Напоминание

Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте


Автор: Комарова Анастасия Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163»
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте

Понятие

«девиантное

поведение»

наиболее

активно

применяется

относительно

подросткового возраста, который и считается наиболее неблагоприятным в этом отношении.

Однако в детском возрасте выделяют свои, специфические виды девиаций, которые находятся

обычно в пограничном состоянии. Они соседствуют с разными диагнозами: неврозы (например,

невроз навязчивых движений), неврастении, задержка психического развития, но всегда в своей

основе имеют нарушения в семейных отношениях. Можно утверждать, что проблемы детей-это

лакмусовая бумажка проблем родителей.

Детский

возраст

является

одним

из

благоприятных

периодов

для

раскрытия

и

последующего развития талантов, заложенных в человеке.

Таких детей часто принято называть «трудными». Для них характерно плохое поведение и

неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и

импульсивные

поступки,

легко

возбудимые

и

вспыльчивые,

трудно

идут

на

контакт

со

взрослыми,

не

признают

авторитетов,

часто

отличаются

дерзостью,

жестокостью

и

мстительностью. Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаются

продемонстрировать своё превосходство над более слабыми сверстниками.

В процессе роста и перехода из одной возрастной подгруппы в другую, у ребенка меняется

фокус внимания внутри группы взрослых, занимающихся его воспитанием. То есть каждой

возрастной группе свойственна своя фигура значимого взрослого, специфика взаимоотношений с

которым определяет весь процесс воспитания и развития ребенка, а также и возникновение

девиации, и возможные психологические проблемы в подростковом и взрослом периодах.

В группе до трех лет основная фигура значимого взрослого-мать. Нарушения в общении с

матерью будут являться тем инициирующим фактором, в результате которого могут возникнуть

проблемы с поведением.

Основными девиациями этого возраста являются различного рода страхи (страх темноты,

одиночества,

собак,

а

также

ночные

кошмары,

фантазии,

энурез).

Речь

чаще

всего

идет

о

дисфункциональном

отношении

матери

к

своему

ребенку,

которое

и

является

пагубным

фактором, инициирующим девиации.

В

возрасте двух-трех

лет ребенок

обнаруживает

фигуру

отца,

который

становится

символом внешнего мира, дающим связь с ним. Отношения с отцом становятся определяющими

в дальнейшем развитии ребенка, а именно: как он будет ощущать себя во внешнем мире и

социуме. К видам дисфункциональных отношений с отцом относятся те же дисфункции: дефицит

общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение. К проблемам,

провоцирующим

такие

отношения

можно

отнести:

психологический

инфантилизм

отца,

проблемы личностного роста, трудное детство, проблемные отношения с собственной матерью,

различные социальные проблемы.

Примерно с пяти лет ребенок начинает воспринимать родителей как неделимое целое.

Понятие семья становится определяющим и формирующим. Девиации с 3 до 9 лет – это частые

соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия – аутоагрессия),

проблемы адаптации, низкая успеваемость. При обнаружении поведенческих девиаций с этого

возраста

необходимо

говорить

о

семейной

психокоррекции,

семейной

психотерапии

или

семейном консультировании.

Таким образом, решающая роль в формировании характера ребенка раннего и дошкольного

возраста принадлежит именно семейному воспитанию.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!