Автор: Лилия Викторовна Баглай
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 17"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Троицк
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗНОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 17»
Педагогический проект на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗНОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА»
Разработчик:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Лилия Викторовна Баглай
город Троицк
Содержание
Введение
Глава
1.
Формирование метапредметных универсальных учебных
действий в условиях ФГОС
1.1.
Проблема формирования
метапредметных
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся
в
условиях
ФГОС
на
уровне
начального общего образования
1.2.
Использование
разноуровневого
подхода
на
уровне
начального общего образования
1.3.
Те х н о л о г и и
м од е р а ц и и
к а к
с р е д с т в о
р а з в и т и я
метапредметных
универсальных
учебных
действий
обучающихся
на
уровне начального общего образования. Применение в практике
Г л а в а
2 . Исследование
в л и я н и я технологии
модерации
с
применением
разноуровневого
подхода на
развитие метапредметных
универсальных учебных действий в условиях ФГОС на уровне начального
общего образования
2.1. Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность педагогического проекта.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты требуют от
общеобразовательных
организаций «воспитывать
гражданина
и
патриота,
раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире».
Значимость
развития
личности
учащегося,
его
познавательных
и
созидательных
способностей,
формирования
у
него
целостной
системы
универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности
и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных
государственных стандартов общего образования».
Развитие
личности
становится
смыслом
и
целью
современного
образования. А основным результатом современной школы по ФГОС НОО
становится теперь не сама по себе система знаний, а ключевые компетенции,
т.е. универсальные учебные действия.
В связи с этим встает необходимость изменения форм и методов работы с
обучающимися
на
уровне
начального
общего
образования,
необходима
переориентация на компетентностный подход, который предусматривает иную
роль обучающегося в учебном процессе.
Наряду
с
этим,
в
массовой
педагогической
практике
выявляются
противоречия, подтверждающие актуальность опыта:
-
между необходимостью выстраивать учебный процесс так, чтобы
учащийся сам оперировал учебным содержанием, умел работать в команде, в
целях
формирования
способностей
к
самоорганизации
и
недостаточной
эффективностью традиционного подхода к организации групповой работы;
-
необходимость выполнения учителем социальной роли «учитель-
партнер» и наше нежелание отказаться от социальной роди учитель-начальник.
Разрешение данных противоречий на наш взгляд стоит в организации
ориентированного
субъект-субъектного
сотрудничества,
основанного
на
диалоге,
кооперации
посредством
применения
в
педагогической
практике
технологии модерации.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета
цели
воспитания
и
развития
личности
младшего
школьника
на
основе
формирования учебной деятельности.
Необходимо
создать
такие
условия,
чтобы
каждый
учащийся
мог
полностью
реализовать
себя,
свои
индивидуальные
особенности,
стал
подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой
класс
состоит
из
обучающихся
с
неодинаковым
развитием
и
степенью
подготовленности,
разным
отношением
к
учению
и
разными
интересами.
Зачастую
учитель
вынужден
вести
обучение
применительно
к
среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к
тому, что «сильные» учащиеся искусственно сдерживаются в своём развитии,
теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа
индивидуального подхода.
Один
их
путей
индивидуального
подхода
–
разноуровневый
подход.
Таким образом, представляемый педагогический опыт актуален, соответствует
государственной
образовательной
политике,
передовым
идеям
современной
педагогики
и
психологии,
профессиональным
интересам
педагогической
общественности и интересам самих учащихся.
Анализ
противоречий
позволил
определить
ведущую
педагогическую
идею опыта: создание необходимых условий, способствующих формированию
и
развитию
универсальных
учебных
действий
при
организации
процесса
обучения
младших
школьников,
используя
технологию
модерации
с
применением разноуровневого подхода.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
обеспечивающих
школьникам
умение
уч иться ,
спо собно сть
к
с аморазвитию
и
самосовершенствованию.
Одним
из
составляющих
УУД
является
метапредметные
УУД.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность
планирования
и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами
и
сверстниками,
построение
индивидуальной
образовательной
траектории.
Таким
образом, цель
педагогического
проекта:
определить
влияние
технологии модерации с применением разноуровневого подхода в обучении на
формирование
метапредметных
универсальных
учебных
действий
обучающихся
на
уровне
начального
общего
образования
в
условиях
федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
-
изучить
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
формирования
метапредметных
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся на уровне начального общего образования в условиях ФГОС
НОО;
-
проанализировать
состояние
проблемы
использования
технологий
модерации
в
теории
и
практике обучения
на
уровне
начального
общего
образования;
-
апробировать
технологию модерации
посредством
включения
в
целостный педагогический процесс;
- представить опыт педагогическому сообществу.
Для
решения
поставленных
задач
применялся
следующий
комплекс
методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме
исследования,
изучение,
анализ
и
обобщение
педагогического
опыта,
анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, методы математической
статистики.
О б ъ е к т исследования
-
метапредметные
универсальные
учебные
действия на уровне начального общего образования.
Предмет исследования - влияние технологии модерации с применением
разноуровневого обучения на развитие метапредметных универсальных учебных
действий обучающихся на уровне начального общего образования в условиях
федеральных государственных образовательных стандартов.
Гипотеза
исследования:
применение
технологий
модерации
в
образовательном процессе на уровне начального общего образования будет
способствовать
формированию
метапредметных
универсальных
учебных
действий в условиях ФГОС НОО.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она
подтверждает
возможность
изменения,
дополнения,
совершенствования
приемов обучения и воспитания в современной школе. Развитие обучающихся
будет
осуществляться
более
эффективно
с
использованием
технологий
модерации, если:
учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
активность
воспроизведения
будет
характеризоваться
стремлением
обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами
применения знаний в измененных условиях;
активность
обучающегося
предполагает
устремление
его
к
теоретическому
осмыслению
знаний,
самостоятельному
поиску
решения
проблем;
педагог
будет
понимать
значимость
использования технологий
модерации в целях развития и воспитания обучающихся, владеть технологией
включения технологий
модерации
обучения
в
педагогический
процесс
и
обеспечивать руководство ими.
Этапы реализации проекта:
1.2014-2015 учебный год – изучение и систематизация теоретического
материала по теме проекта.
2.2015-2016 учебный год – апробация технологий модерации.
3.
2016-2017
учебный
год
–
использование
технологий
модерации
с
применением
разноуровнего
подхода
для
реализации
эффективной
модели
обучения на уровне начального общего образования.
4. 2017-2018 учебный год – обобщение педагогического опыта.
Предполагаемые
результаты
в
собственной
профессиональной
деятельности:
самообразование;
повышение квалификационного уровня;
обмен
опытом
в
целях
эффективного
подхода
к
обучению
и
получения высоких результатов.
Методологической
основой
педагогического
проекта
явились:
диалектическая теория познания (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс);
компетентностный
подход
(В.
И. Байденко,
Э.
Ф. Зеер,
И.
А. Зимняя,
В.
П. Зинченко, О. Е. Лебедев, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Б.
Д. Эльконин
и
др.);
субъектно-деятельностный
подход
(К.
А.
Абульханова-
Славская, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн); системный подход (В. Г.
Афанасьев, Л. фон Берталанфи, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, Г. Н.
Сериков, Э. Г. Юдин и др.).
Теоретическая
база
исследования
выстроена
с
учетом
положений,
отражающих методологию и методику проведения научных исследований (А.
И. Загвязинский, Д. Ф. Ильясов, В. В. Краевский и др.); теории компетенций (Г.
В. Вайлер, Ю. В. Койнов, Я. И. Лефстед, Н. В. Матяш, В. В. Сериков и др.);
теоретических
положений,
регламентирующих
организацию
учебного
сотрудничества в групповых формах работы (А. И. Донцов, Х. И. Лийметс, А.
В. Петровский, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, С. Г. Якобсон и
др.);
теоретических
основ
развивающего
обучения
(В.
В.
Давыдов,
А.
Н.
Леонтьев,
Л.
В.
Занков,
Д.
Б.
Эльконин
и
др.);
теоретических
подходов
педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В.
А. Караковский и др.); теории учебной деятельности (Ю. К. Бабанский, В.
В. Репкин и др.); концепции формирования и развития универсальных учебных
действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, С. В. Молчанов и
др.); теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я.
Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.); учений о возрастных особенностях детей
младшего школьного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина,
Ж. Пиаже и др.).
Нормативно-правовую
базу
исследования
составили:
Федеральный
Закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
«Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
Модель
«Российское
образование
–
2020:
модель
образования
для
инновационной экономики» и др.
Сочетание
теоретико-методологического
уровня
исследования
с
решением задач прикладного характера обусловило выбор теоретических и
эмпирических
методов. Теоретические методы: теоретико-методологический,
понятийно-терминологический
и
системный
анализ,
моделирование,
прогнозирование. Эмпирические
методы: эксперимент,
наблюдение,
тестирование,
опрос,
групповые
и
индивидуальные
беседы,
обобщение
практического опыта, методы математической статистики.
База
исследования.
Педагогический
эксперимент
проводился
в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 17» г.
Троицка.
Глава
1.
Формирование
метапредметных универсальных учебных
действий в условиях ФГОС НОО как психолого-педагогическая проблема
1.1.
Пробле ма формирования
метапредметных
универсальных
учебных
действий
в
условиях
ФГОС
на
уровне
начального
общего
образования
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с
изменением
парадигмы
образования:
от
цели
усвоения
знаний,
умений
и
навыков
к
цели
развития
личности
учащегося.
Под
УУД
в
ФГОС
общего
образования
понимается
«…совокупность
способов
действий
учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений,
включая
организацию
этого
процесса»,
«…умение
учиться,
т.е.
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта».
В
традиционном
образовании
образовательный
процесс
в
подавляющем
большинстве
случае
основан
на
подборе
необходимой
для
изучения
информации
и
развитию
психических
процессов,
и
в
меньшей
степени
–
обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в
целом.
Это
значительно
снижает
общую
эффективность
образовательного
процесса
и
негативно
сказывается
на
развитии
личности.
Кроме
того,
обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности
обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
Универсальный
характер
УУД
проявляется
в
том,
что
они
носят
надпредметный,
метапредметный
характер,
реализуют
целостность
личностного,
социального,
познавательного,
коммуникативного
развития
личности;
обеспечивают
успешное
усвоение
знаний,
умений
и
навыков
и
формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия
для обучающихся к решению жизненных задач.
Заявленные
ФГОС
результаты
обучения
согласуются
с
моделью
выпускника
начальной
школы,
определяемой
как
личность
с
основами
нравственного
поведения
и
общеучебных
навыков,
необходимых
для
продолжения
образования
в
основной
школе
и
обеспечивающих
«умение
учиться»;
личность,
способная
к
совместной
деятельности
с
учителем
и
одноклассниками.
Функции УУД:
обе спечение
возможно стей
учащего ся
с а м о с тоя т е л ь н о
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на
основе
готовности
к
непрерывному
образованию,
компетентности
«научить
учиться»,
толерантности
жизни
в
поликультурном
обществе,
высокой
социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение
успешного
усвоения
знаний,
умений
и
навыков
и
формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области
познания.
Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных,
метапредметных,
предметных
результатов. Личностные
результаты –
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников
начальной
школы,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской,
гражданской
идентичности. Метапредметные
результаты –
освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные
УУД. Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных
предметов
опыт
специфической
для
каждой
предметной
области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в
основе современной научной картины мира. К основным видам универсальных
учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также
действия
саморегуляции),
познавательные,
коммуникативные
УУД.
Регулятивные
УУД обеспечивают
организацию
учебной
деятельности
(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая
саморегуляция
как
способность
к
мобилизации
сил
и
энергии;
способность
к
волевому
усилию
–
к
выбору
в
ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные
УУД включают
общеучебные,
логические
и
направленные
на
постановку
и
решение
проблемы
навыки. Общеучебные
навыки:
умение
адекватно,
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в
соответствии
с
целью
(подробно,
сжато,
выборочно)
и
соблюдая
нормы
построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности
при
решении
проблем
творческого
и
поискового
характера;
действие
со
знаково-символическими
средствами
(замещение,
кодирование, декодирование, моделирование) Логические навыки:
сравнение
конкретно-чувственных
и
иных
данных
(с
целью
выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления
классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их
включения в тот или иной класс);
анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение
целого на части;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация
–
упорядочение
объектов
по
выделенному
основанию.
Коммуникативные
УУД обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
разрешение
конфликтов
–
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
УУД определяются как способы деятельности и по сути своей также
являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной
деятельности во всей ее полноте. И когда мы говорим, что ребенок овладел
метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-
познавательные
и
учебно-практические
задачи,
но
и
осознает
способы
действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу,
говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую – то проблему. Для того
чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как
элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно,
наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого
осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по
развитию
УУД
и
совместное
освоение
способами
действия
–
реальная
педагогическая
задача.
Формирование
универсальных
учебных
действий
–
процесс
длительный.
Формировать
учебные
действия
необходимо
за
счет
регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально
организованные
ситуации
на
всех
учебных
предметах
и
внеурочной
деятельности.
Формирование познавательных
УУД связано
с
содержанием
учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала.
Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет
в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников
образовательного
процесса,
использование
специальных
методов
и
форм
организации учебной работы учащихся.
Регулятивные
УУД формируются
в
процессе
их
многократного
повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в
коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.
Особое
внимание
нужно
уделить
рефлексивному
развитию
учащихся,
обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо
давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но
и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».
Для
формирования коммуникативных
умений необходимо
регулярно
включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он
должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко
и
ясно
письменно
или
устно,
задавать
вопросы
на
уточнение
и
т.д.
В
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД
сформулированы
достаточно
обобщенно.
Для
их
целенаправленного
формирования
необходимо
конкретизировать
пооперационный
состав
этих
действий.
Педагогической
науке
и
школьной
практике
еще
предстоит
разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не
пр е т е нд уя
на
полноту,
пр ед с т а вля е м
фр а гме нт ы
ко н к р е т н о г о
состава познавательных учебных действий:
Уметь сравнивать, значит уметь:
выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
выделять признаки сходства;
выделять признаки различия;
выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
выделять существенные признаки объекта;
Уметь анализировать, значит уметь:
разделять объект на части;
располагать части в определенной последовательности;
характеризовать части этого объекта;
Уметь делать выводы, значит уметь:
находить главное в изучаемом объекте или явлении;
устанавливать главную причину явления;
кратко
оформлять
высказывание,
связывающее
причину
и
следствие;
Уметь составить схему, значит уметь:
разделять объект на части;
располагать части в определенной последовательности;
определять связь между частями;
оформлять графическое изображение;
Таким
образом,
развивать
личность
в
условиях
введения
ФГОС
необходимо,
создавая
психолого-педагогические
условия.
Примером
таких
условий
может
быть
использование
разноуровневого
подхода
на
уровне
начального общего образования.
1.2. Использование разноуровневого подхода на уровне начального
общего образования
Современные концепции начального образования исходят из приоритета
цели
воспитания
и
развития
личности
младшего
школьника
на
основе
формирования учебной деятельности.
Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью
реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим
учиться.
Обучение,
по
выражению
Ш.А.Амонашвили,
должно
быть,
вариативным к индивидуальным особенностям школьников: одним из средств
реализации
индивидуального
подхода
к
детям
является
дифференциация
обучения.
Дифференцированным
считается
такой
учебно-воспитательный
процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий
учащихся.
В
начальной
школе
применима
внутриклассная
дифференциация,
где
обычно
имеют
место
три
уровня:
высокий,
средний,
низкий
(по
степени
обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности,
творчества, по степени запоминания, степени познавательной активности).
И.М.Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности
учащихся:
Так,
к
группе
с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся,
которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенные
закономерности,
способны
самостоятельно
развивать
раскрытые
на
уроке
положения, легко переносят знания в новые ситуации.
Ученики среднего
уровня
обучаемости
усваивают
учебный
материал
после
тренировочных
упражнений,
для
усвоения
знаний
требуется
более
длительное время по сравнению с учащимися 1 группы.
Учащиеся низкого
уровня
обучаемости
усваивают
материал
после
многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания
репродуктивного характера, овладевают знаниями за более длительное время,
чем предыдущая группа.
Комплектование
группы
-
уровней
условно,
так
как
состав
групп
непостоянен. Динамика в развитии является основанием для перевода в другую
условную группу.
Обязательным условием развития детей в системе дифференцированного
обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной,
интересной для младшего школьника информацией, которую не обязательно
усваивать,
запоминать,
дающую
возможность
развивать
общую
культуру,
эрудицию ребёнка. С этой целью полезны такие элементы урока как: «Для
любознательных»,
«Спрашивай,
отвечаем»,
«Этот
удивительный
мир»,
«Путешествие в прошлое».
Как в начале урока, так и середине, конце – наличие дополнительных
более
сложных
задач,
упражнений
на
логическое
мышление,
воображение,
творчество. Позволяет не только поддержать познавательный интерес детей, но
и обеспечивает их развитие, этим самым реализуется принцип «мини – макси»
«Мини» - ученик должен усвоить материал (основной материал)
«Макси» - материал, который может усвоить (дополнительный материал)
Условия успешного осуществления дифференцированного обучения
1.
Безграничная вера в ребёнка. Каждый ребёнок может научиться
всему.
2.
Путь
«от
успеха
к
успеху»
(уровень
сложности
заданий
соответствует
уровню
возможностей
ребёнка)
Оценивая
работу
ученика,
учитель
обращает
внимание
на
то,
что
уже
получилось,
и
лишь
потом
высказывает конкретные пожелания, советы по улучшению работы.
3.
Создание доброжелательной атмосферы на уроках. Ребёнок намного
быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать
такую же уверенность в словах учителя, в его действиях. Поэтому оценочные
суждения должны касаться только результатов работы, а не его личности.
4.
Темп
продвижения
каждого
ученика
определяется
е го
индивидуальными возможностями. Ребёнок не будет работать лучше и быстрее,
если он постоянно слышит слова «быстрее», этими словами достигается, как
правило, обратный эффект. Постепенно, шаг за шагом, не в ущерб качеству,
стараешься приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5.
Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в
качество обучения» Суть «качественного» подхода заключается в том, что зная,
в
чём
трудности
у
ребёнка,
учитель
может
их
устранить
эффективным
способом. ПРИМЕР1:
Ребёнок
путает
«Б-П»,
то
механическая
работа
бесконечного выписывания букв будет неэффективна. А начать работу надо с
развития
умения
дифференцировать
эти
звуки
в
восприятии
на
слух,
при
произношении
учеником
этих
звуков,
обозначения
их
буквами.
А
в
Т
«Грамота», «Письмо» для отработки этой дифференциации введены зрительные
опоры, обозначающие звонкие согласные звуки. ПРИМЕР 2: (математика) –
продуктивен
такой
путь
–
от
знания
причины
ошибки
к
её
устранению.
ПРИМЕР 3: Решение задач на нахождение числа на несколько единиц (больше,
меньше) – Т включают упражнения, которые помогают детям понять смысл
самого условия задачи: «на 3 больше», «значит столько же и ещё 3», «на 3
меньше» - столько же, но без 3.
6.
Постоянное отслеживание продвижения каждого обучающегося
А) что ребёнок может сделать самостоятельно;
Б) что может сделать с помощью учителя;
В) в чём эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии
ученика, выявленные в процессе диагностики.
8.
Содержание учебного материала должно быть направлено на
предупреждение трудностей обучения и способствовать развитию
учащихся:
- занимательность
- дидактическую игру
- самостоятельную работу
- предметно – практическую работу
Итак, чтобы сделать процесс обучения продуктивным, нужно немногое:
признать
право
каждого
ребёнка
на
самоценность,
индивидуальность,
стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для
него деятельности.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том
случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности
с
динамикой
ролей.
Данную
работу
можно
провести,
организуя
в
образовательном процессе технологии модерации.
1.3. Технологии модерации как средство развития метапредметных
универсальных
учебных
действий
обучающихся
на
уровне
начального
общего образования. Применение в практике
В
законодательстве
Российской
Федерации
закреплен,
как
один
из
основополагающих, принцип
гуманизации образовательного
процесса.
Это
требует
пересмотра
всего
содержания
обучения,
а
именно
признание
творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней
активности
приводит
к
отказу
от
усвоения
определенного
объема
соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная
цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности,
раскрывающим
ее
потенциальные
внутренние
способности
является
само стоятельная
познавательная
и
мыслительная
д е я т е л ь н о с т ь .
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему
способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик
сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Как
известно
на
уровне
начального
общего
образования
существует
множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну
единственную цель – развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Приветствуется
внедрение
инноваций,
и
их
гармоничное
вливание
в
устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную,
активную.
Рассмотрим перечисленные выше модели обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и
смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная
работа, творческие задания)
Одной
из
форм
организации
активной
модели
обучения
выступает
технология модерации.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять,
регулировать.
По мнению немецких педагогов-психологов Г. Хаусманна и X. Штюрмера
модерация
–
это
эффективная
технология,
которая
позволяет
значительно
повысить
результативность
и
качество
образовательного
процесса.
Ученик
перестает
быть
объектом
обучения,
занимая
активную
позицию
в
образовательном процессе.
Технологию
модерации
можно
сравнить
с
путеводной
нитью
в
море
разнообразных
образовательных
процессов.
Использование
модерации
позволяет
упорядочить
протекание
всех
этих
процессов
и,
тем
самым,
обеспечить эффективное управление ими.
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в
обсуждении
темы,
выполнении
заданий,
презентации
результатов
самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то,
чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а
сделать
их
участие
заинтересованным,
мотивированным,
нацеленным
на
достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту
сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая
работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо
всем классом.
Для
обеспечения
эффективности
управления
образовательным
мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в
основу технологии положены ключевые принципы.
Схема №1
Принципы технологии модерации
Структурированность
образовательного
процесса
обеспечивается
разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части),
каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность
процесса
позволяет
создать
ясный
и
четкий
план
образовательного
мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным
целям
урока,
обеспечить
методичную
проработку
каждой
фазы
и
последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять
эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый
из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Схема №2
Фазы модерации
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия.
Объем
и
содержание
раздела
определяется
темой
и
целями
урока.
Будучи
логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают
целостность и системность образовательного процесса, придают законченный
вид
уроку
или
внеклассному
мероприятию.
Активные
методы
обучения,
используемые
в
каждой
фазе
модерации,
идеально
подходят
для
данной
технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
Для
каждого
этапа
урока
используются
соответствующие
активные
методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе
проектирования урока и использованием АМО педагог подбирает методы с
учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при
использовании технологии модерации, получение запланированных результатов
обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается
организацией ключевых процессов:
•
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового
процесса;
•
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми
участниками образовательного процесса;
•
обеспечение
наглядности
хода
и
результатов
образовательного
процесса (визуализация);
•
мотивация всех участников образовательного процесса;
•
мониторинг образовательного процесса;
•
рефлексия педагога и обучающихся;
•
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Схема №3
Ключевые процессы модерации
Технология
модерации
позволяет
органично
применять
в
моей
педагогической
практике
целый
комплекс
современных
образовательных
технологий: проектное обучение, развитие критического мышления, приемы
игровой деятельности и проблемно-диалогичное обучение.
Кроме того применение технологии «модерации» и активных методов
обучения
позволяет
в
полной
мере
реализовать
здоровьесберегающий
потенциал урока в начальной школе.
Познакомимся
поближе
с
некоторыми
приемами
активного
метода
обучения и процессов модерации.
Фаза 1. Начало образовательного материала.
Этап 1. Инициация (начало урока, знакомство)
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ
приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасностей.
В
методической
литературе
в
основном
описаны
методы
активного
обучения, применяемые на данном этапе, которые мало подходят к уроку, а
больше применимы в работе классного руководителя или психолога. Поэтому я
использую авторские методы. Чаще всего - метод «Пусть говорят» Технология
проведения метода: озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся ученных и
прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?» Например:
«Сказка - ложь, да в ней намек». Эпиграф я выбираю неслучайно, он должен
отражать или содержание урока или деятельность учащихся на занятии. То есть
при изучении какой либо сказки на уроке литературного чтения дети должны
сделать вывод: что на уроке будет происходить изучение сказки и толкование ее
главной мысли. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не
должно
уйти
много
времени.
Но
ученики
должны
в
итоге
правильно
истолковать слова эпиграфа. Этот метод позволяет мне динамично начать урок,
обеспечить мне рабочий настрой и создать хорошую атмосферу. Также начать
урок помогут костюмированное появление, видеофрагмент,
ребус, загадка,
анаграмма. Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся
друг другу», «Поздоровайся локтями», "Самолетик пожеланий",
"Любимый
предмет", "Галерея портретов".
Таким
образом,
результативность
моего
опыта
подтверждает
мое
предположение,
если
в
процессе
обучения
младших
школьников
систематически использовать технологию «модерации» и активных методов
обучения, то это способствует:
повышению учебной мотивации;
улучшению усвоения учебного материала;
сформированности
практической
направленности
знаний
обучаемых;
улучшению
эмоционального,
положительного
отношения
к
изучаемым предметам;
развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Глава
2. Исследование
влияния технологий
модерации
с
применением
разноуровневого
о бу ч е н и я н
а развитие
метапредметных универсальных учебных действий в условиях
ФГОС на уровне начального общего образования
2.1. Организация и условия проведения исследования
Модернизация
современного
образования
предполагает
ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний,
но
и
на
развитие
его
личности,
его
духовно-нравственного
потенциала,
способного к самоопределению и самореализации.
Становление опыта происходило на базе Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Лицей
№
17»,
расположенной
на
территории города Троицка.
Эффективность
использования
технологии
модерации
подтверждает
мониторинг
по
о сновным
критериям:
уровень
п о з н а ват е л ь н ы х ,
коммуникативных,
регулятивных
УУД,
результаты
успеваемости,
качества
знаний обучающихся.
Результаты
входной,
промежуточной
и
итоговой
диагностики
по
формированию УУД свидетельствуют о положительной динамике, подтверждая
тем
самым
то,
что
изложенная
система
работы
помогает
создать
образовательную среду, обеспечивающую развитие обучающихся.
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:
Диаграмма – 1 Уровень развития познавательных УУД определялся по
методике «Вербальная фантазия». Автор Немов Р. С.
иаграмма – 2 Коммуникативные УУД
Проводилась диагностика по методике Г.А. Цукерман «Рукавички»
Диаграмма – 3 Регулятивные УУД
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Автор: Бурдон.
Эффективность
применения
технологии
модерации
подтверждается
и
успешным усвоением предметов учебного плана. В течение ряда лет в классе,
где
работает
автора
опыта,
наблюдается
позитивная
динамика
учебных
достижений обучающихся.
Диаграмма- 4 Результаты успеваемости, качества знаний обучающихся
Результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о стабильной
работе
педагога,
эффективности
применяемых
методов
и
приемов,
рациональном применении современных образовательных технологий.
Была проведена еще одна методика диагностики психологических условий
школьной образовательной среды, авторы: Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко.
Результаты представлены на диаграмме 5.
Диаграмма 5 – Результативность диагностики психологических условий
школьной образовательной среды
Особое внимание педагог уделяет организации работы со способными и
одарёнными
детьми,
в
основе
которой
–
создание
условий
для
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся,
повышения
их
мотивации
к
обучению.
Результатом
данной
работы
является
увеличение
количества результативного участия в предметных олимпиадах,
что показано в
диаграмме.
Диаграмма 6 – Результативность участия обучающихся в предметных
олимпиадах
Таким
образом,
в
результате
реализации
опыта
работы
произошли
позитивные изменения в уровне познавательной активности учащихся
на
основе сформированных умений учиться.
Эффективность
педагогического
опыта
подтверждается
и
тем,
что
ученики являются победителями и призёрами конкурсов различного уровня.
Диаграмма – 7 Участие в конкурсах различного уровня
Представленный
опыт
говорит
о
высокой
эффективности
применения
технологии модерации в образовательном процессе. Наблюдается стабильное
достижение ключевых эффектов успешного обучения. Видна положительная
динамика
в
развитии
универсальных
учебных
действий.
А
благоприятная
психологическая атмосфера совместной деятельности становится эффективным
мотивирующим фактором деятельности не только обучающихся, но и педагога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение технологий
модерации
в
образовательном
процессе
начальной
школы
с
применением
разноуровневого
подхода
способствует
формированию
метапредметных
универсальных учебных действий в условиях ФГОС НОО.
Заключение
Таким
образом,
изучив
психолого-педагогическую
литературу,
были
выделены основные характеристики понятия «метапредметные универсальные
учебные
действия»
в
условиях
ФГОС
НОО,
проанализировано
состояние
проблемы использования технологий модерации в теории и практике обучения
в
начальной
школе,
апробированы
технологии модерации
с
применением
разноуровневого подхода.
На
сегодняшний
день
представлен
3
этап
реализации
проекта.
Следующий этап заключается в обобщении инновационного опыта.
Среди
отечественных
исследователей-методистов
крепнет
понимание
необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в
которой
сущность
обучения
не
будет
сводиться
ни
к
передаче
учащимся
готовых
знаний,
ни
к
самостоятельному
преодолению
затруднений,
ни
к
собственным
открытиям
учащихся.
Ее
отличает
разумное
сочетание
педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью,
активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая
опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения,
целях и мотивах познавательной деятельности будет пригодной для реализации
главной цели — всестороннего и гармоничного развития личности.
А
если
так,
то
перед
нами,
учителями,
открывается
широкое
поле
деятельности
—
творить,
экспериментировать
и
искать
идеальный
вариант
обучения. Шаги к нему начинаются в изучении конкретной темы. Примером
такой темы может быть «Технологии модерации». Положительные результаты
необходимо
представлять
вниманию
коллег,
причем
не
только
на
уровне
начального общего образования, но и на других ступенях обучения, а так же
родителей. Так, данный педагогический проект был распространен не только в
рамках
образовательной
организации
(выступление
на
методических
объединениях), но и за её пределами (в сети Интернет – на личном сайте).
Список литературы
1.
Алексеева,
Л.Л.
Планируемые
результаты
начального
общего
образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.- М.:
Просвещение, 2010
2.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и
др. – М.: Просвещение, 2010 - 151с.
3.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
начальной
школе.
Система
заданий
/
А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская,
И.А.
Володарская. - М.: Просвещение, 2011.
4.
Бордовская,
Н.
В.
Педагогика
[Электронный
ресурс]:
учеб.
для
вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
5.
Борисова, Г.В. Современные технологии обучения. Методическое
пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред.
Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во "Полиграф-С",
2002. -79 с.
6.
Бьюзен
Т. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. и Б.
Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: "Попурри", 2010.
7.
Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
8.
Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл.
ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т.2.- 608 с.
9.
Данилюк, А.Я. Серия «Стандарты второго поколения»: Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
учебное
издание/
А.Я.Данилюк,
А.М.Кондаков,
В.А.Тишков.
–
М.:
Просвещение, 2013.
10.
Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и
оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление
начальной школой. – 2013. – № 5 – С.6–12.
11.
Калмыкова,
З.И Развивает ли продуктивное мышление система
обучения В.Ф. Шаталова?//Вопросы психологии. - 1987.-№2.С. 71-80.
12.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и
сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.:
Издательский центр "Академия", 2000.
13.
Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г.Комлев. - М.: АСТ,
2006.
14.
Кондаков,
A.M.
Концепция
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования
/
А.М.
Кондаков.
-
М.:
Просвещение, 2010.
15.
Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко
и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010.
16.
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов,
В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 5-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия,
2008.
17.
Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в
активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного
университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-28.
18.
Мельникова,
Е.Л.
Технология
проблемного
диалога:
методы,
формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2008.
19.
Михальченко,
В.Ю.
Словарь
социолингвистических
терминов
/
В.Ю. Михальченко. - Росийская академия наук, 2006.
20.
Осипова, Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных
учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. –
№ 10 – С. 15–22.