Автор: Арутюнян Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.о.Чехов Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: «Разноуровневое обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142306, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1
Выступление на педсовете
«Разноуровневое обучение как фактор
повышения эффективности
образовательного процесса в условиях
реализации ФГОС»
Подготовила:
заместитель директора по УР Арутюнян Л.В.
Чехов, 2018
1
«Разноуровневое обучение как фактор повышения эффективности
образовательного процесса»
1)
Своё
выступление
я
хочу
начать
словами
из
песни
Андрея
Макаревича:
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Ведь любой обмен опытом – это, по моему мнению, и есть те паузы,
когда переосмысливаются достижения и проблемы. Как известно, удача и
ошибка одного будит мысль другого – это я считаю главным в сегодняшнем
разговоре.
2) Когда во время урока учитель слышит от одних учащихся «Я не
могу! У меня не получается!» «Я ничего не понимаю!», а от других - «А что
дальше?», то понимает, что это проблема: как организовать работу на уроке,
как
адаптировать
учебный
процесс,
чтобы
каждый
обучающийся
имел
возможность почувствовать себя успешным, чтобы научить всех и каждого с
учетом его познавательных возможностей, способностей и интересов, чтобы
каждый
имел
возможность
эффективно
реализовать
индивидуальный
образовательный
маршрут
в
соответствии
со
своими
интеллектуальными
способностями и возможностями здоровья.
Именно
дифференцированная
организация
учебной
деятельности
учитывает
уровень
умственного
развития,
психологические
особенности
учащихся,
абстрактно-логический
тип
мышления
и
берет
во
внимание
индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной
образовательной области.
3) И сейчас мы поговорим о технологии разноуровнего обучения.
4)
Такая
технология
организации
учебного
процесса
предполагает
разный
уровень усвоения учебного материала, при котором его глубина и сложность
различна
в
группах
уровня,
а
это
дает
возможность
каждому
ученику
овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной
программы
на
разном
уровне,
но
не
ниже
базового,
в
зависимости
от
способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
5) Большой вклад в разработку этой проблемы внесли философы,
педагоги,
психологи:
Л.С.Выготский,
К.М.Гуревич,
В.В.
Давыдов,
Д.В.Эльконин,
Л.В.
Занков,
в
работах
которых
раскрыта
природа
способностей,
одаренностей,
индивидуальные
особенности
детей
и
подростков, технология развивающего, разноуровнего обучения.
6) В исследованиях таких ученых, психологов, как Б.М. Теплов, И.П.
Павлов,
В.Д.
Небылицын
и
др.
дана
концепция
биологической
обусловленности
формально-динамических
свойств
индивидуального
поведения человека.
2
7) Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
♦ психолго-педагогическая диагностика учащегося;
♦ сетевое планирование;
♦ разноуровневый дидактический материал.
Сетевой
план –
это
модель
учебного
процесса,
которая
позволяет
каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно
занятие, неделю, месяц, триместр и т. д. и стать личностью действующей, т. е.
субъектом обучения.
Педагогу
сетевое
планирование
позволяет
перейти
от
дискретного
(прерывистого)
управления
деятельностью
учащихся,
когда
задания
выдаются
«порциями»
на
занятии
преподавателем,
к
непрерывному
рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.
Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и
передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по
объему
содержание
осваиваемого
курса
наряду
с
развивающими
рефлексивными
педагогическими
технологиями
являются
гарантами
саморазвития личности.
8)
Отбор
учащихся
на
тот
или
иной
уровень
осуществляется
по
следующим критериям:
•
результаты тестирования на знание базового материала;
•
желание самих учащихся;
•
рекомендации психолога.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и
той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три
группы подвижны по своему составу.
В среднее звено каждый год приходят дети 5-ых классов, которые
обучаются
по
ФГОСам.
Психолог
педагогам
всегда
дает
результаты
психологических тестов, анализируя которые, мы понимаем, что в каждом
9)
классе
четко
выражены
3
группы
учащихся
по
уровню
знаний,
умственным способностям:
1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень
обученности),
осознанной
мотивацией,
высоким
темпом
усвоения
знаний, высоким потенциалом развития;
2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с
мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения
учебного
материала,
средним
темпом
усвоения
знаний,
хорошим
потенциалом развития;
3
3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием
мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.
10) А также психолог обращает наше внимание на индивидуальные
психологические особенности учащихся
В
первую
группу
вошли
дети
с
уравновешенными
нервными
процессами
возбуждения
и
торможения.
Это
дети,
которые
обладают
высоким
уровнем
аналитико-синтетической
деятельности,
им
доступны
обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь,
достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах
возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё
внимание
и
в
работе
могут
допустить
ошибки.
Им
необходимо
систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью
группу
образовали
ученики
“тугодумы”
с
замедленной
реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по
составу
и
эмоционально.
Этим
ученикам
требуется
значительно
больше
времени на усвоение правила, чем другим.
И мы понимаем, что одинакового обучения в принципе быть не может и
определяем для себя педагогические цели и задачи, которые могут быть
решены 11) при внедрении разноуровневого обучения в работу:
Для первой группы (группа “А”)
1.
Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового
уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными
способностями.
2.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3.
Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по
образцу.
Для второй группы (группа “В”)
1.
Развивать устойчивый интерес к предмету.
2.
Закрепить
и
повторить
имеющиеся
знания
и
способы
действия.
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового
материала.
3.
Сформировать
умение
самостоятельно
работать
над
заданием,
проектом.
Для третьей группы (группа “С”)
1.
Развивать устойчивый интерес к предмету.
2.
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания
повышенной сложности.
3.
Развивать
воображение,
ассоциативное
мышление,
раскрыть
творческие
возможности,
совершенствовать
языковые
умения
учащихся.
4
То есть с самого начала обучения нам необходимо создать для каждого
ребенка
ОТКРЫТУЮ
РАЗВИВАЮЩУЮ
среду,
дающую
возможность
проявить себя, развивать свой личностный потенциал, умение учиться на
протяжении всей жизни.
Как у каждого ученика сформировать умение учиться? Как научить
ребенка учить себя! Вот задача для учителя.
12)
И
в
решении
этих
задач
важно
учителю
помнить основные
принципы технологии разноуровнего обучения:
1.
Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не
своим делом
2.
Взаимное
превосходство – если у кого-то, что-то
получается хуже,
чем у других
значит что-то должно получиться лучше; это что-то
нужно искать
3.
Неизбежность перемен- ни одно суждение о человеке не может быть
окончательным.
Чтобы эта работа давала свои результаты
надо, чтобы она была не
спонтанной, а целенаправленной и систематической
Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к
ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”.
Цель
разделения
состоит
как
раз
в
том,
чтобы
привести
требования
к
учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия
для
обучения
и,
конечно
же,
способствовать
систематическому
росту
школьника, переходу его из одной группы в другую.
Разноуровневое
обучение
и
дает
возможность
обойти
заложенную
в
стандарте
усредненность
и
сделать
обучение
дифференцированным
по
способностям
учащихся
к
отдельным
предметам.
При
таком
обучении
учащиеся
приобретают
и бОльшую
свободу
действий;
это
позволяет
каждому
ученику
принимать
самое
активное
участие
в
познавательной
деятельности на уроке и т.д.
Но
как
все
это
организовать,
что
сделать
для
того,
чтобы
ученик
получил
возможность
двигаться
вперед?
Это,
конечно
же, 13)
создание
ситуации успеха на уроке.
14) Создавать ситуацию успеха можно на любом этапе урока
15-19) На мотивационном уровне:
1.
установление психологического контакта;
2.
снятие страха перед возможностью ошибиться;
3.
ожидание лучших результатов. Вселение в учеников уверенности в
хороший результат;
4.
усиление социальной значимости изучаемого материала;
5.
активизация познавательного интереса.
5
20) На организационном уровне:
•
«Разложи все по полочкам» (Логическое структурированное изложение
нового материала);
•
«Чтобы и глаз увидел, и ухо услышало, и зуб попробовал» (Учет всех
модальностей
при
изучении
нового
материала,
подключение
всех
органов чувств);
•
«Лучше сделать вот так…» (Четкое инструктирование);
•
« О т
к а ж д о г о
п о
с п о с о б н о с т я м ,
к а ж д о м у
п о
т р у д у »
(Дифференцированные
задания
по
уровню
сложности,
учитывая
индивидуальные особенности учащихся);
На
уроках
осуществляется
группировка
материала
и
по
степени
сложности
с
учетом
индивидуальных
особенностей
учащихся,
темпа
выполнения работы. Это создание карточек с разными уровнями заданий.
Обычно
они
имеют
маркировку
буквами:
А,
В,
С.
Я
же
использую
цветовую маркировку (цвета светофора): зеленый – уверена справишься,
желтый – осторожно: могут быть трудности, красный – стоп, опасность,
задание повышенной сложности. И что самое важное: самим ученикам
предоставляется возможность выбора уровня усвоения: минимального,
базисного
и
креативного
(повышенного).
Суть
уровневого
обучения
заключается в создании условий, подключение всякого учащегося в работу
в соответствии с уровнем его развития. И если сначала берут задание по
силам, то в следующий раз обязательно попробуют задание посложнее.
•
«Дом сразу не построишь…» (Нарастающая сложность заданий);
•
«Вспоминай все перед проверочной работой» (анонсирование знаний,
которые будут проверены);
•
«Понял
сам
–
помоги
другому»
(помощь
преподавателя
и
консультантов)
Если
же
коснуться
учебно-методических
комплексов
по
разным
предметам, то они, безусловно, позволяют сегодня учителю решать задачи
современного
образования.
Но
есть
некоторые
сложности
в
работе
с
учебником. Чтобы подготовиться к уроку, необходимо каждое упражнение,
задание
проанализировать:
какой
материал
отобрать
для
урока,
какие
задания дать так, чтобы в процесс урока включился каждый ребенок. Ведь
в
своей
педагогической
деятельности
почти
все
педагоги
стараются
каждый урок сделать продуктивным и максимально эффективным для
всех групп учащихся. Мы постоянно находимся в поиске разных средств,
методов, приемов «подачи» материала, чтобы одарённые не скучали, а
дети с трудностями обучения и развития понимали его.
Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом
этапе урока. Например, при проверке домашнего задания ученику общего
6
уровня можно предложить решить задание с использованием тех правил,
которыми
он
пользовался
при
выполнении
домашней
работы,
для
более
способных – придумать задачу, обратную данной. А с учениками, которые
испытывают
трудности
в
изучении
материала,
повторить
все
правила
и
прокомментировать
решение
домашнего
упражнения.
Здесь
надо
ещё
учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам.
При этом
преследуются
различные
цели.
Для
одних
домашняя
работа
–
это
возможность повторить и закрепить знания и навыки, полученные на уроке,
для других – попробовать применить их самостоятельно.
Разноуровневый подход в обучении позволяет осуществлять постоянный
контроль
за
результатами
работы
как
класса
в
целом,
так
и
отдельных
учащихся,
то
есть задачей
учителя
является
преодоление
единообразия,
перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её
индивидуальными
возможностями
и
интересами,
создание
условий
для
развития познавательной активности и самостоятельности.
21)
Формы
работы
при
организации разноуровнего обучения могут
быть разными: это и коллективная, и индивидуальная, и групповая.
Хочется
остановиться
на
работе
в
группах.
Все,
конечно
же,
используют такую форму работы.
Но лучше делать группы сменные, где
участниками
становятся
дети
с
разным
уровнем
обученности,
различной
мотивацией.
Совместная
деятельность
учащихся
в
процессе
познания,
освоения
учебного
материала
означает,
что
каждый
вносит
свой
особый
индивидуальный
вклад,
идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности. Такая работа развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися.
Мы
убедились
в
том,
что
использование
разноуровнего
подхода
способствует саморазвитию детского мышления, т.к. выполнение заданий,
предложенных с учетом особенностей личности, с одной стороны, образует
новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой
возникновения новых, «неясных знаний», заставляет ребенка, поверившего в
себя, искать выход из проблемной ситуаций, определять свой путь познания.
Методы и формы организации работы по формирование УУД на одних
уроках позволяют учащимся этого класса быть успешными и на других
уроках. И если мы будем так работать, то тогда на своих уроках мы реже
услышим «Я не могу!», «Я не понимаю!» и «Что дальше?», значит процесс
обучения идет, значит технология разноуровневого обучения работает.
22) УСПЕХ
23) Причины позволяющие считать этот метод продуктивным:
1.
Повышается активность
7
2.
Повышается работоспособность
3.
Повышается мотивация к изучению
4.
Улучшается качество знаний
24) Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
8