Напоминание

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения


Автор: Иванко Анжелика Геннадьевна
Должность: магистр 6 курса
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского"
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский За тысячелетнюю историю человечества сложились

две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих

ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими

возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два

важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для

всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь –

взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей,

государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек

не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое

взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или

детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,

«сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен

мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в

работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с

целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В

основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое

предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу

взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа

педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их

взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на

дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения,

следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает,

прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество,

является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в

жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей.

Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической

защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники

родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52]. На

современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ

«Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители

являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного,

интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и

ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются

сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и

интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для

достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ

большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей.

Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим

плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и

позиция ДОУ в работе с семьей [3, с. 5]. Анализ психолого-педагогической литературы показал,

что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами –

практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во

взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в

сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития

содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н.

Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и

опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении

работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2, с. 23]. Проблема

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной,

приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и

образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание

между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто

испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы

взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в

сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для

активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с

родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе

модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления

современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день

является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это

способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм

взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями

и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом

своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать

весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые,

современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-

политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с

родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские

собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии,

родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную

форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как

о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого

выбираем следующие требования к формам взаимодействия: *оригинальность,

*востребованность, *интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные

формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию,

как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем

разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические анкетирование; опрос; "почтовый ящик". Наглядно-

информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО –

очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей». Познавательные

родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.

Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или

тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями,

обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы

освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма

работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда

нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. Ещё одна эффективная

форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет

действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в

год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные

лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами

анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения

астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся,

чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В

заключении каждый родитель получает памятку по теме. Так же о жизни группы родителям

расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются

наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии,

встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества,

сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что

такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п. Одной из самых традиционных, но

эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из

опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и

поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из

этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не

на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и

длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий,

круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности

детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения

собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и

родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для

сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий,

не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в

сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и

потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители

принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на

лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга

в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких

праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Заканчивая тему

досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К

примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в

строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со

сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на

разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название

объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных

акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример

ребёнку положительного отношения к природе. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть,

что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных

форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и

наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам

говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!