Напоминание

Реализация программы внеурочной деятельности " Наша школа и безопасность"


Автор: Зарешнюк Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 99"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы внеурочной деятельности " Наша школа и безопасность"
Раздел: начальное образование





Назад




Сегодня хочу поделиться опытом своей работы по реализации программы

внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность», т.к. считаю, что в

ситуациях, когда то тут, то там в школах возникают чрезвычайные

ситуации, дети должны уметь достойно находить из них выход.

Кроме того, в настоящее время возрастает роль и ответственность

системы образования в деле подготовки школьников к безопасной

жизнедеятельности и выработки привычек здорового образа жизни.

И когда у нас стал вопрос выбора программы внеурочной деятельности на

этот учебный год , на сайте издательства Академкниги мы обратили

внимание на новые программы курса «Наша школа и безопасность» и

« Пожарная безопасность в нашей школе» .

На уроках Окружающего мира , ребята знакомятся с основами

безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях. Но этого

материала не достаточно для того, чтобы у них сформировался навык

адекватной оценки и правильного поведения в таких ситуациях. Поэтому

появление новых программ внеурочной деятельности по безопасности в

УМК ПНШ стало для нас приятным бонусом и мы сразу же решили ввести

одну из этих программ, а именно программу «Наша школа и безопасность»

во внеурочную деятельность второклассников. А проектная деятельность,

которая проходит красной нитью через всю программу, позволила

активизировать детей, увлечь их интересной работой и повысить интерес к

изучаемому предмету.

Эффективным методом повышения творческого потенциала учащихся и

является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Подробнее остановлюсь на особенностях новых программ.

Программы курса « Наша школа и безопасность» и « Пожарная

безопасность в нашей школе» реализуются в нескольких обязательных

направлениях внеурочной деятельности, приоритетные из которых--

оздоровительное и социальное развитие.

Цель

программ: сформировать

у

обучающихся

при

выполнении

коллективного проекта готовность к поведению в условиях чрезвычайных

ситуаций, соблюдать и пропагандировать пожарную безопасность в школе и

за ее пределами.

Содержательной

основой

программ

являются

пособия « Наша школа и

безопасность.2-4 классы» и «Пожарная безопасность в нашей школе. 2-4

классы»

(Р.Г.Чуракова,

А.М.Соломатин.-М.:

Академкнига/

Учебник

( проектная деятельность в начальной школе)».

Основная

идея

программ

заключается

в

организации

внеурочной

деятельности

инициативной

группы

учеников

разработчиков

проекта,

направленной на изучение состояния и разработку системы

мер

по

повышению

уровня

безопасности

школы,

ее

террористической

защищенности и повышению уровня пожарной безопасности школы.

Форма организации программ: проектная деятельность команды в

составе:

- руководитель проекта (учитель);

- инициативная группа учеников;

-

консультанты

(члены

родительского

комитета

класса,

охранник,

медицинский работник, библиотекарь, сотрудник ГБДД , ответственный за

пожарную безопасность в школе ,преподаватель ОБЖ ,охранник ).

Виды внеурочной деятельности: выполнение проектных заданий в

специально

разработанной

для

обучающихся

тетради;

организация

и

проведение мероприятий, связанных с безопасностью поведения в школе;

исследовательская и экспертная деятельность, организация и проведение

мероприятий,

связанных

с

повышением

эффективности

пожарной

безопасности в школе;

Планируемый

обобщенный

результат:

сформированные

умения

эффективного

поведения

в

условиях

чрезвычайных

ситуаций;

развитые

умения

проектной,

исследовательской,

оценочной

и

организаторской

деятельности; разработанная система мер, направленных на повышение

уровня безопасности школы. сформированные умения соблюдения правил

пожарной

безопасности;

готовность

к

грамотному

поведению

в

случае

возникновения пожара; развитые умения проектной, исследовательской и

организаторской

деятельности;

разработанные

рекомендации

по

повышению уровня пожарной безопасности школы.

Общие положения программ курса

Проекты «Пожарная безопасность в нашей школе» и «Наша школа и

безопасность» рассматриваются как деятельность детей при поддержке

взрослых,

направленная

на

достижение

планируемых

личностных

и

метапредметных результатов.

Проекты носят индивидуальный и коллективный характер.

Индивидуальность

проявляется

в

заполнении

каждым

школьником

персональной

заявки

участника

проекта

с

указанием

своей

фамилии

и

имени, школы, класса, электронной почты, контактного телефона. Каждый

участник

проекта

заполняет

персональную

тетрадь

проектной

деятельности. Кроме того, предусматривается выполнение индивидуальных

заданий в рамках проекта.

Коллективный характер проекта выражается:

-

в

подготовке

командной

проектной

заявки

с

указанием

состава

команды (руководитель, ученики, консультанты);

- в выполнении групповых и коллективных заданий, направленных на

формирование

умений

соблюдать

правила

пожарной

безопасности,

эффективного поведения при пожаре и в условиях чрезвычайных ситуаций;

- в совместной разработке системы мер, направленных на повышение

уровня безопасности школы и и ее террористической защищенности.

Результаты

освоения

курсов

внеурочной

деятельности

соответствии с требованиями ФГОС НОО) (Вы видите на слайдах )

Личностные:

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

-

развитие

самостоятельности

и

личной

ответственности

за

свои

поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

Метапредметные результаты:

-

освоение

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового

характера;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий;

-

использование

различных

способов

поиска,

сбора,

обработки,

анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-

умение

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности

Содержание

курсов

«Наша

школа

и

безопасность»

и

«Пожарная

безопасность

в

нашей

школе»

выстраивается

в

логике

проектной

деятельности обучающихся 2, 3 или 4 класса, которая предусматривает:

- определение цели и задач, осмысление условий и порядка реализации

проекта;

- совместную подготовку и проведение классного часа и внеурочного

мероприятия на указанную тему;

-

оценку

состояния

террористической

защищенности

школа

с

использованием заранее подготовленных таблиц и актов;

- подведение итогов и подготовка предложений, направленных на

повышение уровня безопасности образовательной организации;

- обсуждение результатов проектной деятельности.

Тематическое планирование

Тематическое планирование курсов « Пожарная безопасность в нашей

школе» и « Наша школа и безопасность» я Вам представила на распечатках.

Я расскажу о курсе « Наша школа и безопасность», С администрацией

школы

было

принято

решение

использовать

данную

программу

во

внеурочной деятельности со второклассниками.

На

первом

занятии

дети

заполнили

проектную

заявку.

Затем

подготовили классный час по первой теме « Противодействие терроризму»

провели

его

в

параллели

вторых

классов.

(

Показать

индивидуальную

тетрадь)

Так

как

учащиеся

вторых

классов

стали

в

этом

году

более

самостоятельными ( родители их дорогу в школу и из школы уже почти не

контролируют )!!!. И так как дети стали самостоятельно ходить в школу и

домой, мы решили вставить в проект актуальную на данный момент тему -

изучение

правил

дорожного

движения (

так

как

авторы

программы

допускают возможность корректировки) Местоположения нашей школы

таково ,что детям в любом случае приходится переходить дорогу( с одной

стороны объездная

дорога с трамвайными путями и нерегулируемым

переходом , с другой дорога с двухсторонним движением , регулируемым

переходом и светофорами)

И поэтому следующим этапом

проекта стала тема

« Я и мой

безопасный путь в школу». Он реализовывался в течении пяти недель .

Была создана инициативная группа из учащихся 2 классов, приглашен

консультант - работник ГБДД, который рассказал ребятам о мероприятиях

которые они должны подготовить и провести.

Составили план работы ( план работы на слайде )

№ Мероприятия

Ответственные

1

Беседа

(

во

всех

классах

начальной

школы

)

о

правилах

дорожного

движения

Команда

участников

проекта

2

Составили индивидуальные маршруты

(дом-школа-дом)

Инициативная

группа

3

Конкурс

рисунков

по

правилам

дорожного движения

Инициативная

группа

4

Мастер

класс

по

изготовлению

фликеров.

Руководитель

проекта

В

соответствии

с

планом

провели

беседы

о

правилах

дорожного

движения

в

классах,

составили

индивидуальные

дорожные

маршруты,

которые учащиеся должны вклеить в свои дневники. Инициативная группа

проверила, как дети из других классов выполнили это задание .

Дома с родителями сделали макет школы с прилегающими улицами. С

помощью этого макета , рассказали первоклассникам о правилах дорожного

движения.

Сотрудник ГБДД рассказал о фликерах, о том, как они помогают в

темное время суток. Ребята заинтересовались и самостоятельно

сделали

эскизы фликеров и изготовили их .Я предлагаю посмотреть небольшой

фрагмент этого занятия . (показать фликеры изготовленные детьми)

Сейчас мы начали работу над следующей темой -

подготовка к

проведению «Дня безопасности» который планируем провести в середине

декабря . Начали работу по плану мероприятий который дан в тетради. ( на

слайд)

В данный момент дети выполняют задания по оформлению плакатов,

рисунков для «Уголка безопасности», была проведена учебная эвакуация

обучающихся начальных классов ( в этом нам помогла администрация

школы ,команда участников проекта наблюдала за действиями учащихся

разных

классов

чтобы

выявить

недоработки

и

затем

поработать

над

ними).Но у нас прошло все хорошо ,потому что эти действия в нашей школе

уже отлажены до автоматизма ,так как учебные эвакуации у нас проходят

регулярно.

Инициативная группа провела беседы в классах по теме «Обнаружены

оставленные предметы?!» выработали алгоритм действий в этой ситуации.(

Слайд)

В данном пособии предлагается план мероприятий по проведению дня

безопасности

так

же

программа

конференции

«Будьте

бдительны!

Терроризм ещё не побежден!».( Слайд) Классы уже получили задание от

инициативной группы и работают над разработкой листовки « Правила

безопасности: меры защиты меня и окружающих» .

Мне кажется немалый интерес вызовет у учащихся и такая тема как

«

Территория

нашей

школы»,(

Слайд)

где

ребятам

предстоит

ознакомиться

со

школьными

зонами

и

ограждениями

,сделать

их

фотографии . Изучив все это они должны ответить на вопросы касающиеся

безопасности.

Например:

надежно

ли

ограждена

школа?

Требует

ли

ограждение ремонта или обновления?

Ребята должны будут побеседовать со сторожем . Но самое интересное

для них будет определение степени надежности ограждения( они должны

будут обойти ограждение школы по периметру ,не выходя за территорию ,

и

зафиксировать

в

таблицу

нарушения

и

их

съемку

с

помощью

фотоаппарата или смартфона. Таблица представлена на слайде. ( Анализ

таблицы

)(Слайд)

Так

же

там

есть

таблица

для

определения

степени

надежности входа и въезда на территорию школы( Анализ таблицы.( Слайд)

Ребята

должны

будут

выяснить

как

осуществляется

система

безопасности

при

входе

в

школу.

Изучив

все

выше

изложенное,

инициативной

группе

нужно

заполнить Акт

проверки

состояния

ограждения территории школы и ее пропускного режима. ( Слайд)

Немалый интерес вызовет и следующий этап проекта – Наружное

наблюдение. Участники инициативной группы должны зарисовать участки

школьной

территории

,которые

должна

«

видеть»

камера

наружного

наблюдения для того ,чтобы предупредить террористические угрозы. В

итоге этой работы ученики должны представить в адрес администрации

школы акт о проверке. ( Слайд)

Результатом

разработки

коллективного

проекта

«Наша

школа

и

безопасность» следует считать проведение мероприятий направленных на

обучение

сверстников

безопасному

поведению

по

противодействию

терроризму.

Результаты

изучения

мер

противодействия

терроризму

направляются в адрес администрации школы и родительского комитета в

фотодокументах и соответствующих актах проверки.

Хочется поблагодарить авторов программ « Пожарная безопасность в

нашей школе» и « Наша школа и безопасность» и пособий к ним - Розу

Гельфановну Чуракову и Александра Михайловича Соломатина и конечно

же

издательство

Академкнига

за

то,

что

создали

такие

замечательные

программы

,которые

очень

нужны

в

наше

время

.Они

продуманы

до

мелочей и самое главное они интересны нашим детям .



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!