Напоминание

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ


Автор: Зелинская Нина Гордеевна
Должность: преподаватель латинского языка и фармацевтической технологии
Учебное заведение: ФГБ ПОУ "Ульяновский фармацевтический колледж" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ

Зелинская Нина Гордеевна, преподаватель латинского языка и фармацевтической

технологии

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Ульяновский фармацевтический колледж» Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска механизмов управления

педагогическими конфликтами. Обоснованы этапы управления конфликтом. В

отдельной конфликтной ситуации необходимо использование различных технологий

управления. В целях конструктивного завершения педагогических конфликтов

наиболее эффективно использование таких управленческих воздействий, как

прогнозирование, предупреждение, профилактика и разрешение конфликтов.

Ключевые слова: управление педагогическим конфликтом, педагогический конфликт,

конфликт.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и охватывают

все

ее

сферы.

Противоречия

в

природе,

обществе

и

мышлении,

столкновение

противоположных

желаний

и

мотивов

в

человеческой

душе,

борьба

между

людьми,

общественными

классами,

государствами

все

это

было

предметом

размышления

философов, социологов и психологов на протяжении многих лет.

Конфликтология

является

дисциплиной,

возникшей

на

пересечении

психологии,

медицины,

педагогики

и

социальных

наук.

Конфликтология

наука

о

закономерностях

и

механизмах

возникновения

и

развития

конфликтов,

а

также

о

принципах и технологиях управления ими [4, c. 6].

Конфликтология

как

научная

дисциплина

сложилась

в

политологии

и

социологии Запада в 50 – 60-х гг. ХХ века. Её предметом стало объяснение процессов

жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством

конфликта.

Впервые

предметом

научного

познания

стали

конфликты

между

государственной

властью

и

обществом,

а

также

отдельными

социальными

группами,

которые

нашли

отражение

в

учениях

о

демократии.

В

дальнейшем

в

круг

научных

интересов вошли социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а

затем

межгрупповые

и

межличностные.

Наконец,

возникала

потребность

в

систематическом анализе всех значимых для общества конфликтных отношений.

Конфликтология в нашем государстве появилась сравнительно недавно. Свою

актуальность она приобрела только в 1991 году, так как в Советском Союзе отрицали

наличие конфликтов. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно

представлены

в

работах

Анцупова

Анатолия

Яковлевича

и

Прошанова

Сергея

Леонидовича, которые являются ведущими специалистами в области конфликтологии,

стресса и его профилактики, а также оптимизации процесса управления организациями.

В ходе развития конфликтологии происходит её специализация, что связана с

существованием конфликтов во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях её

организации

и

развития.

Существенной

особенностью

конфликтологии

является

её

комплексный

характер,

который

охватывает

одиннадцать

научных

дисциплин.

Конфликтология

тесно

взаимодействует

прежде

всего

с

философией,

социологией,

политологией, психологией, экономикой, историей и правом. Кроме того, в развитии и

совершенствовании

конфликтологии

участвуют

и

такие

дисциплины,

как

математика,

медицина и химия. Это свидетельствует о сложности, специфичности данной дисциплины

и

отражает

её

многофункциональную

структуру

и

многообразие

форм,

процессов

разворачивания и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности.

Объектом конфликтологии является конфликт во всех формах его проявления

(от детских ссор до мировых войн).

Предметом конфликтологии является изучение вопросов:

причина и сущность конфликтов;

различные формы конфликтов;

динамика конфликтов;

поиск

наиболее

эффективных

и

безболезненных

путей

предупреждения

и

разрешения конфликтов.

Термин

«конфликт»

происходит

от

латинского conflictus – «столкновение».

Существует множество подходов к определению конфликта, так как понятие «конфликт»

не имеет однозначной интерпретации в силу многомерности терминологического поля.

Основываясь

на

многообразии

подходов,

можно

сказать,

что

конфликт

может

быть

охарактеризован как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые

могут быть конкретными лицами или группами.

В

западной

терминологии

имеет

широкое

распространение

определение

конфликта,

данное

американским

теоретиком Льюисом

Козером.

По

его

мнению,

конфликт представляет собой борьбу за ценности и притязания на определённый статус,

власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение

ущерба или устранение соперника.

В российской терминологии понятие конфликта также носит социологический

характер. Юрий

Григорьевич

Запрудский определяет конфликт как явное или скрытое

состояние

противоборства

объективно

расходящихся

интересов,

целей

и

тенденций

развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на

почве

противодействия

существующему

общественному

порядку,

особая

форма

исторического движения к новому социальному единству.

Таким

образом, конфликт

– столкновение

интересов,

позиций,

мнений,

способов действий

между

двумя

или

более

сторонами,

которое

заставляет

человека

пересмотреть

привычные,

сложившиеся

представления

о

себе,

мире,

отношениях,

способах действий.

Структуру конфликта можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура конфликта

S

1

и

S

2

стороны

конфликта

(субъекты

конфликта);

П –

предмет

конфликта; ОК

1

и ОК

2

– образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М

1

и М

2

мотивы конфликта; Р

1

и Р

2

– позиции конфликтующих сторон

Всякий конфликт возникает только при наличии объекта конфликта, который

представляет

собой

ценность,

по

поводу

которой

возникает

столкновение

интересов

противоборствующих сторон.

Предметом

конфликта являются противоречия, которые возникают между

взаимодействующими

сторонами

и

которые

они

пытаются

разрешить

посредством

противоборства. Предметом конфликта могут быть экономические и социальные блага,

материальные

и

духовные

ценности,

права

и

свободы

человека,

разнообразные

традиции.

Сущностью

конфликта является

межгрупповое

или

межличностное

противоборство,

основанное

на

осознанном

каждой

из

сторон

противоречии.

Это

столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.

Мотивами

конфликта

являются внутренние

побудительные

силы,

подталкивающие

личностей

к

конфликту.

Они

выступают

в

форме

потребностей,

интересов, целей, идеалов, убеждений.

Сторонами

конфликта являются

личности,

находящиеся

в

состоянии

конфликта или же поддерживающие конфликтующих.

Позициями

конфликтующих

сторон является

те

суждения,

которые

они

заявляют друг другу в ходе конфликта или на переговорах.

Базой конфликта является конфликтная ситуация. Ее элементами выступают

противоборствующие

участники

или

оппоненты

и

объект

конфликта. Конфликтная

ситуация – противоречия, что накопились в результате деятельности и создают почву для

противоборства между людьми.

Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся в виде

схемы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Схема соотношения причины конфликта, конфликтной ситуации и

конфликта

Педагогическая

сфера

представляет

собой

совокупность

всех

видов

целенаправленного

формирования

личности,

а

ее

суть

сводится

к

деятельности

по

передаче

и

освоению

социального

опыта.

Существование педагогических конфликтов

связано с противоречивой природой самой педагогической деятельности, включающей в

себя множество людей с разнообразными особенностями.

Одной из первых работ в педагогике, посвященной проблеме конфликта, была

статья

Б.Т.

Лихачева

«О

конфликте

в

детском

коллективе».

Различные

аспекты

педагогических конфликтов изучены В.М. Афоньковой, Т.В. Драгуновой, М.М. Рыбаковой,

И.И. Рыдановой, Е.Е. Тонковым и др.

Конфликты преподавателя со студентом разделяют на три вида:

конфликты

деятельности,

возникающие

по

поводу

успеваемости

студента,

выполнения им внеучебных заданий;

конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения студентом

правил поведения в учебном заведении и вне его;

конфликты

отношений,

возникающие

в

сфере

эмоциональных

отношений

студентов и педагогов.

Ученые-исследователи

выделяют

следующие

особенности

педагогических

конфликтов:

1.

участники конфликтов («преподаватель – студент») имеют разный социальный

статус, чем и определяется их поведение в конфликте;

2.

профессиональная

ответственность

за

педагогически

правильное

разрешение

проблемных ситуаций лежит на педагоге;

3.

присутствие других студентов делает их из свидетелей участниками и в результате

конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

4.

профессиональная

позиция

педагога

в

конфликте

обязывает

взять

на

себя

инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы студента;

5.

различное

понимание

событий

и

их

причин

участниками

конфликта,

поэтому

преподаватель не всегда понимает глубину переживаний подростка, а студент не

может справиться с эмоциями и подчинить их разуму.

В науке сложилось двойственное отношение к роли конфликта в социуме

и социальных институтах. Согласно первой позиции конфликт рассматривается как

нежелательное явление, нарушающее нормальное функционирование социальной

системы. В другой научной традиции конфликт рассматривается как постоянный и

необходимый компонент социальной системы, движущая сила развития. Это мнение

разделяли Аристотель, Гоббс, Гегель, Вебер, Маркс, Дарендорф и др.

Такая

двойственность

функций

характерна

и

для

педагогического

конфликта.

Диаметрально

противоположных

взглядов

на

этот

вопрос

придерживались

великие

педагоги

В.А.

Сухомлинский

и

А.С.

Макаренко.

В.А.

Сухомлинский указывал на негативный характер конфликтов для функционирования

школы. А.С. Макаренко, напротив, считал конфликты полезными в педагогическом

процессе,

так

как

они

помогают

педагогу

научиться

владеть

различными

педагогическими ситуациями и создавать благоприятный психологический климат.

Как показывает анализ теории и практики, в большинстве случаев конфликты в школе

носят деструктивный характер. Последствия конфликтов сказываются на психическом

состоянии его участников, сопровождаются стрессом, отражаются на эффективности

деятельности

оппонентов,

отрицательно

влияют

на

развитие

личности.

Конфликт

может отрицательно повлиять и на взаимоотношения в коллективе, ведет к снижению

групповой сплоченности и ухудшению качества совместной деятельности.

Признание

многоплановости

педагогического

конфликта,

его

конструктивной

и

деструктивной

функций,

свидетельствует

о

необходимости

управления

им.

Исследованию

сущности

и

путей

педагогического

управления

решением конфликтных ситуаций посвящены работы В.Г. Афанасьева, Ф. Генова, Е.С.

Жарикова,

В.Л.

Симонова,

Е.Е.

Тонкова.

Педагогическое

управление

конфликтом

позволит

стимулировать

одни,

полезные

для

развития

находчивости,

умения

анализировать, сообразительности, и предупредить другие конфликты, ведущие к

деструктивным последствиям.

Понятие

управление

раскрывает

способ

осуществления

действий,

направленных на реализацию единых целей и задач. Управление конфликтом - это

сознательная

и

целенаправленная

деятельность

по

отношению

к

нему,

осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения участниками

конфликта или третьей стороной.

Д.П. Зеркин [5] в управление конфликтом включает следующие этапы:

прогнозирование

конфликта;

предупреждение

одних

и

стимулирование

других;

прекращение и подавление; регулирование и разрешение конфликтов. А.Я. Анцупов

[1]

добавляет

такие

управляющие

воздействия,

как

симптоматику,

профилактику,

ослабление, пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликтов,

В каждой отдельной конфликтной ситуации необходимо использование

различных

технологий

управления.

Одни

конфликты

необходимо

предотвращать,

другие

-

поощрять

частности,

конкурентные),

третьи

-

подавлять

(связанные

с

преступностью), четвертые - разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон.

В

целях

конструктивного

завершения

педагогических

конфликтов

наиболее

эффективно

использование

таких

управленческих

воздействий,

как

прогнозирование,

предупреждение,

профилактика

и

разрешение

конфликтов.

Прогнозирование

педагогических

конфликтов

заключается

в

обоснованном

предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития,

что

повышает

вероятность

оптимального

разрешения

пр оти во р еч и я .

Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его

возникновения.

Профилактика

конфликтов

заключается

в

такой

организации

субъектов

педагогического

взаимодействия,

которая

исключает

или

сводит

к

минимуму

вероятность

возникновения

конфликтов

между

ними.

Разрешение

педагогических конфликтов предполагает совместную деятельность его участников,

направленную на решение проблемы, которая привела к столкновению.

Литература:

1.

Емельянов С. М. Конфликтология. – 4-е изд., испр. и доп. – 2018. – М.: Издательство

Юрайт. – с. 322. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

2.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология - наука о гармонии. -

Екатеринбург, 1995.

3.

Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

4.

Психология: словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -

М., 1990.

5.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

6.

Самоукина Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. - №4.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!