован музыкально-театральный уголок, в котором

есть разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для

ряжения, шапочки, маски героев сказок, хвостики и ушки животных для

театрализации

знакомых

сказок.

Здесь

ребенок

может

побыть

один

и

«порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть

иллюстрации к спектаклю.

Новизной

методической

разработки

является

то,

что,

если

предложенные способы, желание родителей и организация мини-среды по

театрализованной деятельности (мини-театр) будут организованы и дома,

развитие речи как монологической, так и диалогической будет проходить

более успешно.

Театрализованная

игра

является

самым

доступным

для

ребенка

по

овладению диалогической речи, так как игра - ведущий вид деятельности,

ребенок

в

игре

познает

мир.

Театрализация

дает

возможность

раскрепоститься,

ликвидировать

стеснение,

развивает

память

с

помощью

драматизации

литературных

произведений.

Словом,

дает

возможность

побыть АРТИСТОМ.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!