Напоминание

Организация образовательного процесса по лексической теме "Продукты питания" (старшая логопедическая группа)


Автор: Мельникова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №414 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация образовательного процесса по лексической теме "Продукты питания" (старшая логопедическая группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
Организация образовательного процесса по лексической теме

«Продукты питания»

(старшая логопедическая группа)
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла необходимость пересмотреть организацию коррекционного процесса, изменить формы работы не только с детьми, но и родителями. Представленный комплект сформирован с учетом ФГОС, рассчитан на одну рабочую неделю, предполагает сотрудничество учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса. Материал рассчитан на воспитанников старшей логопедической группы с ОНР. Данная методическая разработка включает в себя комплект, состоящий из: -
перспективного

планирования

совместной

деятельности

и

индивидуальной

работы
по следующим направлениям: лексика; формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа; артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; формирование психологической базы речи; -
рекомендаций для воспитателей
(материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками); -
планов-конспектов по развитию лексико-грамматической стороны речи у

детей по данной темаме и фонетико-фонематической стороны речи;

-

материала

для

оформления

стенда

в

приемной

группы

и

размещения анонса недели на сайте учителя-логопеда;

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
- материала для формирования индивидуальных тетрадей, задания

для совместной деятельности воспитанников и родителей, наглядные

пособия.

1.

Перспективное планирование
совместной деятельности и индивидуальной работы по лексической теме «Продукты питания» с воспитанниками логопедической группы
Лексик

а

Формирование лексико-

грамматических

категорий

Формиро

вание

связной

речи

Форм-е

реч-х

навыков,

фонем.

восприяти

я и

навыков

зв.

анализа

Артикуляц

ионная,

пальчикова

я,

дыхательна

я

гимнастика

Развити

е

психиче

ских

процесс

ов
пища, повар, виды продукт ов, блюдо, завтрак, обед, полдник , ужин; печь, пробова ть, наливат ь и т.д.
Д/и

«Какой это продукт?»


бразование относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый.
Д/и «Подумай и ответь».
Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Суп парят или варят?
Д/и «Подбери признаки»
. Огурец (какой?) – длинный, короткий, зеленый, свежий, соленый…; Пюре (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое…; Рыба (какая?) – Составле ние предложе ний по опорным словам, с предлога ми:
в, с,

над, под.
Дифференц иация понятий звук, слово. Звуковой анализ односложн ых слов. Нахождени е м е с т а з в у к а в слове (начало, конец, середина). Работа со схемой слова. Подбор с л о в н а заданный звук.
Развитие

арт.

моторики.
Упражнение для челюсти «Жевачка» Упражнение для языка «Пирожок» Упражнение для губ «Режем лук»
Дыхательн

ая

гимнастика
«Волшебная ладошка»
Психоречев

ая

гимнастика
Сумку в руки мы берем, В магазин с тобой идем.
Игры:

«Четве

ртый

лишний

»

«Что

измени

лось?»

«Сравн

и»

«Кому

что

нужно»

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова морская, речная, живая, скользкая, жареная, соленая, сушеная, копченая…; Торт (какой?)…; Молоко (какое?)…
Д/и

«Подбери действия».
Кашу – варят, молоко – пьют, котлеты – жарят, хлеб – режут, утром – завтракают, днем – обедают, вечером – ужинают, гостей – угощают, булочки – пекут.
Д/и «Назови ласково»


бразование существительных с уменьшительно-ласкатель- ными суффиксами в единственном числе): суп – супчик, масло – маслице, блин – блинчик, котлета – котлетка, хлеб – хлебушек, торт – тортик, каша – кашка…
Д/и «Один — много»


бразование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах): котлета – котлеты – много котлет; пирог – пироги – много пирогов; сосиска – сосиски – много сосисок…
Д / и

« П о с ч и т а й »


бразование существительных множественного числа в имен и т е л ь н о м и родительном падежах): од н а к о т л е т а – д в е котлеты – пять котлет; один пирог – два пирога – пять пирогов… В магазине же на полках Не шарфы и не футболки. Вкусно пахнет здесь всегда, В доме вкусная еда.
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
2.

Рекомендации для воспитателей
п о лексической теме «Продукты питания» (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками)
Дети

должны

усвоить:
основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.
Лексический

материал:
пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.
Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики
Точим нож, точим нож, Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало и колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь, молодцы! Руки на поясе, водят правой ногой вперёд – назад Ритмично топают ногами. Руки вперёд, машут вверх – вниз. Загибают пальчики на одной руке. Руки вперёд, ладонями вверх.
2. Развитие мелкой моторики
1)Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, Называем их – еда, Очень любим их всегда! Прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке. Переплетают пальцы, соединив ладони. Ритмично хлопают. 2)Лепка из пластилина – развитие мелкой моторики и сенсорных представлений; знакомство со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий…).
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Жевачка» Упражнение для языка «Пирожок» Упражнение для губ «Режем лук» Имитация жевания 10 сек. Поднять вверх края языка и прижать их губами. Держать под счёт до 10. Зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1) Назвать продукт питания на звук: «[М] – масло, молоко, мармелад; [К] – колбаса, конфеты, кофе; [С] – сосиски, сыр, сметана; [П] – пряник; [Х] – хлеб; [Б] – батон, булочка и т. д.». 2) Закрепить знания о согласном звуке Ш и букве Ш (согласный, глухой). 3) Чтение слогов с буквой Ш. 4) Звуковой анализ слов: ШУТ, СА-ША, ШУ-БА.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) «Какой это продукт?». Образование относительных прилагательных: котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый. 2) «Подумай и ответь». Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Суп парят или варят? 3)«Подбери признаки». Огурец (какой?) – длинный, короткий, зеленый, свежий, соленый…; Пюре (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое…; Рыба (какая?)
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова – морская, речная, живая, скользкая, жареная, соленая, сушеная, копченая…; Торт (какой?)…; Молоко (какое?)… 4) «Подбери действия».Кашу – варят, молоко – пьют, котлеты – жарят, хлеб – режут, утром – завтракают, днем – обедают, вечером – ужинают, гостей – угощают, булочки – пекут. 5) «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Суп – супчик, масло – маслице, блин – блинчик, котлета – котлетка, хлеб – хлебушек, торт – тортик, каша – кашка… 6) «Один — много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Котлета – котлеты – много котлет; пирог – пироги – много пирогов; сосиска – сосиски – много сосисок… 7) «Посчитай». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Одна котлета – две котлеты – пять котлет; один пирог – два пирога – пять пирогов…
6. Развитие связной речи
1) Чтение с обсуждением: Братья Гримм «Горшок каши». 2) Отгадывание загадок по лексической теме. 3) Составление предложений с предлогами:
с, в, под, над.
4) Объяснение значения сложных слов: картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка. 5) Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам: «У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа купил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гости принесли фруктовый торт. Всем было весело».
3.

План-конспект
Занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей логопедической группе «Продукты питания»
Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:
Учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать, классифицировать.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, воображение, мышление детей. Обобщать, систематизировать и активизировать знания детей о продуктах питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить. Практическое усвоение детьми связи слов в предложении. Упражнять в составлении предложений, анализе предложений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать активность мысли и речи. Воспитывать навык культурного поведения в общественных местах.
Оборудование:
картинки «Продукты питания», набор для игры «Живое предложение», сюжетная картинка «Повар готовит».
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
Предварительная

работа:
беседа о продуктах питания и их роли в жизни человека.
Ход занятия

1.

Оргмомент.
- Назовите что мы едим? (хлеб, сосиски, масло, колбаса и т. д.) - Как одним словом можно назвать все эти предметы? (продукты питания) . - Какие ещё продукты питания вы знаете? - Перечислите продукты, которые необходимо хранить в холодильнике? - Какие продукты не требуют хранения в холодильнике? (хлебобулочные изделия, крупы, многие кондитерские изделия и т. д.).
2. Введение в тему.
Вводная беседа «Продукты. Их значение для человека» Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей, Падает от слабости, А любит только сладости. - Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.)
3. Изучение нового.

Игра «Что из чего? »

1)
В холодильнике сейчас Желтый сыр лежит у нас. Вкусен сыр, я это знаю, Сыр кусочком отрезаю… - К какому виду продуктов относится сыр? (сыр – это молочный продукт) . - Как вы думаете, откуда берутся молочные продукты? (молочные продукты делают из молока, а молоко дает корова) . - Если молоко заквасить, получается кефир. Я люблю его не меньше, чем сметану или сыр. На ночь пить кефир полезно, каждый знает это сам! - К какому виду относится кефир, молоко, сметана? (это
молочные продукты
) .
2)
Чтобы вырасти большим, Нужно маму слушать, За обедом от души Суп куриный кушать. На второе съесть котлеты И пюре в придачу. Ем я мясо на обед – Буду сильным, значит. - К какому виду продуктов относятся котлеты (это
мясной продукт
) . - Какое бывает мясо? (свинина, говядина, телятина, баранина и т. д.) .
3)-
К какому виду продуктов относится хлеб? (это
хлебобулочное изделие
) . - Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (ржаной хлеб, сухари, сушки и т. д.) .
4)
Аналогично
кондитерские изделия.

Игра «Пирожки с начинкой»
- Вспомните, как называется эта сказка. Для кого Маша пекла пироги? Как вы думаете, с чем Маша могла испечь пирожки для бабушки и дедушки? (Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и образуют соответствующее прилагательное.). Например: Это капуста. Маша испекла капустный пирог. Малина - малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба - рыбный.
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
Игра «Подбор обобщающего слова»
- Как назвать, одним словом капусту и морковь? Начинка из овощей, какая? (Овощная) - Как назвать, одним словом малину и землянику? Начинка из ягод, какая? (Ягодная)
Игра «Думай и отвечай»
(Игра способствует активизации глаголов, близких по значению). - Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят? (Рыбу, яйцо, картофель) - Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут? (Пироги, торты, печенье) - Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят? (Кашу, суп, компот, макароны)
Игра «Поможем Незнайке исправить ошибки»
(Развитие фразовой речи) Лена пить лимон чай. - Лена пьёт лимонный чай. Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат. Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт. Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.
Физминутка.

Игра

«Живое

предложение».
Предложить детям картинку «Повар готовит». Составляют предложение: Повар готовит обед. Далее распространяют его: Повар готовит вкусный обед.
Игра «Закончи предложение».
Я захотел устроить бал И гостей к себе (позвал) . Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый …. (пирог) . Пирог, ножи и вилки тут, Но что – то гости … .(не идут) . Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек …. (откусил) . Потом подвинул стул и сел. И весь пирог в минуту (съел) . Когда же гости подошли, То даже крошек … (не нашли) .
4. Правила поведения в магазине.

Игра «Отделы магазина»
Что можно купить? (мясной, рыбный, хлебный).
Обсуждение сценки «Незнайка в магазине».

5. Итог занятия.

4.

План-конспект

занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Звук и буква Ш»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:
- познакомить со звуком и буквой Ш; - научить характеризовать звук Ш по акустическим и артикуляционным признакам; - продолжить знакомить с понятием «предложение».
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в делении слов на слоги (кусочки, кирпичики), предложений на слова; - упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из 3, 4-х звуков;
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование:
предметные картинки, буква Ш, фишки для выкладывания на магнитной доске, индивидуальные наборы на каждого ребенка, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия

1.

Орг. момент
(на ковре рассыпаны буквы).Придумывают слово на выбранную на ковре букву, говорят – где она живет, проходят и садятся на ковер.
2.

Развитие мелкой моторики.
- Подготовимся к путешествию, в которое нас приглашает Кактус: Весна пришла по снежному, По влажному ковру. Рассыпала подснежники, Посеяла траву. Теперь зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. Ходят пальчиками по ковру. Ладони вниз на ковре. Раздвигают и сдвигают пальчики. Руки согнуты в локтях, сжимаю и разжимают пальчики. Загибают по одному пальчику на каждой руке.
3.

Развитие арт.

моторики.
- Поплывем по реке Обь: «Парус».
4. Развитие дыхания и голоса.
- Вышли на берег, не пройти – такие заросли кустарника! Проложим себе путь. Упражнение «Дровосек» (пропеваем все гласные звуки).
5.

Введение в тему.
- Поедим на машине. Ой, шина у колеса сдулась. Упражнение «….» (ш-ш-ш).
6.

Акустико-артикуляционный

образ

звука.

(
Произнесение хором, отдельными детьми, наблюдение за артикуляцией (губы…., зубы сближены, кончик язычка…). - Какой звук Ш? Звонкий или глухой? (Согл,, глухой, обозначаем синей фишкой без колокольчика).
7. Накачаем шину насосом.

-
Как будем накачивать? (с-с-с). Ой, опять спускает шина! (ш-ш-ш). Поработаем насосом. (с-с-с)
8. Буква Ш.
- Так вот для чего нас в гости звал Кактус. Хотел узнать все о звуке и букве Ш. - На что похожа? Буква Ш, как гребешок. Куклу причеши, дружок! Три зубца рядочком ставим И внизу соединяем.
9. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук».

Игра «Хлопни, топни»
(показывает картинки)
:
Мапка, тапка,
шапка
, капка. Балыши,
малыши
, кавыши, табыши. Майба, кайба, тайба,
шайба
.
Физминутка «Раз цветочек, два цветочек»

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
10. Работа в тетрадях. Закрепление звука в слогах, словах.
Раскрашивают букву Ш синим цветом, объясняют почему – синим. Чтение слогов. Игра «Домик» (определяют место звука в слове). Считают количество слогов в слове. Звуковой анализ: ШУМ (зажигают фонарики). Составление предложения по заготовленной схеме про Кактуса. Составление предложения с предлогом ПОД, запись схемы в тетрадь.
11. Закрепление звука в тексте.
- Назови слова со звуком Ш: Скачет зверушка – Не рот, а ловушка. Попадут лягушке И комар и мушка.
12. Итог занятия.

5.

Информация для размещения на стенде

в приемной группы и на сайте учителя-логопеда

1 лист

На этой неделе
дети познакомятся со звуком и буквой Ш. Звук «Ш» - согласный (губы вытянуты вперед, широкий язык поднят к альвеолам и создает преграду для воздушной струи, которая проходит по середине языка), глухой (горлышко молчит). На схеме обозначаем синим цветом. На занятиях мы будем: - читать
слоги
(с буквами гласных звуков); - зажигать фонарики над словом – ШУМ.
Ваша дочка или сынок будут рады поиграть с вами в игры:
«Хлопай, не зевай» (в потоке других звуков различает звук Ш и хлопает); «Кто больше вспомнит слов со звуком Ш»; «Домик» (определи где живет звук – в начале, середине или в конце слова), слова: шапка, камыш, шашки; «Сколько кирпичиков (кусочков) в слове» (ребенок хлопает, определяя количество слогов в слове); «Найди лишнее слово» (без звука Ш) «Спаси предложение» (составить предложение из набора слов): Миши, на шапка, у, голове. В, дети, шашки, играли.
2 лист

Тема 3 недели марта: «Продукты питания» (см. альбом №2)

1.

Родителям рекомендуется:
- посетить вместе с ребёнком продуктовый магазин, познакомить его с названиями различных продуктов; - закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания»; - рассказать ребёнку какие продукты делают из молока, муки, мяса; - рассказать, что их можно назвать молочными, мучными, мясными; - описать любимый продукт.
2. Учимся играя:

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
«Жадина»:
Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски. И т.д.).
«Из чего - какой?».
Для приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их. Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное). Масло из кукурузы-… Масло из оливок -… Масло из сои-… Масло из сливок-… Назови блюда правильно. Образец: Салат из овощей – овощной. Каша из гречневой крупы-…. Запеканка из творога-…. Пюре из ягод -… Сок их фруктов-….
«Скажи наоборот».
Дополнить предложения словами-признаками. Молоко жидкое, а сметана-…. Творог мягкий, а сыр -…. Батон горячий, а эскимо -….
«Четвёртый лишний».
Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее. Тарелка, вилка, хлеб, нож. Вафли, чашка, баранка, сухари. Творог, сыр, йогурт, колбаса.
6.

Материал для индивидуальных тетрадей

(домашнее задание)

Домашнее задание по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Лексическая тема «Продукты питания»
(см. альбом №2)
Задание по фонетике
1.
На что похожа эта буква?
2.
Закрепите с ребенком
: Звук «ш» петь не получается. Поэтому звук «ш»
- cогласный
звук. Когда произносишь звук «ш» голос «отдыхает», поэтому звук «ш»
глухой
звук. 3.
Раскрась
буквы, каким цветом воспользуешься? 4. Если рядом со звуком «Ш» ставить гласные звуки, то вместе они образуют слоги,
прочитай:

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова
ША. ШУ. ШО, ИШ, АШ, УШ, ОШ
5.
Найдите место положения звука «Ш»
в словах (
зарисуйте
или наклейте к ним картинки) шапка кошка шашки 6
. Разделите на слоги
слова (хлопаем). Покажи на схеме – сколько кусочков в слове:
машина _________________,

тишина _________________,

шахматы _________________,

шут _________________.

7.

Материал для тетради,

используемой в ходе фронтальных занятий по развитию

фонетико-фонематической стороны речи
1. 2.
МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» учитель-логопед О. В. Мельникова 3.Раскрась предметы в словах которых есть звук Ш 4. Придумай предложение, нарисуй его схему.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!