Автор: Каменская Елена Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: г. Пыть-Ях Наименование материала: Статья Тема: "Психология детского творчества" Раздел: дополнительное образование
Психология детского творчества
Несмотря
на
огромное
значение
дошкольного
детства
для
всего
последующего
развития
художественных
способностей
в
онтогенезе,
психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще
недостаточно.Последнее
время
во
всем
мире
наиболее
популярны
международные выставки детского изобразительного творчества, общество
проявляет
особый
интерес
и
заботу
о
развитии
изобразительных
способностей
детей.
Однако,
если
в
дошкольном
возрасте
(сензитивный
период
для
развития
художественных
способностей)
очень
много
детей
рисует,
то
очень
мало
тех,
кто
продолжает
рисовать,
когда
сензитивный
период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему
возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.С
возрастом
значительно
уменьшается
круг
людей,
способных
к
артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В
начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.С
литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток
пишет
стихи,
ведет
дневник.
Однако
у
большинства
взрослых
людей
потребность
в
литературном
творчестве,
так
же
как
и
в
музыкальном,
изобразительном, утрачивается.Для того, чтобы понять причины затухания
творческих
способностей
к
моменту
окончания
ребенком
школы,
необходимо
проанализировать
основные
закономерности
развития
художественных способностей в онтогенезе.К детскому творчеству психологи
относят:
хореография,
изобразительное,
музыкальное
творчество,
игра,
сочинение сказок и стихов, фантазия.
Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под
музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать
внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако в
последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития
мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более
под
музыку.
А
ведь
это
основа
для
развития
всех
видов
детского
творчества.Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-
моторные,
зрительно-пространственные
координации,
музыкальный
слух,
ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А
значит
активизируется
работа
моторной
зоны
мозга
-
основы
для
нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под
звуки
которого
ребенок
двигается,
на
эмоции
танцующего
малыша
способствует
установлению
баланса
между
процессами
возбуждения
и
торможения,
а
также
эмоциональной
гибкости,
переключаемости
с
отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок
учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не
контролирующей
функции
сознания,
которая
развивается
в
достаточной
степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20 годам.Однако занятия
хореографией
дети
часто
начинают
только
в
4-5
лет,
когда
сензитивный
период
упущен.
Занятия
превращаются
в
формальное
выполнение
достаточно
сложных
движений,
редко
отличающихся
той
гибкостью
и
пластичностью, которая доступна младенцу.
Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для
развития
художественных
способностей
в
онтогенезе,
является
изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению,
практика
детских
садов
показывает,
что
наибольшее
место
в
изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как
основой
для
этих
более
сложных
видов
детского
творчества
являются
движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие
движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не
совсем
координированных
движений
на
лист
бумаги,
стену,
на
пол,
в
зависимости
от
того,
что
является
для
ребенка
более
удобным
для
самовыражения. Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет
рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с
развивающимися
художественными
способностями
за
аккуратность.
Или
ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями:
лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и
говорить. На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как
отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же
листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью
кистей
и
красок,
пластилина,
кусочков
материи,
картона,
природных
материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как
дополнительных
изобразительных
средств
для
создания
той
единой
картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к
этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать
эти дополнительные изобразительные средства.