Автор: Тюменцева Мария Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШИ №23"
Населённый пункт: Полысаево
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-педагогическая работа по формированию орфографической грамотности у детей с нарушением интеллекта" на уроках русского языка.
Раздел: начальное образование
Коррекционно-педагогическая работа по формированию
орфографической грамотности у детей с нарушением интеллекта на
уроках русского языка.
В данной статье описываются, какие затруднения испытывают дети с
нарушением интеллекта в усвоении русского языка.
Даны практические
рекомендации
коррекционно-педагогической
работы
по
развитию
орфографической грамотности у детей данной категории.
Ключевые слова:
Нарушением
интеллекта,
нарушение
речи,
двигательная
сфера
(ДЦП),
осязание, зрительная патология, орфографическая грамотность,
Дети с нарушением интеллекта испытывают затруднения в усвоении
русского языка. Эти дети допускают множество специфических ошибок при
письме. Зачастую они рассеяны, нестарательны. Среди детей с нарушением
интеллекта
есть
дети
со
сложными
формами
аномального
развития:
нарушение
речи,
двигательной
сферы
(ДЦП),
снижение
осязания,
слуха,
зрительная патология. Эти дети значительно различаются по показателям
объёма овладения орфографической грамотности. Это обусловлено в первую
очередь
психофизическими
особенностями
учащихся.
Для
целостного
усвоения навыками
грамотного письма
на уроках русского языка имеет
коррекционно-педагогическая работа.
Под
коррекционно-педагогической
работой
понимается
система
специальных
педагогических
мероприятий,
средств,
форм
и
методов
обучения,
направленных
на
активизацию
процессов
компенсации,
преодоление
или
устранение
недостатков.
Содержание
и
дидактические
приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с
структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия
учебного
материала
и
ориентации
в
пространстве.
Важно
выработать
у
ребёнка заинтересованность и положительное отношения к урокам.
Формирование орфографической грамотности - одно из главных задач
уроков
русского
языка
в
начальной
школе,
так
как
с
ней
связано
приобретение
орфографических
навыков.
Орфографическая
зоркость-
это
умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином
произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а
это:
1.
Зрительный
фактор
срабатывает
при
запоминании
непроверяемых
написаний.
2.
Слуховой фактор. Надо хорошо слушать и слышать то, что говорит
учитель
или,
что
он
сам
себе
проговаривает.
Поэтому
необходимо
развивать фонетический слух.
3.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно
достичь только при помощи упражнений, т. е при ритмичном движении
пишущей руки. Вот почему необходимо на уроке как можно больше
писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того
или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4.
Проговаривание.
Большую
роль
в
формировании
орфографического
навыка, играет орфографическое проговаривание, проговаривание так
как надо писать.
Профессор М.Р.Лыков выделяет шесть этапов, которые должен пройти
ученик для решения орфографической задачи:
1.
Увидеть орфограмму в слове;
2.
Определить её вид: проверяемая она или нет, если да, то к какой
грамматико-орфографической
теме
относится,
вспомнить
правило;
3.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа ( вида)
орфограммы;
4.
Определить
ступени
решения
и
их
последовательность
,
т.е.
составить алгоритм решения задачи;
5.
Выполнить последовательные действия по алгоритму;
6.
Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить
в более обобщенном виде те же этапы .
Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее
трудных
задач,
решаемых
в
школе.
Несмотря
на
многочисленные
исследования,
проводимые
в
методике
орфографии,
учить
младших
школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью
самой
орфографической
системы
русского
языка,
и
с
тем,
что
дети,
погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить
логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных,
не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило,
его применение. Анализируя письменные работы детей, их устную работу на
уроках, можно выявить причины неуспеваемости учащихся:
1.
Незнание правил;
2.
Знание правил, но неумение их применять
3.
Учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
4.
Отсутствует положительная мотивация;
5.
Плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
Всю работу по формированию орфографической грамотности у детей с
нарушение интеллекта можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе выясняются причины слабой успеваемости, анализируются
ошибки в работе, намечаются пути устранения наиболее типичных ошибок.
С целью решения этих задач целесообразно вести «экран грамотности» . Он
помогает
увидеть
истинную
картину
усвоения
учащимися
различных
орфограмм
по
программе.
Дети
ведут
дневник
орфограмм.
Разработка
памятки «Работа над ошибками».
Работа над ошибками
1.
Выписать из текста слово, в котором сделана ошибка.
2.
Подчеркни орфограмму.
3.
Разбери по составу данное слово.
4.
Найди в какой части слова сделана ошибка.
5.
Найди в дневнике орфограмм правило правописания к части слова, в
которой сделана ошибка.
6.
Запиши несколько слов на данное правило правописания.
7.
Составь предложение с этим словом.
На
этом
этапе
у
учащихся
развивается
память,
внимание,
расширяется
словарный запас.
На
втором
этапе
определяются
приемы
работы
по
формированию
орфографической зоркости.
Необходимо
научить
детей
слышать
звуки,
определять
их
количество,
различать гласные и согласные, ударные и безударные, надо научить видеть и
узнать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю.
Виды работ на данном этапе:
1.
На каждом уроке отводить время для жужжащего чтения.
2.
Фонетическая разминка.
На
третьем
этапе
необходимо
,
чтобы
учащиеся
писали
слова
с
предложенными
орфограммами
правильно
и
осознанно,
умели
находить
орфограммы в словах, доказывали и обосновали свой выбор. На этом этапе
упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоели
детям
и
интерес
и
внимание
к
ним
постоянно
возрастали.
Для
этого
предлагаются слова с орфограммами в более значительной форме, через
дополнительный материал. ( например: списывание слов с доски с пропуском
букв, работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов,
кроссвордов, загадок).
Виды работ на данном этапе:
1.
Списывание с разнообразными заданиями;
2.
Зрительные
диктанты
,
с
комментированием,
объяснительные,
выборочные(по
орфограммам),
предупредительные,
диктанты
по
памяти, свободные диктанты, мини-диктанты.
3.
Разнообразные
творческие
работы(
сочинение,
описание
картины,
составление рассказа по вопросам).
Четвёртый этап – итоговый.
На этом этапе проверяются умения учащихся правильно писать слова с
отработанными
орфограммами.
Для
этого
проводятся
разные
виды
проверочной работы. В 3-4 классах пишут изложения по плану, подробно
разработанному
учителем,
дают
описание
некоторых
предметов
по
коллективно составленному плану, восстанавливают деформированный текст,
учатся
записывать
простейшие
наблюдения
за
природой.
При
анализе
допущенных ошибок в словах определяется уровень усвоения навыка письма
и
слова
снова
включаются
в
разнообразные
упражнения
и
задания.
Большинство видов работ, в младших классах, выполняются коллективно.
Например: орфографические минутки.
1.
Письмо
с
проговариванием.
Ученик
диктует
предложение,
произнося каждое слово по слогам, называя слог и гласную в нём.
2.
Письмо
с
комментированием,
которое
помогает
детям
избежать
возможных
ошибок
и
содействует
наиболее
прочному
усвоению
материала.
Ученик
диктует
предложение
и
объясняет
все
орфограммы.
3.
Повторение
изученной
орфограммы.
Дети
сами
формулируют
и
задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам ( работа в
паре, цепочкой) в результате такой работы, учащиеся повторяют
теоретический
материал
и
закрепляют
практические
навыки
и
умения.
При
дозировке
задания
необходимо
учитывать
доступный
объём
задания и ни в коем случае не создавать в этом отношении непосильной
перегрузки. Не надо пытаться формировать орфографическую грамотность
письма
за
счёт
усложнения
основного
материала
и
введения
большого
количества дополнительной информации. Это снизит процесс формирование
орфографической грамотности.
Как выполнить домашнее задание по русскому языку.
1.
Выполнение домашнего задания начинать с работы над ошибками.
Повторить правила, которые забыл;
2.
Выучи или повтори заданное правило. Подбери свои примеры на это
правило;
3.
Прочитай задание к упражнению;
4.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задание к нему;
5.
Выполни упражнение письменно;
6.
Проверь всю работу.
Если
ребёнок
затрудняется
при
выполнение
домашнего
задания,
можно
выполнить его вместе.
Формирование
орфографических
навыков
происходит
и
в
процессе
механического
запоминания.
Орфографическая
работа
с
наиболее
часто
употребляемыми словами. Поможет предотвратить появление ошибок в них
во время самостоятельного письма учащимися.
У детей с нарушением интеллекта присутствует инертное внимание:
затруднение
в
переключении
внимания
с
одного
на
другое,
например,
с
повторения
пройденного
материала
на
изучение
нового;
замедленное
реагирование
на
вопрос
или
замечание
учителя.
Ученик
долго
молчит
перед
ответом,
как
бы
собирая,
расползающиеся мысли.
наблюдается
замедленность
или
наоборот,
возбудимость
психических реакций при выполнении заданий.
Для
таких
учеников
нежелательна
«зубрёжка»,
поэтому
каждый
раз
ученика надо просить. Чтобы он рассказал, что у него не получается и ещё
раз всё объяснить. Не надо ограничивать таких детей во времени выполнения
задания. После выполнения задания ребёнка надо стимулировать.
Русский
язык
очень
сложен
по
своей
структуре,
поэтому
для
его
успешного
усвоения
детям
с
нарушением
интеллекта
,
с
переходом
на
СФГОС , необходимо применять дифференцированный подход в обучении.
Литература:
1.
Аксенова
А.К.
Методы
обучения
русскому
языку
в
коррекционной
школе. - М.: Владос, 2002. - 106 с.
2.
Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших
школьников. // Начальная школа. - 2009. - №4. - с.15-17.
3.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок, психологическая
готовность к школе. - М., 1987.
4.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред.
Б.П. Пузанова. - М., 2000.
5.
Уфимцева
Л.П.
Некоторые
подходы
к
преодолению
сенсомоторных
зат руднений
при
обучении
письму
и
чтению
у ч а щ и хс я
вспомогательной школы // Дефектология. - 2004. - № 3; 2005. - № 6.