Автор: Свечникова Ирина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: р.п. Исса, Пензенской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории
Раздел: полное образование
Технология развития критического мышления как средство реализации
ФГОС на уроках истории.
Работая в условиях реализации ФГОС, мы, учителя, перестраиваем весь процесс
обучения. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и
подготовка
школьника
к
реалиям
современной
жизни. Поскольку в настоящее время
школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую
определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно
меняющегося мира.
Изучив специальную литературу, пришла к выводу, что на предметах истории и
обществознания, очень актуальна технология критического мышления.
Формирование критического мышления в период расширения информационного
пространства
приобретает
особую
значимость.
Под
критическим
мышлением
в
обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих
высокий уровень исследовательской культуры
ученика и учителя, а также “мышление
оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой,
аргументированное
и
логичное
мышление,
которое
базируется
на
личном
опыте
и
проверенных фактах.
Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных
закономерностях взаимодействия личности и информации. В ней
объединены идеи и
методы
русских
отечественных
технологий
коллективных
и
групповых
способов
обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать,
оценивать,
выносить
обоснованное
суждение,
вырабатывать
собственное
мнение
по
изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной
ситуациях.
Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск
оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний
умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД.
Структура
технологии
развития
кратического
мышления,
разработанная
американскими
педагогами
Дж.
Стил,
К.
Меридитом
и
Ч.
Темплом,
предполагает
следующие этапы:
* стадия вызова,
* смысловая стадия,
* стадия рефлексии.
Стадия вызова - пробуждение интереса к предмету.
На этой стадии решаются следующие задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия осмысления - осмысление материала во время работы над ним.
На этой стадии решаются следующие задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
Помочь соотнести старые знания с новыми;
Стадия рефлексии - обобщение материала, подведение итогов.
Задачи, которые решаются на этой стадии:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении
материала.
Алгоритм технологии развития критического мышления:
Технологические этапы урока.
Стадия урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Вызов.
-
актуализация
имеющихся
знаний;
-
пробуждение
интереса
к
п о л у ч е н и ю
н о в о й
информации;
-
постановка
учеником
с о б с т в е н н ы х
ц е л е й
обучения
Направлена
на
вызов
у
учащихся
уже
имеющихся
знаний
по
и зу ч а е м ом у
вопросу,
а к т и в и з а ц и ю
и х
деятельности, мотивацию к
дальнейшей работе
Ученик вспоминает, что ему
известно
по
изучаемому
материалу (делает
предположения),
систематизирует
информацию
до
изучения
нового материала, задает
вопросы, на которые хочет
получить ответы.
Информация, полученная на
с т а д и и
в ы з о в а ,
выслушивается,
записывается,
обсуждается.
Р а б о т а
в е д е т с я
индивидуально, в парах или
группах.
Осмысление содержания.
-
п о л у ч е н и е
н о в о й
информации;
-
корректировка
учеником
п о с т а в л е н н ы х
ц е л е й
обучения
Направлена
на
сохранение
и н т е р е с а
к
т е м е
п р и
непосредственной
работе
с
новой
информацией,
постепенное
продвижение
от
знания
«
старого» к «новому».
У ч е н и к
ч и т а е т
т е к с т,
с л у ш а е т ,
и с п о л ь з у я
активные
методы
чтения,
делает пометки на
полях или ведет записи по
мере
осмысления
новой
информации.
Рефлексия.
-
размышление,
рождение
нового знания;
-
постановка
учеником
новых целей обучения
Учителю
следует
вернуть
учащихся к первоначальным
записям; внести изменения,
дополнения.
Исследовательские
задания
н а
о с н о в е
и з у ч е н н о й
информации.
У ч а щ и е с я
с о о т н о с я т
«новую»
информацию
со
«старой», используя знания,
полученные
на
с т а д и и
осмысления содержания.
Н а
с т а д и и
р е ф л е к с и и
осуществляется
а н а ли з,
творческая
переработка,
интерпретация
изученной информации.
Р а б о т а
в е д е т с я
индивидуально, в парах или
в группах.
В
условиях
стремительного
развития
информационного
общества
современный
человек должен быть компетентным во всем. Исследования показывают: для того, чтобы
быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать
120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с
информацией. На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1. Учащиеся
с трудом подбирают
необходимую информацию, анализируют и
обобщают неупорядоченные сведения;
2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения на практике;
3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
4. Не способны извлекать из философских, научно-популярных, публицистических,
художественных текстов знания по заданным темам.
Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений
работы с информацией.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
выделять в тексте главные положения и мысли;
составлять различные виды планов;
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
конспектировать текст;
на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный
текст;
составлять
устное
или
письменное
высказывание
на
основе
представленной
цифровой информации.
Необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить,
осмыслить,
применить.
Получая
новую
информацию,
ученики
должны
научиться
рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и
точности.
Решать
данные
проблемы
позволяет
технология
развития
критического
мышления, в основе которой лежит система работы с текстом.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу
обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования
учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
-
возможность
использовать
модель
обучения
и
систему
эффективных
методик,
которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе
обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
На своих уроках использую различные приемы технологии развития критического
мышления:
1.
Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием
«Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на
пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то
ассоциации,
исторические
сведения,
предположения),
после
обсуждения
полученных
результатов
в
классе
учащиеся
сами
формулируют
цели
урока:
что
я
хочу
узнать?
Для
устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы
соотносят
полученную
информацию
с
той,
что
была
у
них
в
начале
урока,
учатся
рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Например, урок истории в 5 классе по теме «Расцвет демократии в Афинах». Цель
урока:
Создать
условия
для
усвоения
нового
материала
о расцвете
демократии
в
правление Перикла. На этом уровне используются таблицы, схемы, карты, документы,
учебник.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Демократия
Права и значение народного
собрания в Спарте
Ф у н к ц и и
н а р о д н о г о
с о б р а н и я :
в ы б и р а л о
с т р а т е г а ,
п р и н и м а л о
законы,
объявляло
войну,
у т в е р ж д а л о
м и р н ы е
договоры,
распоряжалось
казной
2.
Прием
«Толстый
и
тонкий
вопросы»
известен
и
используется
при
организации
взаимоопроса.
После
изучения
темы
учащимся
предлагается
сформулировать
три
«тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они
опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов
3.
Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для
систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На
стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На
стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические
связи. Кластер – графический прием систематизации материала.
4.
Схема
«Фишбоун»
или
«Рыбий
скелет».
Данная
графическая
техника
помогает
структурировать
процесс.
Более
глубоко,
поставить
цели,
показать
внутренние
связи
между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные
понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть
краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно
заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает,
как
средство
систематизации
материала,
быстро
воспроизводится
учащимися
и
увеличивает процент усвояемости.
5.
Н а
п о с л ед н е м
у р о в н е
– рефлексии,
закрепляем
новые
знания,
меняем
первоначальные
представления
об
изучаемом
материале,
переосмысливаем
представления. Чтобы лучше запомнить данный материал, составляем таблицу, в
которой
название
колонок
могут
быть
следующие: Одобряем,
критикуем,
интересно.
Например,
урок
истории
в
7
классе
по
теме
«Власть
и
церковь.
Церковный раскол». Цель: создать условия для формирования знаний о церковной
реформе
17
в.,
приведшей
к
расколу,
и
о
стремлении
укрепить
централизацию
русской церкви.
Одобряем
Критикуем
Интересно
Приведение
церковных
книг
в
соответствие
с
греческими
оригиналами,
е д и н ы й
п о р я д о к
с о в е р ш е н и я
о б р я д о в .
Возникновение
церковной
оппозиции
как
формы
социального протеста
Репрессии по отношению к
п р от и в н и ка м
р е ф о р м :
с с ы л к и ,
п р о к л я т и я ,
с о ж ж е н и е
с т а р ы х
церковных книг
Патриарх
Никон
ставил
теократические
цели
–
создать сильную церковную
власть,
независимую
от
г о с уд а р с т в а .
О д н а к о
теократизм
противоречил
и н т е р е с а м
р у с с к о г о
самодержавия
Для
рефлексии
важны
результаты
работы,
а
именно,
достигнута
ли
цель,
поставленная учеником. И если этих знаний недостаточно для достижения цели,
то
ученикам
предлагается
самим
поискать
дополнительную
информацию
из
других
источников, можно дать им это в качестве домашнего задания.
Таким образом, использование технологии развития критического мышления на
уроках истории и обществознания формирует у учеников такие умения и навыки
работы
с
информацией,
как
нахождение
нужной
информации,
ее
обработка
и
использование; анализ, составление на ее основе схем, таблиц, графиков; сравнение и
сопоставление
фактов,
объектов,
событий;
выявление
проблем,
содержащихся
в
тексте и нахождение путей их решения.