Автор: Фоменко Светлана Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Агафоновка" Населённый пункт: с. Агафоновка Наименование материала: Статья Тема: "Азбука графа Л.Н. Толстого" Раздел: среднее образование
«
АЗБУКА
графа
Л
.
Н
.
Толстого
»
Что
же
она
представляет
собой
,
эта
«
Азбука
графа
Л
.
Н
.
Толстого
»,
как
обозначено
на
титульных
листах
ее
четырех
выпусков
,
отпечатанных
в
Санкт
-
Петербурге
в
1872
году
и
воспроизведенных
в
22-
м
томе
полного
собрания
сочинений
в
1957
году
?
Книга
,
о
которой
,
наверное
,
слышал
каждый
,
а
читали
едва
ли
многие
,
за
исключением
специалистов
по
творчеству
Толстого
и
особенно
заядлых
книгочеев
.
Это
весьма
своеобразный
учебник
для
обучения
чтению
,
письму
,
арифметике
,
физике
,
истории
,
географии
,
а
сверх
того
–
литературе
и
основным
истинам
морального
порядка
.
Для
к о г о
о н а
п р е д н а з н а ч а л а с ь
а в т о р о м
?
О ч е в и д н о
,
д л я
крестьянских
детей
,
скажет
читатель
,
знающий
,
что
еще
в
н а ч а л е
1860-
х
г о д о в
Т о л с т о й
,
п у с т ь
н е н а д о л г о
,
з а т о
безоглядно
–
так
он
поступал
всегда
–
ушел
в
«
педагогию
»
в
созданной
им
Яснополянской
школе
для
ребят
из
окрестных
деревень
.
Это
верно
,
однако
,
не
вполне
.
Послушаем
самого
Толстого
.
Вот
что
он
писал
своей
двоюродной
тетке
графине
Александре
Андреевне
Толстой
:
«
Пишу
я
эти
последние
года
азбуку
и
теперь
печатаю
.
Рассказать
,
что
такое
для
меня
этот
труд
многих
лет
,
очень
трудно
…
Гордые
мечты
мои
об
этой
азбуке
вот
какие
:
по
этой
азбуке
только
будут
учиться
два
поколения
русских
детей
,
от
царских
до
мужицких
.
И
первые
впечатления
поэтические
получат
из
нее
.
И
что
,
написав
эту
азбуку
,
мне
можно
будет
спокойно
умереть
».
Что
и
говорить
,
это
был
универсальный
и
гордый
замысел
:
только
по
«
Азбуке
»
обучать
всю
Россию
.
И
мы
,
пожалуй
,
имеем
право
думать
,
что
Толстой
лукавил
,
говоря
всего
о
двух
п о к о л е н и я х
(
в п о с л е д с т в и и
о н
с а м
п р и з н а в а л с я
,
ч т о
кокетничал
в
письмах
к
Александре
Андреевне
).
«
В с е
и
навсегда
должно
быть
написано
в
«
Азбуке
»…
Он
хотел
переделать
всю
Россию
и
начинал
эту
работу
с
«
Азбуки
»,
-
писал
Виктор
Шкловский
в
своей
биографии
Толстого
и
едва
ли
ошибался
:
меньше
,
чем
на
окончательные
и
всеобщие
решения
,
Толстой
не
соглашался
никогда
.
Теперь
,
перелистывая
«
Азбуку
» -
огромный
том
почти
на
800
страниц
,
читая
приведенные
в
определенном
порядке
пословицы
,
загадки
,
былины
,
пересказы
басен
Эзопа
,
сделанные
Толстым
,
отрывки
из
Несторовой
летописи
и
«
Книги
Бытия
»,
соседствующие
с
объяснением
десятичных
дробей
,
правилами
счета
на
счетах
,
с
«
таблицей
арабских
чисел
до
миллиона
»,
фрагментами
из
Евангелия
,
вникая
в
педантичные
замечания
«
для
учителя
» («
Всякий
раз
,
когда
ученик
затрудняется
в
решении
задачи
,
задайте
ему
точно
такую
же
с
самыми
малыми
числами
»),
испытываешь
,
признаться
,
довольно
сложное
чувство
.
Конечно
,
гениальная
рука
Толстого
сказывается
в
каждой
строчке
«
Азбуки
».
Написано
великолепно
,
с
эпической
,
древнегреческой
простотой
,
однако
и
мы
распознаем
,
и
современники
Толстого
тоже
распознавали
(
наверное
,
даже
лучше
нас
)
глубокое
равнодушие
автора
к
«
прогрессу
цивилизации
».
В
эпоху
почти
всеобщей
веры
в
науку
,
в
эпоху
нетерпеливо
-
оптимистического
состояния
умов
голос
Толстого
звучал
явно
не
ко
времени
.
И
сам
он
не
только
это
понимал
,
но
еще
и
подчеркивал
из
духа
противоречия
.
Работая
над
«
Азбукой
»,
он
в
те
же
годы
задумывал
издавать
ж у р н а л
с
в ы з ы в а ю щ е
-
д е м о н с т р а т и в н ы м
н а з в а н и е м
«
Несовременник
».
Иногда
говорят
,
что
Толстой
не
признавал
науку
.
Наверное
,
лучше
сказать
,
что
науку
,
как
и
все
остальное
на
свете
,
Толстой
понимал
по
-
своему
.
И
отстаивал
свое
понимание
с
несокрушимо
-
гениальным
упорством
. «
Наука
, -
писал
Толстой
,
-
есть
только
обобщение
частностей
».
Только
–
и
ничего
больше
. «
Задача
педагогии
есть
,
следовательно
,
наведение
ума
на
обобщение
».
Пример
ума
,
развитого
правильно
,
Толстой
видел
в
образе
Робинзона
Крузо
,
сумевшего
на
своем
необитаемом
острове
сотворить
мир
как
бы
заново
.
Все
нужное
и
ничего
лишнего
.
Каждый
человек
,
согласно
Толстому
, -
это
более
или
менее
Робинзон
на
острове
своей
не по в т о ри м о й
жизни
,
и
каждому
,
к т о
х о ч е т
прож ить
самостоятельно
,
приходится
начинать
практически
с
нуля
.
С
юных
лет
и
до
глубокой
старости
Лев
Николаевич
утилитарно
и
несколько
свысока
относился
к
знанию
. «
Я
всю
жизнь
учился
и
не
перестаю
учиться
, -
говорил
он
в
1902
году
,
-
и
вот
что
я
заметил
,
учение
только
тогда
плодотворно
,
когда
о т в е ч а е т
к а к и м
-
н и б у д ь
м о и м
з а п р о с а м
.
И н а ч е
о н о
бесполезно
».
Абсолютной
ценности
знания
не
было
места
в
мировоззрении
Толстого
.
В
нашей
стране
издательства
много
раз
обращались
к
«
Азбуке
»
Л
.
Н
.
Толстого
,
пользуясь
ею
как
неисчерпаемым
кладезем
ч и с т о г о
,
п р о з р а ч н о г о
р у с с к о г о
я з ы к а
,
и
и з д а в а л и
и
п р о д о л ж а ю т
и з д а в а т ь
д л я
д е т е й
р а с с к а з ы
и з
э т о г о
замечательного
произведения
.