Автор: Павлова Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: Приморский край. г.о.Спасск-Дальний
Наименование материала: Статья
Тема: Возрастные особенности детей 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
«Возрастные особенности детей средней группы 4–5 лет»
Ребёнок вышел из кризиса 3-х лет и, в целом, стал спокойнее, послушней, покладистее.
В это время все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает
интерес к окружающему миру.
В возрасте четырёх-пяти лет у вашего ребёнка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности.
Для ребёнка важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе
и меньше нуждается в опеке взрослых. Но существует и обратная сторона
самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать
свои правила в окружающем его мире.
Этические представления.
Ребёнок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства
других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные
этические понятия, воспринимаемые ребёнком не через то, что говорят ему взрослые, а
исходя из того, как они поступают.
Творческие способности.
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребёнок живёт в мире сказок,
фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах,
разнообразных фантазиях ребёнок получает возможность стать главным действующим
лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения.
Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Он
задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение
безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные
страхи.
Отношения со сверстниками.
У ребёнка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных
отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная
игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое
наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок).
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение
со сверстниками занимает все большее место в жизни ребёнка, все более выраженной
становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать
вопросы обо всем, что они видят.
Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё
недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им
неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в
увлекательном разговоре или занимательной игре.
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и
замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова
нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них
развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию
полноценной личности.
К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом
отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родителям на заметку.
Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у
малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к
сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем
сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную
особенность.