Автор: Павлова Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: Приморский край. г.о.Спасск-Дальний
Наименование материала: Статья
Тема: Детский рисунок, что он значит.
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ РИСУНОК, ЧТО ОН ЗНАЧИТ?
Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе
малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Малыш провёл над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как
много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребёнок изобразил себя,
но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружён до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то
обидел его? Вот малыш в кроватке – прилёг отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. До трёх лет – это только чёрточки, линии,
круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырём годам у картинок
появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа,
сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоногий»: существа, тело и голова
которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.
Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с
ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению
главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого
образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги
изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребёнка.
СТРУКТУРА РИСУНКА
Предложите ребёнку нарисовать его семью. Причём, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом.
Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист
(формат А4) вполне подойдёт. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в
процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами:
кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции
он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» –
«тёмный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» –
«доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены
семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют.
Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с
ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве
«независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому,
как сейчас чувствует себя ребёнок.
Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии
ребёнка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно,
ребёнок просто обижен.
Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как
правило, изображается наиболее значимый в понимании ребёнка член семьи. Себя дети обычно
рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке
располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной
также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».
Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует
отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем,
что «папа уехал в командировку». А младшей сестрёнки на рисунке нет, потому что она «спит в
другой комнате». Ребёнок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько
же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные
своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а
лучше – игр в компании таких же малышей.
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
-Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
-Ребёнок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные
отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
-Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их
жизни».
-На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими.
Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но
бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребёнок игнорирует или объясняет:
«не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьёзным поводом задуматься о
семейных взаимоотношениях.
МАНЕРА ПИСЬМА
-Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
-Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную
линию – также признак опаски.
-Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то
боится.
-Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к
внешним эффектам.
-Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребёнок склонен к
быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
-Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит
обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не
помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
-Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы.
---Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребёнку, не
соответствуют его реальным возможностям.
-Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, чётко
прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребёнку понадобилась такая
демонстрация своей силы.
ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру
чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.
-темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
-зелёный – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
-красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
-жёлтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
-фиолетовый – фантазия, интуиция;
-коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
-чёрный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
-серый – безразличие, отстранённость, желание уйти, не замечать того, что тревожит.