Автор: Зарешнюк Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 99"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы внеурочной деятельности " Наша школа и безопасность"
Раздел: начальное образование
Сегодня хочу поделиться опытом своей работы по реализации программы
внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность», т.к. считаю, что в
ситуациях, когда то тут, то там в школах возникают чрезвычайные
ситуации, дети должны уметь достойно находить из них выход.
Кроме того, в настоящее время возрастает роль и ответственность
системы образования в деле подготовки школьников к безопасной
жизнедеятельности и выработки привычек здорового образа жизни.
И когда у нас стал вопрос выбора программы внеурочной деятельности на
этот учебный год , на сайте издательства Академкниги мы обратили
внимание на новые программы курса «Наша школа и безопасность» и
« Пожарная безопасность в нашей школе» .
На уроках Окружающего мира , ребята знакомятся с основами
безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях. Но этого
материала не достаточно для того, чтобы у них сформировался навык
адекватной оценки и правильного поведения в таких ситуациях. Поэтому
появление новых программ внеурочной деятельности по безопасности в
УМК ПНШ стало для нас приятным бонусом и мы сразу же решили ввести
одну из этих программ, а именно программу «Наша школа и безопасность»
во внеурочную деятельность второклассников. А проектная деятельность,
которая проходит красной нитью через всю программу, позволила
активизировать детей, увлечь их интересной работой и повысить интерес к
изучаемому предмету.
Эффективным методом повышения творческого потенциала учащихся и
является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Подробнее остановлюсь на особенностях новых программ.
Программы курса « Наша школа и безопасность» и « Пожарная
безопасность в нашей школе» реализуются в нескольких обязательных
направлениях внеурочной деятельности, приоритетные из которых--
оздоровительное и социальное развитие.
Цель
программ: сформировать
у
обучающихся
при
выполнении
коллективного проекта готовность к поведению в условиях чрезвычайных
ситуаций, соблюдать и пропагандировать пожарную безопасность в школе и
за ее пределами.
Содержательной
основой
программ
являются
пособия « Наша школа и
безопасность.2-4 классы» и «Пожарная безопасность в нашей школе. 2-4
классы»
(Р.Г.Чуракова,
А.М.Соломатин.-М.:
Академкнига/
Учебник
( проектная деятельность в начальной школе)».
Основная
идея
программ
заключается
в
организации
внеурочной
деятельности
инициативной
группы
учеников
–
разработчиков
проекта,
направленной на изучение состояния и разработку системы
мер
по
повышению
уровня
безопасности
школы,
ее
террористической
защищенности и повышению уровня пожарной безопасности школы.
Форма организации программ: проектная деятельность команды в
составе:
- руководитель проекта (учитель);
- инициативная группа учеников;
-
консультанты
(члены
родительского
комитета
класса,
охранник,
медицинский работник, библиотекарь, сотрудник ГБДД , ответственный за
пожарную безопасность в школе ,преподаватель ОБЖ ,охранник ).
Виды внеурочной деятельности: выполнение проектных заданий в
специально
разработанной
для
обучающихся
тетради;
организация
и
проведение мероприятий, связанных с безопасностью поведения в школе;
исследовательская и экспертная деятельность, организация и проведение
мероприятий,
связанных
с
повышением
эффективности
пожарной
безопасности в школе;
Планируемый
обобщенный
результат:
сформированные
умения
эффективного
поведения
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций;
развитые
умения
проектной,
исследовательской,
оценочной
и
организаторской
деятельности; разработанная система мер, направленных на повышение
уровня безопасности школы. сформированные умения соблюдения правил
пожарной
безопасности;
готовность
к
грамотному
поведению
в
случае
возникновения пожара; развитые умения проектной, исследовательской и
организаторской
деятельности;
разработанные
рекомендации
по
повышению уровня пожарной безопасности школы.
Общие положения программ курса
Проекты «Пожарная безопасность в нашей школе» и «Наша школа и
безопасность» рассматриваются как деятельность детей при поддержке
взрослых,
направленная
на
достижение
планируемых
личностных
и
метапредметных результатов.
Проекты носят индивидуальный и коллективный характер.
Индивидуальность
проявляется
в
заполнении
каждым
школьником
персональной
заявки
участника
проекта
с
указанием
своей
фамилии
и
имени, школы, класса, электронной почты, контактного телефона. Каждый
участник
проекта
заполняет
персональную
тетрадь
проектной
деятельности. Кроме того, предусматривается выполнение индивидуальных
заданий в рамках проекта.
Коллективный характер проекта выражается:
-
в
подготовке
командной
проектной
заявки
с
указанием
состава
команды (руководитель, ученики, консультанты);
- в выполнении групповых и коллективных заданий, направленных на
формирование
умений
соблюдать
правила
пожарной
безопасности,
эффективного поведения при пожаре и в условиях чрезвычайных ситуаций;
- в совместной разработке системы мер, направленных на повышение
уровня безопасности школы и и ее террористической защищенности.
Результаты
освоения
курсов
внеурочной
деятельности
(в
соответствии с требованиями ФГОС НОО) (Вы видите на слайдах )
Личностные:
–
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
-
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
-
освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий;
-
использование
различных
способов
поиска,
сбора,
обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание
курсов
«Наша
школа
и
безопасность»
и
«Пожарная
безопасность
в
нашей
школе»
выстраивается
в
логике
проектной
деятельности обучающихся 2, 3 или 4 класса, которая предусматривает:
- определение цели и задач, осмысление условий и порядка реализации
проекта;
- совместную подготовку и проведение классного часа и внеурочного
мероприятия на указанную тему;
-
оценку
состояния
террористической
защищенности
школа
с
использованием заранее подготовленных таблиц и актов;
- подведение итогов и подготовка предложений, направленных на
повышение уровня безопасности образовательной организации;
- обсуждение результатов проектной деятельности.
Тематическое планирование
Тематическое планирование курсов « Пожарная безопасность в нашей
школе» и « Наша школа и безопасность» я Вам представила на распечатках.
Я расскажу о курсе « Наша школа и безопасность», С администрацией
школы
было
принято
решение
использовать
данную
программу
во
внеурочной деятельности со второклассниками.
На
первом
занятии
дети
заполнили
проектную
заявку.
Затем
подготовили классный час по первой теме « Противодействие терроризму»
провели
его
в
параллели
вторых
классов.
(
Показать
индивидуальную
тетрадь)
Так
как
учащиеся
вторых
классов
стали
в
этом
году
более
самостоятельными ( родители их дорогу в школу и из школы уже почти не
контролируют )!!!. И так как дети стали самостоятельно ходить в школу и
домой, мы решили вставить в проект актуальную на данный момент тему -
изучение
правил
дорожного
движения (
так
как
авторы
программы
допускают возможность корректировки) Местоположения нашей школы
таково ,что детям в любом случае приходится переходить дорогу( с одной
стороны объездная
дорога с трамвайными путями и нерегулируемым
переходом , с другой дорога с двухсторонним движением , регулируемым
переходом и светофорами)
И поэтому следующим этапом
проекта стала тема
« Я и мой
безопасный путь в школу». Он реализовывался в течении пяти недель .
Была создана инициативная группа из учащихся 2 классов, приглашен
консультант - работник ГБДД, который рассказал ребятам о мероприятиях
которые они должны подготовить и провести.
Составили план работы ( план работы на слайде )
№ Мероприятия
Ответственные
1
Беседа
(
во
всех
классах
начальной
школы
)
о
правилах
дорожного
движения
Команда
участников
проекта
2
Составили индивидуальные маршруты
(дом-школа-дом)
Инициативная
группа
3
Конкурс
рисунков
по
правилам
дорожного движения
Инициативная
группа
4
Мастер
–
класс
по
изготовлению
фликеров.
Руководитель
проекта
В
соответствии
с
планом
провели
беседы
о
правилах
дорожного
движения
в
классах,
составили
индивидуальные
дорожные
маршруты,
которые учащиеся должны вклеить в свои дневники. Инициативная группа
проверила, как дети из других классов выполнили это задание .
Дома с родителями сделали макет школы с прилегающими улицами. С
помощью этого макета , рассказали первоклассникам о правилах дорожного
движения.
Сотрудник ГБДД рассказал о фликерах, о том, как они помогают в
темное время суток. Ребята заинтересовались и самостоятельно
сделали
эскизы фликеров и изготовили их .Я предлагаю посмотреть небольшой
фрагмент этого занятия . (показать фликеры изготовленные детьми)
Сейчас мы начали работу над следующей темой -
подготовка к
проведению «Дня безопасности» который планируем провести в середине
декабря . Начали работу по плану мероприятий который дан в тетради. ( на
слайд)
В данный момент дети выполняют задания по оформлению плакатов,
рисунков для «Уголка безопасности», была проведена учебная эвакуация
обучающихся начальных классов ( в этом нам помогла администрация
школы ,команда участников проекта наблюдала за действиями учащихся
разных
классов
–
чтобы
выявить
недоработки
и
затем
поработать
над
ними).Но у нас прошло все хорошо ,потому что эти действия в нашей школе
уже отлажены до автоматизма ,так как учебные эвакуации у нас проходят
регулярно.
Инициативная группа провела беседы в классах по теме «Обнаружены
оставленные предметы?!» выработали алгоритм действий в этой ситуации.(
Слайд)
В данном пособии предлагается план мероприятий по проведению дня
безопасности
,а
так
же
программа
конференции
«Будьте
бдительны!
Терроризм ещё не побежден!».( Слайд) Классы уже получили задание от
инициативной группы и работают над разработкой листовки « Правила
безопасности: меры защиты меня и окружающих» .
Мне кажется немалый интерес вызовет у учащихся и такая тема как
«
Территория
нашей
школы»,(
Слайд)
где
ребятам
предстоит
ознакомиться
со
школьными
зонами
и
ограждениями
,сделать
их
фотографии . Изучив все это они должны ответить на вопросы касающиеся
безопасности.
Например:
надежно
ли
ограждена
школа?
Требует
ли
ограждение ремонта или обновления?
Ребята должны будут побеседовать со сторожем . Но самое интересное
для них будет определение степени надежности ограждения( они должны
будут обойти ограждение школы по периметру ,не выходя за территорию ,
и
зафиксировать
в
таблицу
нарушения
и
их
съемку
с
помощью
фотоаппарата или смартфона. Таблица представлена на слайде. ( Анализ
таблицы
)(Слайд)
Так
же
там
есть
таблица
для
определения
степени
надежности входа и въезда на территорию школы( Анализ таблицы.( Слайд)
Ребята
должны
будут
выяснить
как
осуществляется
система
безопасности
при
входе
в
школу.
Изучив
все
выше
изложенное,
инициативной
группе
нужно
заполнить Акт
проверки
состояния
ограждения территории школы и ее пропускного режима. ( Слайд)
Немалый интерес вызовет и следующий этап проекта – Наружное
наблюдение. Участники инициативной группы должны зарисовать участки
школьной
территории
,которые
должна
«
видеть»
камера
наружного
наблюдения для того ,чтобы предупредить террористические угрозы. В
итоге этой работы ученики должны представить в адрес администрации
школы акт о проверке. ( Слайд)
Результатом
разработки
коллективного
проекта
«Наша
школа
и
безопасность» следует считать проведение мероприятий направленных на
обучение
сверстников
безопасному
поведению
по
противодействию
терроризму.
Результаты
изучения
мер
противодействия
терроризму
направляются в адрес администрации школы и родительского комитета в
фотодокументах и соответствующих актах проверки.
Хочется поблагодарить авторов программ « Пожарная безопасность в
нашей школе» и « Наша школа и безопасность» и пособий к ним - Розу
Гельфановну Чуракову и Александра Михайловича Соломатина и конечно
же
издательство
Академкнига
за
то,
что
создали
такие
замечательные
программы
,которые
очень
нужны
в
наше
время
.Они
продуманы
до
мелочей и самое главное они интересны нашим детям .