Автор: Литовченко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №26
Населённый пункт: Хабаровский край,г. Комсомольск - на Амуре
Наименование материала: презентация
Тема: Использование мнемотехники,мнемотаблиц в работе с детьми в процессе ознакомления с русским народным творчеством.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 26
Использование мнемотехники, мнемотаблиц
в работе с детьми
в процессе ознакомления с русским
народным творчеством.
Подготовила:
Литовченко И.И.-
Воспитатель,
(подготовительная группа)
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им
духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность темы мне видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети
хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому
дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и
обогащению их словарного запаса.
Через русское народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его
красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: использовать технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей
старшего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи старших дошкольников.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе,
падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умению использовать
мнемотехнологию.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем
образования дополнительных ассоциаций.
Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной, тактильной), развивает мышление, внимание,
воображение и речь дошкольников.
Мнемоквадрат – это символическое или образное изображение одного предмета или действия.
(строка стихотворения, первая строчка сказки и т.д.)
Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые располагаются в ряд.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование
мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную
информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов, предложений и текстов.
Использование мнемотехники в работе с детьми я осуществляю поэтапно:
- знакомлю детей с русским народным произведением (рассматриваем иллюстрации, обсуждаем
то, что изображено)
- кодируем информацию (преобразование героев произведений в абстрактные символы)
- дети рассказывают получившуюся сказку (самостоятельно или с помощью воспитателя ).
Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они
выступают в роли плана – подсказки. Значит, каждый ребёнок может не только
пересказывать знакомые произведения, но и создавать свои.
Мнемотаблица к русской народной сказке «Волк и семеро козлят»
Мнемотаблица к русской народной сказке «Маша и медведь»
В процессе ознакомления дошкольников с русским народным творчеством :
- дети учатся чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
- обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, образных выражений,
эмоционально – оценочной и сказочной лексики;
- раскрываются творческие способности детей;
- формируется нравственность и культура поведения;
- формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;
- развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.