Автор: Павловская Нина Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовность и нравственность на уроках литературы как средство воспитания социально- адаптированной личности
Раздел: среднее образование
Духовность и нравственность на уроках литературы как средство воспитания
социально-адаптированной личности.
Тема по самообразованию, над которой я работаю с 2015 года,— «Духовно – нравственное
воспитание на уроках литературы».
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно
– нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных
идеалов и образовании идеологической пустоты. Причину такого положения следует
искать в недооценке воспитания, объектом которого является духовное и нравственное
развитие учащихся. Недостатки и упущения в данном развитии наносят обществу такой
невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу
нанести невозможно.
На формирование духовной и нравственной личности оказывают воздействие многие
социальные условия и биологические факторы, но решающими оказываются
педагогические как наиболее управляемые, направленные на выработку определённого
рода отношений.
Вопрос о развитии и воспитании умения решать морально - этические проблемы пока
мало изучен в психолого - педагогической литературе, хотя ряд авторов работ по
возрастной психологии и психологии воспитания (И.С.Кон, Л. Колберг, Л.И.Рувинский и
др.) указывают на важность формирования данного умения в юношеском возрасте, когда
особенно остро эти проблемы встают перед человеком. Далеко не все молодые люди могут
противостоять безнравственности. Остальные находятся в плену у всевозможных
страстей, что является знаком антропологического кризиса.
Только подлинно духовная и нравственная личность умеет свободно, то есть сознательно
выбирать линию своего поведения, быть социально-адаптированной. Поэтому в качестве
основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности,
которая способна к самоопределению в современном мире. У обучающихся необходимо
воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного
достоинства, самоуважения, независимости суждений, умение принимать решения и нести
ответственность за свои поступки. Особенно это важно развивать у школьников в
условиях пенитенциарного учреждения.
Поэтому к педагогу, работающему в исправительном учреждении и преподающему
литературу, предъявляются высокие требования. Чтобы соответствовать им, он должен не
только профессионально совершенствоваться, но и духовно расти, постоянно повышать
свои знания в области педагогики и психологии.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал: « Образование, подчинённое задачам
воспитания, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам
уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой
должно дорожить каждому, возрождение совестливости и чести — вот в общих чертах то,
что нам нужно в 21 веке».
Духовность и нравственность ― понятия, существующие в неразрывном единстве. При их
отсутствии начинается распад личности и культуры.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим
миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с
окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а
проявлением духовности — любовь.
Там, где нет духовности падает нравственность. Нравственность ― это личное качество
человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей,
строятся личные и общие представления о приличиях.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание ― это создание условий для
воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Наиболее способствуют этому уроки литературы. Основу каждого занятия составляет
диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не только дать учащимся
знания, но и подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Это должен
быть этический диалог, главной задачей которого становится утверждение высокой
значимости личности и её способности оказывать существенное влияние на среду
обитания, окружающих, человеческие взаимоотношения силой своих нравственных
убеждений. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке, умеет выражать свои
мысли, делать выводы, благодаря чему приобретаются навыки принимать и в жизни
правильные собственные решения, что в конечном итоге позволяет стать социально-
адаптированным. Например, моих учеников очень интересует личность С.А. Есенина, его
богемная жизнь. Чтобы правильно выстроить этическую беседу, за основу беру «
нетрадиционную» методику широко известного учителя Евгения Николаевича Ильина.
Формулирую тему урока словами Есенина: «Так мало пройдено дорог, так много сделано
ошибок». Они находят отклик в душе многих, сидящих передо мной. Далее предлагаю
учащимся самостоятельно поработать с учебником, ознакомиться с биографией поэта и
его стихами и ответить на вопрос: «Как вы думаете, какая самая главная ошибка,
сделанная Есениным? Подумайте и ответьте словами из есенинских стихотворений». И
занялось — споры, обсуждения, даже после окончания урока что-то доказывают друг
другу.
На следующем уроке множество вариантов ответов, самым правильным из которых
признали: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке, ведь
я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки». Что это? Это нечётко выбранная
жизненная позиция. Как там у Маяковского: «Запела земли половина красную песню.
Земли половина белую песню запела». Тут чёткая линия, граница. А Есенин оказался в
узком промежутке, он и со старой Русью, он и с новой. И душа пополам.
Далее строю беседу, опираясь на книгу С.Е.Шамаевой «Рассказы о любви. Книга по
православию для учеников 9-11 классов средней школы».
― Каждому необходимо найти своё предназначение. Человеческие способности, талант
надо развивать в себе и умножать. Огромный талант был дан Сергею Есенину. Вот уж,
действительно, золотые уста! Только закрутила его богемная жизнь…
Ответ на вопрос учеников, что это за жизнь, ищем в «Словаре иностранных слов».
«Богема — обозначение среды художественной интеллигенции (актёров, музыкантов,
художников, литераторов), ведущих беспорядочную и необеспеченную жизнь: образ
жизни, быт такой среды».
Богемный образ жизни… В ней не только сдвинут режим : день превращается в ночь, а
ночь― в день (всевозможные вечеринки, праздники, застолья — скольких они сгубили!).
Тут и лесть, и аплодисменты, и тщеславие, что вот, дескать, я лучше других. Здесь же и
зависть, и недоброжелательство к более счастливому «сопернику». Опасная это профессия
― быть в искусстве. Попробуй уберечь свой талант, когда тебе говорят, что ты талантлив,
гениален! А комплименты развращают! Нужно смирение. Нужно обращение к Богу с
молитвой, чтоб Он помог сохранить и умножить талант. А когда тебе внушают мысль, что
ты — единственный и неповторимый, ― это опасно и для души, и для таланта.
У Есенина есть стихотворение, написанное им в 17 лет.
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Иисусе!»
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребётся в затворённой клети…
У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
Видите, какой зоркий взгляд? Попробуйте описать так деревенский пейзаж! Как он любит
Русь православную, Русь деревенскую!
Учеников всегда интересует поэма «Чёрный человек». О ней много вопросов. Объясняю:
―Это последняя, самая печальная поэма Есенина. Какая дата стоит в конце?
― 14 ноября 1925 года.
Через месяц и тринадцать дней Сергея Есенина найдут в ленинградской гостинице
«Англетер» с верёвкой на шее. Таким образом, «Чёрный человек» — подведение итогов
жизни, признание собственного банкротства, горький отчёт о том, что талант, полученный
от Бога, израсходован, (именно израсходован, а не умножен!) неправильно. Посмотрите, в
каком ужасном состоянии жил поэт в последние месяцы, а может, и годы:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Лирический герой жалуется на своё одиночество, чувство сиротства, а это и есть кризис,
богооставленность. И тут же он указывает на основного врага, сгубившего талантливого
поэта: алкоголь.
Представьте, в каком состоянии помрачения, нежелания жить, в состоянии агонии откуда-
то появляется чёрный человек, ухмыляющийся, злой, знающий всё до мелочей.
Оказывается, никакие из дурных поступков, сделанных поэтом в разное время, не
остались забытыми:
Чёрный человек
Водит пальцем по мерзкой книге.
И, гнусавя надо мною,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Герой поэмы в новом свете видит свою жизнь: талантом он не сумел распорядиться,
многое осталось не выполненным:
«Слушай, слушай,—
Бормочет он мне,―
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов…»
Пустое, ненужное отвлекало от главного — творчества. С чёрным человеком не
поспоришь: у него всё записано. Все таланты, которые оказались неиспользованными,
закопанными в землю, занесены в книгу. Лишнего времени никто не даст.
Изучая произведение Н.С.Лескова «Очарованный странник», размышляем над серьёзными
нравственными вопросами:
― можно ли оправдать убийство человека?
— в чём жизненное предназначение каждого из нас?
― можно ли простить самые страшные человеческие поступки?
— какую ответственность несёт человек перед Богом и совестью за свою жизнь?
Размышляя над эволюцией героя «Очарованного странника», ученики вслед за писателем
делают вывод, что путь спасения души ― это путь через грехи, затем смирение и
покаяние к духовному и нравственному преображению.
К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, писал: « В преподавателе знание
предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя
в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом».