Автор: Киселева Елена Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Учебно-развивающие игры как новый формат игровых технологий при обучении английскому языку.
Раздел: полное образование
Учебно-развивающие игры как новый формат игровых технологий при обучении
английскому языку.
Аннотация: данная статья посвящена вопросам использования учебно- развивающих
игр как нового формата игровых технологий при обучении английскому языку. В статье
рассматриваются особенности и преимущества применения игровых технологий на
уроках английского языка, а также приводятся примеры учебно-развивающих игр,
которые могут быть использованы при обучении иностранному языку обучающихся
младшего и среднего звена общеобразовательной школы.
Ключевые слова: методика
обучения английскому языку, учебно- развивающие игры,
игровые технологии.
Игровые технологии представляют собой уникальную форму обучения, которая дает
учителю
возможность
сделать
изучение
иностранного
языка
более
успешным
и
интересным,
а
также
повысить
уровень
мотивации
благодаря
занимательности
условного мира игры. Правильно подобранная игровая технология дает возможность
окрасить
положительными
эмоциями
монотонную
действия,
направленные
на
запоминание, повторение, закрепление или усвоение информации, так как игра дает
возможность
заинтересовать, в том числе, наиболее пассивных обучающихся или
учеников, с низким уровнем подготовленности, что всегда благоприятно положительно
влияет
на
их
успеваемость.
К
тому
же
игровые
технологии
способствуют
использованию
приобретенных
умений
и
навыков
в
новой
ситуации,
вносят
разнообразие
и
оживленность
в
учебный процесс,
делая
его
ближе,
доступнее
и
интереснее детям. Немаловажное значение имеет и тот факт, не используя игровые
технологии,
невозможна
реализация
коммуникативного
метода
преподавания
иностранного языка в общеобразовательной школе, в том числе при обучении детей
младшего и среднего звена, так как такая деятельность на уроках английского языка
обеспечивает возможность организации процесса общения на этом языке, а также
приближает его к естественной коммуникации.
Все эти преимущества игровых технологий при обучении иностранному языку стали
основанием того, что игровые технологии приобретают все более распространенный
характер в педагогическом процессе преподавания иностранного языка, хотя на них
обращали внимание ещё в XX веке такие ученые как А.Н. Леонтьев,
А.С Макаренко,
В.А. Сухомлинский и Л.С. Выготский.
В свой книге «Проектирование технологий обучения» Г.Е. Муравьева рассматривает
игру как деятельность в условно созданных ситуациях, с целью воссоздания и усвоения
опыта социальных ролей [3, c.7].
Однако, необходимо отметить, что педагогическая игра, в отличии от других видов
игровой деятельности, имеет такие отличительные черты, как цель обучения, которая
должна быть четко поставлена, и отвечающие ей педагогические результаты, поэтому
хотелось
бы
обратить
особое
внимание
на
то
как М.Ф.
Стронин
в
своей
работе
«Обучающие игры на уроке английского языка» дает более конкретное определение
термину «учебная (педагогическая) игра на уроке иностранного языка» определяя её
как «ситуативно-вариативное задание, при выполнении которого создаются условия для
многократного повторения речевого образца в условиях, наиболее бликих к реальному
речевому
общению,
с
присущими
для
него
признаками
спонт анно сти,
эмоциональности и целенаправленности речевого высказывания» [6, с.16].
Конышева А.В. В книге «Игровой метод в обучении иностранному языку» выделяет
наиболее важные функции игровой деятельности в процессе обучения в том числе и
английскому языку. К таким функциям относятся, например, познавательная функция,
пробуждающая интерес к новым знаниям; обучающая функция, которая способствует
развитию памяти и внимания; развлекательная функция, создающая благоприятную и
позитивную
атмосферу
на
уроке
и
превращающая
занятие
в
необычное
событие.
Однако, наиболее важными с точки зрения преподавания иностранного языка, является
коммуникативная
функция,
позволяющая
устанавливать
новые
эмоционально-
коммуникативные отношения, которые основаны на взаимодействии на иностранном
языке, а также функция межкультурной коммуникации, способствующая усвоению
единых для всех людей социально- культурных ценностей. Данные функции игровых
технологий способствуют проведению уроков, соответствующих требованиям ФГОС по
английскому языку [2, с.43].
Очевидно, что не всякая игра может быть использована на уроке английского языка, а
успех применения игровых технологий зависит от их соответствия психологическим и
возрастным особенностями обучающихся, а также уровню их языковой компетенции.
В настоящее время учёными- методистами разработано большое количество игровых
технологий,
которые
направленны
на
усовершенствование
процесса
обучения
иностранным языкам с учётом психовозрастных особенностей обучающихся того или
иного
звена
общеобразовательной
школы.
Наиболее
высокий
интерес
вызывают
учебно-развивающие игры, которые по мнению А.А. Деркача, отличаются тем, что они
должны
быть
использованы
в
учебном
процессе
как
задание,
содержащее
дидактическую
задачу
(например,
проблемную
ситуацию
или
просто
проблему),
решение
которой
сможет
обеспечить
достижение
учебной-
дидактической
цели [1,
c.19].
Основным преимуществом
использования учебно- развивающих игр при изучении
иностранного языка является тот факт, что есть возможность применять их на всех
этапах обучения иностранному языку, со всеми категориями учащихся на различных
этапах
урока. Особое
значение
учебно-развивающие
игры
имеют
при
обучении
учащихся младшего и среднего школьного звена общеобразовательной школы, в том
числе при обучении английскому языку. Традиционно именно этот возраст считается
наиболее
благоприятным
чтобы
начать
изучение
иностранного
языка,
поскольку
обучающимся такого возраста характерна особая чуткость к языковым явлениям, им
сравнительно
легче
запоминать
небольшие
по
объему
языковые
материалы
и
воспроизводить его. Но в то же время, необходимо учитывать, что внимание учащихся
начальных
классов
характеризуется
слабой
устойчивостью,
а
также
для
них
свойственно
преобладание
внешней
активности.
[5 ,
c . 42-44].
Именно
игровые
технологии,
в
частности
учебно-
развивающие
игры
дают
педагогу
возможность
правильно
и
успешно
использовать
внешнюю
активность
обучающихся,
повысить
устойчивость внимания, а также сформировать
необходимые
компоненты учебной
деятельности, например способность понимать цель обучения и выполнять действия в
соответствии
с
ней,
способность
не
только
контролировать,
но
и
адекватно
воспринимать не только свои действия, но и остальных обучающихся. При начальных
этапах обучения иностранным языкам возможно использование учебно-развивающих
игр направленных на формирование определённых фонетических, орфографических
или лексических навыков, а также развивающих такие качества обучающихся как
внимательность,
память
и.т.д.
Как
известно,
фонетические
игры
способствуют
развитию произносительных навыков, например: отработка произношения отдельных
фонем. В этом случае полезным будет знаменитая игра «Я вижу что-то на букву «.».
Данная игра развивает не только фонетические навыки, но и внимание обучающихся.
Учитель дает установку: I spy with my eye something beginning with [d], а обучающиеся
называют слова, которые им известны и начинаются со звука [d]: dog, doll. Победителем
может считаться ученик, который последним назвал подходящее слово. Большую роль
играют и орфографические игры, так как они помогают не только при закреплении
правописания слов, но и при развитии памяти обучающихся. Примером такой учебно-
развивающий игры является игра “Puzzle”, когда обучающимся раздаются карточки с
буквами, а педагог дает установку, например: «Ребята, в этих буквах спряталось слово,
попробуйте
найти
его!».
Для
обучающихся
среднего
звена
можно
предложить
лексическую
игру “Lottery”,
которая
развивает
внимание
и
лексические
навыки
обучающихся. В ходе игры участники команд по очереди достают из ящика карточки с
написанными на них словами и разделяют их по категориям. Например: “Fruits” —
“Vegetables” или “Clothes” — “Furniture”. Большим учебно-развивающим потенциалом
обладает игра “Snowball”, когда первый участник называет слово, например, по теме
“Animals”, а второй обучающийся должен не только повторить предыдущее его слово,
но и добавить свое. После этого последующий участник игры должен называть два
предыдущих слова и свое и т.д. На примере этих учебно- развивающих игр видно, что
игровые
технологии
игр помимо coздания позитивной
атмосферы
на
уроке, дают
учебно-познавательный и развивающий результат. Очевидно, что учебно-развивающие
игры
представляют
собой
новый
формат
игровых
технологий,
а
также
обладают
большим
потенциалом
при
обучении
иностранным
языкам,
в
частности
при
преподавании английского языка обучающихся младшего и среднего звена, поскольку
эти технологии делают
процесс активизации лексико-грамматического материала к
более похожим на условия реального общения и способствуют повышению мотивации
обучающихся
к
изучению
иностранного
языка
и
их
активности
на
занятиях.
Применение на уроках иностранного языка игровых технологий, соответствующих
возрастным
и
психологическим
особенностям
обучающихся,
уровню
их
языковой
компетенции, в сочетании с другими методами и приёмами позволяет учителю сделать
занятия более эффективными.
1.
Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения
иностранным языком. – М.: Педагогика,1991. – 224 с.
2.
Конышева
А.В.
Игровой
метод
в
обучении
иностранному
языку
-Мн.
:
Издательство «Четыре четверти», 2006г. - 192 с.
3.
Муравьева Г.Е.
Проектирование технологий обучения: учебное пособие для
студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей
курсов повышения квалификации учителей / .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ",
2005 .— 132 с
4.
Сафонова
В.
В.,
Соловова
Е.Н.
Программа
начального
образования
по
английскому языку - М. АСТ: Астрель, 2010г. - 272 с.
5.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс - М.
АСТ: Астрель 2010г. - 272 с 17; стр. 42-44
6.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы).
— М.: Просвещение, 1984. — 112 с.