Автор: Бабченко Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Н.М.Карамзина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Позитивные возможности и сложности в преподавании ОРКСЭ
Раздел: начальное образование
Позитивные возможности и сложности в преподавании ОРКСЭ
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен
в учебный план школы. Он гармонично дополняет курс «МХК», «История»,
«Литература»
в
рамках
воспитания
толерантности
,
уважения
к
историческому наследию современной цивилизации. Человек не может жить
без идеологии. И то, что сейчас государственная идеология формируется –
это, безусловно, положительно. Да, курс нужен , в мире много религий. Люди
разных
взглядов
и
убеждений
живут
вместе.
Поликонфессиональность
России
задана
исторически,
поэтому
развитие
способностей
младших
школьников
к
общению
в
полиэтнической
среде
на
основе
взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия – позитивный
момент.
Развитие
представлений
младшего
подростка
о
значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества, безусловно, здорово.
Однако,
в
достижении
результата
,
обозначенного
выше,
есть
сложности.
1.Семья. Жизнь показывает, что между теорией и практикой достаточно
большая дистанция. Практически все домашние задания по новому курсу
предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи
(бабушек, дедушек) в их выполнении. Загруженность родителей , нежелание
их заниматься ребенком, целостно-смысловые мировоззренческие основы в
семье, выработанные информационной средой и сложившимися условиями
жизни, могут свести на нет все усилия по воспитанию достойной личности
или
переложить
воспитательную
функцию
на
общеобразовательное
учреждение, забывая, что первичная социализация ребенка происходит в
семье.
2. Педагог. Учитель нового предмета несет большую ответственность
за успешное ведение курса. Требуется не только высокий профессиональный
уровень подготовки, но и глубокие специальные знания по предмету (для его
преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из
области
истории,
литературы,
культурологи,
религоведения(
история
мировых
религий,
основы
вероучения
различных
конфессий,
обрядово-
культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.)
Проблема усложняется еще тем, что программы и учебно-методическое
сопровождение отдельных тем модулей курса, особенно в модулях «Основы
мировых
религиозных
культур»
и
«Основы
светской
этики»
далеко
не
совершенны. Предлагается очень сложный теоретический материал , имеется
чрезмерная загруженность терминами. Так, например, только в тексте Урока
8 учебника по «Основам мировых религиозных культур» по теме «Хранители
предания в религиях мира» содержатся свыше 10 незнакомых детям слов, в
числе которых такие, как иерархия, жрец, раввин, диакон, епископ, умма,
друиды, кельты, лама, имам, хафиз, апостол. Это только в одном уроке.
Объяснить это, чтобы было понятно детям под силу только подготовленному
педагогу.
Парадокс:
гуманитарная
подготовка
учителей
истории
и
обществознания
позволяет
успешно
преподавать
данный
курс,
но
недостаточное
знание
специфики
работы
с
детьми
младшего
школьного
возраста может навредить.
В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная
сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо»,
поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим
определяются
повышенные
требования
к
личностным
качествам
самого
учителя.
3. Надо отметить особо, что для преподавания этого курса просто
необходимо
иметь
хорошее
техническое
оснащение.
Уроки
по
ОРКСЭ
должны быть яркими, так как наглядно-образное мышление характерно для
младших школьников, наличие презентации к уроку очень желательно. Не
все школы оснащены оборудованием и выходом в интернет.
Условие
дальнейшего
существования
России
–
это
формирование
представлений
о
семейных
ценностях,
мотивация
к
осознанному
нравственному поведению, а трудности, обозначенные в эссе – преодолимы.