Напоминание

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории


Автор: Свечникова Ирина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: р.п. Исса, Пензенской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории
Раздел: полное образование





Назад




Технология развития критического мышления как средство реализации

ФГОС на уроках истории.

Работая в условиях реализации ФГОС, мы, учителя, перестраиваем весь процесс

обучения. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и

подготовка

школьника

к

реалиям

современной

жизни. Поскольку в настоящее время

школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую

определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно

меняющегося мира.

Изучив специальную литературу, пришла к выводу, что на предметах истории и

обществознания, очень актуальна технология критического мышления.

Формирование критического мышления в период расширения информационного

пространства

приобретает

особую

значимость.

Под

критическим

мышлением

в

обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих

высокий уровень исследовательской культуры

ученика и учителя, а также “мышление

оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой,

аргументированное

и

логичное

мышление,

которое

базируется

на

личном

опыте

и

проверенных фактах.

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных

закономерностях взаимодействия личности и информации. В ней

объединены идеи и

методы

русских

отечественных

технологий

коллективных

и

групповых

способов

обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать,

оценивать,

выносить

обоснованное

суждение,

вырабатывать

собственное

мнение

по

изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной

ситуациях.

Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск

оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний

умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.

Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные,

познавательные и коммуникативные УУД.

Структура

технологии

развития

кратического

мышления,

разработанная

американскими

педагогами

Дж.

Стил,

К.

Меридитом

и

Ч.

Темплом,

предполагает

следующие этапы:

* стадия вызова,

* смысловая стадия,

* стадия рефлексии.

Стадия вызова - пробуждение интереса к предмету.

На этой стадии решаются следующие задачи:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия осмысления - осмысление материала во время работы над ним.

На этой стадии решаются следующие задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

Помочь соотнести старые знания с новыми;

Стадия рефлексии - обобщение материала, подведение итогов.

Задачи, которые решаются на этой стадии:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении

материала.

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока.

Стадия урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Вызов.

-

актуализация

имеющихся

знаний;

-

пробуждение

интереса

к

п о л у ч е н и ю

н о в о й

информации;

-

постановка

учеником

с о б с т в е н н ы х

ц е л е й

обучения

Направлена

на

вызов

у

учащихся

уже

имеющихся

знаний

по

и зу ч а е м ом у

вопросу,

а к т и в и з а ц и ю

и х

деятельности, мотивацию к

дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему

известно

по

изучаемому

материалу (делает

предположения),

систематизирует

информацию

до

изучения

нового материала, задает

вопросы, на которые хочет

получить ответы.

Информация, полученная на

с т а д и и

в ы з о в а ,

выслушивается,

записывается,

обсуждается.

Р а б о т а

в е д е т с я

индивидуально, в парах или

группах.

Осмысление содержания.

-

п о л у ч е н и е

н о в о й

информации;

-

корректировка

учеником

п о с т а в л е н н ы х

ц е л е й

обучения

Направлена

на

сохранение

и н т е р е с а

к

т е м е

п р и

непосредственной

работе

с

новой

информацией,

постепенное

продвижение

от

знания

«

старого» к «новому».

У ч е н и к

ч и т а е т

т е к с т,

с л у ш а е т ,

и с п о л ь з у я

активные

методы

чтения,

делает пометки на

полях или ведет записи по

мере

осмысления

новой

информации.

Рефлексия.

-

размышление,

рождение

нового знания;

-

постановка

учеником

новых целей обучения

Учителю

следует

вернуть

учащихся к первоначальным

записям; внести изменения,

дополнения.

Исследовательские

задания

н а

о с н о в е

и з у ч е н н о й

информации.

У ч а щ и е с я

с о о т н о с я т

«новую»

информацию

со

«старой», используя знания,

полученные

на

с т а д и и

осмысления содержания.

Н а

с т а д и и

р е ф л е к с и и

осуществляется

а н а ли з,

творческая

переработка,

интерпретация

изученной информации.

Р а б о т а

в е д е т с я

индивидуально, в парах или

в группах.

В

условиях

стремительного

развития

информационного

общества

современный

человек должен быть компетентным во всем. Исследования показывают: для того, чтобы

быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать

120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с

информацией. На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1. Учащиеся

с трудом подбирают

необходимую информацию, анализируют и

обобщают неупорядоченные сведения;

2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения на практике;

3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных

знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4. Не способны извлекать из философских, научно-популярных, публицистических,

художественных текстов знания по заданным темам.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений

работы с информацией.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

выделять в тексте главные положения и мысли;

составлять различные виды планов;

развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

конспектировать текст;

на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный

текст;

составлять

устное

или

письменное

высказывание

на

основе

представленной

цифровой информации.

Необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить,

осмыслить,

применить.

Получая

новую

информацию,

ученики

должны

научиться

рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и

точности.

Решать

данные

проблемы

позволяет

технология

развития

критического

мышления, в основе которой лежит система работы с текстом.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу

обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования

учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

-

возможность

использовать

модель

обучения

и

систему

эффективных

методик,

которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе

обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

На своих уроках использую различные приемы технологии развития критического

мышления:

1.

Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием

«Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на

пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то

ассоциации,

исторические

сведения,

предположения),

после

обсуждения

полученных

результатов

в

классе

учащиеся

сами

формулируют

цели

урока:

что

я

хочу

узнать?

Для

устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы

соотносят

полученную

информацию

с

той,

что

была

у

них

в

начале

урока,

учатся

рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Например, урок истории в 5 классе по теме «Расцвет демократии в Афинах». Цель

урока:

Создать

условия

для

усвоения

нового

материала

о расцвете

демократии

в

правление Перикла. На этом уровне используются таблицы, схемы, карты, документы,

учебник.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Демократия

Права и значение народного

собрания в Спарте

Ф у н к ц и и

н а р о д н о г о

с о б р а н и я :

в ы б и р а л о

с т р а т е г а ,

п р и н и м а л о

законы,

объявляло

войну,

у т в е р ж д а л о

м и р н ы е

договоры,

распоряжалось

казной

2.

Прием

«Толстый

и

тонкий

вопросы»

известен

и

используется

при

организации

взаимоопроса.

После

изучения

темы

учащимся

предлагается

сформулировать

три

«тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они

опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов

3.

Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для

систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На

стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На

стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические

связи. Кластер – графический прием систематизации материала.

4.

Схема

«Фишбоун»

или

«Рыбий

скелет».

Данная

графическая

техника

помогает

структурировать

процесс.

Более

глубоко,

поставить

цели,

показать

внутренние

связи

между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные

понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть

краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно

заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает,

как

средство

систематизации

материала,

быстро

воспроизводится

учащимися

и

увеличивает процент усвояемости.

5.

Н а

п о с л ед н е м

у р о в н е

рефлексии,

закрепляем

новые

знания,

меняем

первоначальные

представления

об

изучаемом

материале,

переосмысливаем

представления. Чтобы лучше запомнить данный материал, составляем таблицу, в

которой

название

колонок

могут

быть

следующие: Одобряем,

критикуем,

интересно.

Например,

урок

истории

в

7

классе

по

теме

«Власть

и

церковь.

Церковный раскол». Цель: создать условия для формирования знаний о церковной

реформе

17

в.,

приведшей

к

расколу,

и

о

стремлении

укрепить

централизацию

русской церкви.

Одобряем

Критикуем

Интересно

Приведение

церковных

книг

в

соответствие

с

греческими

оригиналами,

е д и н ы й

п о р я д о к

с о в е р ш е н и я

о б р я д о в .

Возникновение

церковной

оппозиции

как

формы

социального протеста

Репрессии по отношению к

п р от и в н и ка м

р е ф о р м :

с с ы л к и ,

п р о к л я т и я ,

с о ж ж е н и е

с т а р ы х

церковных книг

Патриарх

Никон

ставил

теократические

цели

создать сильную церковную

власть,

независимую

от

г о с уд а р с т в а .

О д н а к о

теократизм

противоречил

и н т е р е с а м

р у с с к о г о

самодержавия

Для

рефлексии

важны

результаты

работы,

а

именно,

достигнута

ли

цель,

поставленная учеником. И если этих знаний недостаточно для достижения цели,

то

ученикам

предлагается

самим

поискать

дополнительную

информацию

из

других

источников, можно дать им это в качестве домашнего задания.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления на

уроках истории и обществознания формирует у учеников такие умения и навыки

работы

с

информацией,

как

нахождение

нужной

информации,

ее

обработка

и

использование; анализ, составление на ее основе схем, таблиц, графиков; сравнение и

сопоставление

фактов,

объектов,

событий;

выявление

проблем,

содержащихся

в

тексте и нахождение путей их решения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!