Автор: Корнева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: температура
Раздел: высшее образование
Урок естествознания
Тема: Температура
Учитель: Корнева Татьяна Геннадьевна
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- научить пользоваться термометром;
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация
рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать;
работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку,
самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- формирование понимания важности изучения окружающего мира.
Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.
Оборудование (на одну группу):
термометр; стакан с теплой водой.
Оборудование (на класс): компьютер, экран, документ-камера, учебники по
естествознанию, электрический чайник, сосуд с кубиками льда, электронная презентация,
выполненная в программе Power Point. Учебник: Естествознание 5-6класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич и др.- 5-е изд. – М.:Дрофа, 2016. – 192 с.
Место урока в образовательном процессе
Урок
по
теме
«Температура»
Естествознание
5
класс.
Раздел
программы
«Тело
и
вещество»
Основные термины и понятия: термометр, температура.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предметные УУД:
- знать, что характеризует температура;
- знать виды термометров и их назначение, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о
термометре и температуре;
- определять температуру;
- приводить примеры и записывать температуру;
- устанавливать связь между температурой, погодными условиями и ощущениями
человека;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
-
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о природных процессах и явлениях действительности
в соответствии с содержанием учебного предмета «Естествознание»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Естествознание».
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Технологическая карта урока
1 этап: Организационный (самоопределение к деятельности)
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в
учебную деятельность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка подготовленности к
учебному занятию, организация внимания
детей.
УЧИТЕЛЬ:
На сегодняшнем уроке вас ждут большие и
маленькие открытия, вы узнаете много
нового и интересного, будете работать в
группах, учиться слушать друг друга и
уважать чужое мнение.Успехов вам и удачи!
Проверьте свое рабочее место: есть все
необходимое, аккуратно ли на столе, удобно
ли вам. Обратите внимание, сегодня у вас на
столе стеклянные предметы, не забывайте о
правилах ТБ при работе с ними. Стекло -
хрупкий материал, будьте аккуратны и
внимательны.
Ученики
настраиваются
на
работу,
включаются в деловой ритм урока
II этап. Актуализация опорных знаний (подготовка к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение
рассуждений на основе известных понятий.
УЧИТЕЛЬ:
За окном сейчас поздняя осень… «Унылая
пора! Очей очарованье!», как говорил
великий русский поэт. Давайте откроем
тетради и запишем сегодняшнюю дату.
Какие сезонные изменения в природе мы
можем наблюдать в это время года?
Какая же основная причина сезонных
изменений?
Действительно, в зависимости от
температуры многие явления протекают по-
разному.
Что зависит от температуры?
-Так что же такое температура?
Давайте попробуем на сегодняшнем занятии
разобраться с вами в этом вопросе? Как бы
вы сформулировали тему урока?
Ученики готовят тетради к работе,
записывают дату урока
ДЕТИ:
- стало прохладнее, чаще выпадают дожди,
облачно, листопад
- понижение температуры
- состояние человека, агрегатное состояние
вещества
Вопрос вызывает затруднение
-температура
Записываем в тетради тему урока.
III этап. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые
УУД:
умение осознавать и формулировать цель работы н а
у р о к е
с
помощью учителя; понимание
учебной
задачи
и
стремление
её
выполнить; готовность
слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств
понятий;
1.
Создание проблемной ситуации.
Учитель разыгрывает небольшую
миниатюру
- Ох, что-то мне холодно стало (укутывается в
шаль)
- Нет, что-то теперь жарко. Окно, может,
открыть? В кабинете сегодня тепло или
холодно…Ребята, как вы думаете?
Кто-то из детей говорит, что тепло, а
кто-то считает, что прохладно
2.
Побуждение к формулированию
учебной проблемы и целей урока
УЧИТЕЛЬ:
Итак, необходимо не только словесно, но и
численно уметь выражать температуру. Как
же это сделать?
Что же нужно для этого?
И что же сегодня на уроке мы должны
научиться делать?
ДЕТИ:
- измерением
- прибор - термометр
- измерять температуру.
3.
Актуализация проблемы.
(Уточнение темы и поставленной проблемы)
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня мы определим, что же такое
температура, узнаем строение и принцип
работы жидкостного термометра, научимся с
его помощью измерять температуру. А для
чего это надо уметь?
Для кого особенно важна температура
воздуха?
ДЕТИ:
- сможем узнать температуру воздуха на
улице и в классе, определим температуру
воды, тела, почвы. Сможем узнать тепло в
комнате или нет.
-для людей, животных, растений.
(могут уточнить - для всего живого)
IV этап. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
Открытие нового знания.
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её
решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о термометре и принципах работы,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать, осуществляя проверку
группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным
материалом как средством передачи информации; готовность слушать собеседника.
УЧИТЕЛЬ: Берет в руки кубики льда и
говорит «холодные , температура низкая.
Затем подносит руки к чайнику, в котором
кипит вода. Произносит «Горячо…надо
быть осторожным…у водяного пара может
быть очень высокая температура»
Что же показывает температура?
Записываем в тетрадь :
Температура – характеристика нагретости
тела
Обозначение: t
Единица измерения : °С
Каким прибором измеряют температуру?
Записываем в тетрадь «Термометр – прибор
для измерения температуры»
А изобрел термометр шведский физик и
астроном Андерс Цельсий в 1742 году. В
честь него популярной единицей измерения
температуры являются градусы Цельсия.
Термометры бывают разные. Жидкостные,
газовые, электронные. Давайте рассмотрим,
как устроен жидкостный термометр.
Из чего же он состоит?
Правильно. Жидкость - это подкрашенная
вода или спирт, или ртуть)
ДЕТИ:
- как сильно тело нагрето.
-термометром
Самостоятельное добывание знаний. Дети
рассматривают термометр.
-трубочка с жидкостью, корпус, шкала
Словарная работа. (На экране рядом с моделью термометра появляются таблички с
названиями частей термометра).
УЧИТЕЛЬ:
Как же узнать температуру?
Середина шкалы – это нуль. Отсюда
начинается отсчёт температуры. Значения
выше нуля записываются со знаком плюс +
10
⁰
, значения ниже нуля записываются со
знаком минус - 10
⁰
. Читать такую
температуру можно по-разному.
Если же столбик жидкости остановился у
деления шкалы, не подписанного числом, что
делать?
ДЕТИ:
- конец столбика жидкости в трубке
указывает на количество градусов.
-надо не забыть перед началом измерения
определить цену деления шкалы –
наименьшее значение, измеряемой
величины.
Чтобы определить цену деления
необходимо выбрать на шкале два штриха,
Давайте определим цену деления
термометра ,изображенного на рисунке в
учебнике с.21
подписанных числами. Из большего числа
вычесть меньшее и разделить полученный
результат на количество промежутков
между штрихами.
цена деления (20-10):10 = 1 °С
УЧИТЕЛЬ:
При измерении температуры резервуар
термометра следует поместить в ту среду,
температура которой определяется,
подержать его там пока столбик жидкости не
прекратит своё движение и снять показания.
Чтобы узнать температуру тела человека
используют медицинский термометр. Какая
температура у здорового человека считается
нормальной? А если человек заболел? Вот
почему она выделена на шкале красным
цветом.
Медицинский термометр рассматривается на экране с помощью документ-камеры
УЧИТЕЛЬ:
Почему же понадобилось такое многообразие
термометров?
У вас на столах термометр бытовой, давайте с
его помощью определим температуру воздуха
в классе и воды в стакане. (работа в группах).
Прежде всего, сформулируем цель и задачи
своей работы.
Последнюю задачу перед учащимися ставит
учитель - Ответьте на вопрос: На каком
физическом явлении основано действие
термометра?»
Пока учащиеся измеряют температуру
воздуха , учитель наливает воду в стаканы на
-разными термометрами измеряют
температуру воздуха, воды, почвы, тела
человека.
Формулируют цель и задачи лабораторной
работы
Цель: измерение температуры воды и
воздуха
Задачи:1. определить цену деления и предел
измерения термометра
2. измерить температуру воздуха в классе
3. измерить температуру воды в стакане
Ученики наблюдают, как при нагревании
столбик жидкости поднимается вверх и
столе
Как же работает термометр?
делают вывод(формулировка нового знания)
-при нагревании объем жидкости в
термометре увеличивается, и длина
столбика жидкости в трубке растет. При
охлаждении объем уменьшается, и уровень
жидкости понижается.
Формулируют вывод своей работы:
Мы научились пользоваться термометром
для измерения температуры тела, поняли
принцип его работы, измерили температуру
воды и воздуха.
Тетради сдаются на проверку. Рабочие
столы приводятся в порядок.
Физкультминутка
(гимнастика для глаз)
V этап. Первичная проверка понимания изученного, первичное закрепление
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при выполнении учебных задач;
обобщение и закрепление полученных знаний.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти,
мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; сравнение
собственных выводов с выводом в учебнике.
Работа в группах (разгадывание кроссворда)
Вопросы:
1.
знак у значения температуры
2.
прибор для измерения температуры
3.
элемент термометра
4.
какой знак у отрицательной
температуры?
5.
куда двигается столбик жидкости в
термометре при понижении
температуры среды?
6.
элемент термометра
7.
какая величина характеризует
нагретость тела?
8.
при какой температуре тает лёд?
9.
вид термометра
10. единица измерения температуры
Ответы:
1.
плюс
2.
термометр
3.
шкала
4.
минус
5.
вниз
6.
трубка
7.
температура
8.
ноль
9.
медицинский
10. градус
VI этап. Итог урока (целевой)
Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока
Формируемые УУД: формирование навыков сотрудничества при ведении диалога,
морально-этическая ориентация, выполнение логических операций сравнения, анализа,
обобщения, контроль и коррекция
УЧИТЕЛЬ: Для кого важна температура?
Почему важно уметь измерять температуру?
Знать её значение?
Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали,
Дети поднимают руки
и дают приблизительно такие ответы:
температура важна для всех живых
организмов, умение измерять температуру
как определить температуру.
Кто из вас теперь уверенно сможет
определять температуру и работать с разными
термометрами?
Так тепло у нас в классе или прохладно?
позволяет заметить вовремя болезнь и
начать лечение, сохранить урожай,
правильно эксплуатировать приборы,
одеваться по погоде
Я считаю, что тепло, потому что
температура воздуха + 22
⁰
С. И если кто-то
чувствует прохладу, то это может означать
проблемы со здоровьем. Когда человек
заболевает, его знобит.
VII этап. Домашнее задание
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на основе самостоятельной работы.
Формируемые УУД: умение выбирать способы решения задач в зависимости от
конкретных условий; навык работы с разными источниками информации; навыки
самостоятельной работы; ответственность и аккуратность.
УЧИТЕЛЬ:
Дома я предлагаю вам поработать
медицинским термометром и измерить
температуру своего тела утром и вечером.
Но чтобы избежать неприятностей, давайте
посмотрим небольшой мультипликационный
фрагмент.
Почему с героем произошла такая
неприятность?
Дополнительное задание для тех, кто любит
подумать:
Как измерить температуру тела муравья с
помощью обычного термометра?
ДЕТИ:
- он не слушал маму, хотел её обмануть, не
помнил про технику безопасности при
обращении с медицинским термометром.
VIII этап. Рефлексия.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и
активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной
мотивации на учебную деятельность.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, вы отлично работали на уроке,
узнали много нового и интересного,
работали дружно в группах. Спасибо за
урок!
Я попрошу каждого оценить свою работу на
уроке и настроение. Я предлагаю вам как
всегда утверждение, с которым вы или
соглашаетесь, или не соглашаетесь, или
соглашаетесь не полностью. Покидая класс,
пожалуйста, оставьте магнитик в нужном
месте доски. Выберите цвет магнита,
соответствующий вашему настроению
Желтый- солнечное, теплое, комфортное
Зеленый – нейтральное
Красный – напряженное, грустное,
печальное.
Итак, утверждение
Мне понятно, что такое температура, как
устроен и работает термометр
ДА
НЕТ
НЕ
СОВСЕМ
Каждый ученик , выходя из кабинета,
крепит магнит желтого, красного или
зеленого цвета в соответствующий
столбик на доске.