Автор: Комарова Анастасия Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163»
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте
Понятие
«девиантное
поведение»
наиболее
активно
применяется
относительно
подросткового возраста, который и считается наиболее неблагоприятным в этом отношении.
Однако в детском возрасте выделяют свои, специфические виды девиаций, которые находятся
обычно в пограничном состоянии. Они соседствуют с разными диагнозами: неврозы (например,
невроз навязчивых движений), неврастении, задержка психического развития, но всегда в своей
основе имеют нарушения в семейных отношениях. Можно утверждать, что проблемы детей-это
лакмусовая бумажка проблем родителей.
Детский
возраст
является
одним
из
благоприятных
периодов
для
раскрытия
и
последующего развития талантов, заложенных в человеке.
Таких детей часто принято называть «трудными». Для них характерно плохое поведение и
неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и
импульсивные
поступки,
легко
возбудимые
и
вспыльчивые,
трудно
идут
на
контакт
со
взрослыми,
не
признают
авторитетов,
часто
отличаются
дерзостью,
жестокостью
и
мстительностью. Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаются
продемонстрировать своё превосходство над более слабыми сверстниками.
В процессе роста и перехода из одной возрастной подгруппы в другую, у ребенка меняется
фокус внимания внутри группы взрослых, занимающихся его воспитанием. То есть каждой
возрастной группе свойственна своя фигура значимого взрослого, специфика взаимоотношений с
которым определяет весь процесс воспитания и развития ребенка, а также и возникновение
девиации, и возможные психологические проблемы в подростковом и взрослом периодах.
В группе до трех лет основная фигура значимого взрослого-мать. Нарушения в общении с
матерью будут являться тем инициирующим фактором, в результате которого могут возникнуть
проблемы с поведением.
Основными девиациями этого возраста являются различного рода страхи (страх темноты,
одиночества,
собак,
а
также
ночные
кошмары,
фантазии,
энурез).
Речь
чаще
всего
идет
о
дисфункциональном
отношении
матери
к
своему
ребенку,
которое
и
является
пагубным
фактором, инициирующим девиации.
В
возрасте двух-трех
лет ребенок
обнаруживает
фигуру
отца,
который
становится
символом внешнего мира, дающим связь с ним. Отношения с отцом становятся определяющими
в дальнейшем развитии ребенка, а именно: как он будет ощущать себя во внешнем мире и
социуме. К видам дисфункциональных отношений с отцом относятся те же дисфункции: дефицит
общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение. К проблемам,
провоцирующим
такие
отношения
можно
отнести:
психологический
инфантилизм
отца,
проблемы личностного роста, трудное детство, проблемные отношения с собственной матерью,
различные социальные проблемы.
Примерно с пяти лет ребенок начинает воспринимать родителей как неделимое целое.
Понятие семья становится определяющим и формирующим. Девиации с 3 до 9 лет – это частые
соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия – аутоагрессия),
проблемы адаптации, низкая успеваемость. При обнаружении поведенческих девиаций с этого
возраста
необходимо
говорить
о
семейной
психокоррекции,
семейной
психотерапии
или
семейном консультировании.
Таким образом, решающая роль в формировании характера ребенка раннего и дошкольного
возраста принадлежит именно семейному воспитанию.