Автор: Иванко Анжелика Геннадьевна
Должность: магистр 6 курса
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского"
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский За тысячелетнюю историю человечества сложились
две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих
ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими
возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два
важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь –
взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей,
государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек
не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое
взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или
детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,
«сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен
мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в
работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с
целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В
основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое
предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу
взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа
педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их
взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на
дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения,
следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает,
прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество,
является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в
жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей.
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической
защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники
родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52]. На
современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ
«Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители
являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного,
интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и
ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются
сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и
интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для
достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ
большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей.
Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим
плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и
позиция ДОУ в работе с семьей [3, с. 5]. Анализ психолого-педагогической литературы показал,
что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами –
практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во
взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в
сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития
содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н.
Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и
опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении
работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2, с. 23]. Проблема
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной,
приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и
образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание
между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто
испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы
взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в
сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для
активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с
родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе
модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления
современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это
способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм
взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями
и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом
своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать
весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые,
современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-
политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с
родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские
собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии,
родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную
форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как
о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого
выбираем следующие требования к формам взаимодействия: *оригинальность,
*востребованность, *интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные
формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию,
как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем
разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические анкетирование; опрос; "почтовый ящик". Наглядно-
информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО –
очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей». Познавательные
родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.
Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или
тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями,
обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы
освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма
работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда
нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. Ещё одна эффективная
форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет
действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в
год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные
лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами
анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения
астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся,
чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В
заключении каждый родитель получает памятку по теме. Так же о жизни группы родителям
расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются
наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии,
встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества,
сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что
такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п. Одной из самых традиционных, но
эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из
опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и
поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из
этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не
на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и
длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий,
круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности
детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения
собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и
родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для
сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий,
не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в
сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и
потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители
принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на
лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга
в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких
праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Заканчивая тему
досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К
примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в
строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со
сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на
разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название
объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных
акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример
ребёнку положительного отношения к природе. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации
ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных
форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и
наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам
говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.