Напоминание

Позитивные возможности и сложности в преподавании ОРКСЭ


Автор: Бабченко Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Н.М.Карамзина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Позитивные возможности и сложности в преподавании ОРКСЭ
Раздел: начальное образование





Назад




Позитивные возможности и сложности в преподавании ОРКСЭ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен

в учебный план школы. Он гармонично дополняет курс «МХК», «История»,

«Литература»

в

рамках

воспитания

толерантности

,

уважения

к

историческому наследию современной цивилизации. Человек не может жить

без идеологии. И то, что сейчас государственная идеология формируется –

это, безусловно, положительно. Да, курс нужен , в мире много религий. Люди

разных

взглядов

и

убеждений

живут

вместе.

Поликонфессиональность

России

задана

исторически,

поэтому

развитие

способностей

младших

школьников

к

общению

в

полиэтнической

среде

на

основе

взаимного

уважения и диалога во имя общественного мира и согласия – позитивный

момент.

Развитие

представлений

младшего

подростка

о

значении

нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,

общества, безусловно, здорово.

Однако,

в

достижении

результата

,

обозначенного

выше,

есть

сложности.

1.Семья. Жизнь показывает, что между теорией и практикой достаточно

большая дистанция. Практически все домашние задания по новому курсу

предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи

(бабушек, дедушек) в их выполнении. Загруженность родителей , нежелание

их заниматься ребенком, целостно-смысловые мировоззренческие основы в

семье, выработанные информационной средой и сложившимися условиями

жизни, могут свести на нет все усилия по воспитанию достойной личности

или

переложить

воспитательную

функцию

на

общеобразовательное

учреждение, забывая, что первичная социализация ребенка происходит в

семье.

2. Педагог. Учитель нового предмета несет большую ответственность

за успешное ведение курса. Требуется не только высокий профессиональный

уровень подготовки, но и глубокие специальные знания по предмету (для его

преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из

области

истории,

литературы,

культурологи,

религоведения(

история

мировых

религий,

основы

вероучения

различных

конфессий,

обрядово-

культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.)

Проблема усложняется еще тем, что программы и учебно-методическое

сопровождение отдельных тем модулей курса, особенно в модулях «Основы

мировых

религиозных

культур»

и

«Основы

светской

этики»

далеко

не

совершенны. Предлагается очень сложный теоретический материал , имеется

чрезмерная загруженность терминами. Так, например, только в тексте Урока

8 учебника по «Основам мировых религиозных культур» по теме «Хранители

предания в религиях мира» содержатся свыше 10 незнакомых детям слов, в

числе которых такие, как иерархия, жрец, раввин, диакон, епископ, умма,

друиды, кельты, лама, имам, хафиз, апостол. Это только в одном уроке.

Объяснить это, чтобы было понятно детям под силу только подготовленному

педагогу.

Парадокс:

гуманитарная

подготовка

учителей

истории

и

обществознания

позволяет

успешно

преподавать

данный

курс,

но

недостаточное

знание

специфики

работы

с

детьми

младшего

школьного

возраста может навредить.

В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная

сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо»,

поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим

определяются

повышенные

требования

к

личностным

качествам

самого

учителя.

3. Надо отметить особо, что для преподавания этого курса просто

необходимо

иметь

хорошее

техническое

оснащение.

Уроки

по

ОРКСЭ

должны быть яркими, так как наглядно-образное мышление характерно для

младших школьников, наличие презентации к уроку очень желательно. Не

все школы оснащены оборудованием и выходом в интернет.

Условие

дальнейшего

существования

России

это

формирование

представлений

о

семейных

ценностях,

мотивация

к

осознанному

нравственному поведению, а трудности, обозначенные в эссе – преодолимы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!